Противопожарная профилактика в ОУ





Все ОУ должны быть оснащены установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Противопожарная профилактика включает следующие мероприятия:

- устранение непосредственных или возможных причин пожаров (правильный и рациональный монтаж электрооборудования, отопления, запрещение пользования открытым огнем и курения в пожароопасных помещениях, запрещение хранения в необоснованных количествах горючих материалов и т. п.);

- ограничение распространения возникшего пожара (сооружение противопожарных стен, преград, противопожарные занавеси, водяные завесы, местные преграды и т. д.);

- создание безопасных условий для вынужденной эвакуации людей из здания (устройство эвакуационных путей и выходов, обеспечение свободного передвижения к ним, отсутствие решеток на окнах и т. п.);

- обеспечение условий для тушения возможного огня (наличие подъездных путей и проходов к зданиям, наличие действующего пожарного водопровода, гидрантов, исправность наружных пожарных лестниц и изгородей на крыше и т. п.).

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителей ОУ. Руководители ОУ обязаны назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов. В обязанности руководителей организаций входит:

- организация пожарной охраны объекта;

- организация обучения работников правилам пожарной безопасности;

- разработка перспективных планов внедрения систем пожаротушения и мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности предприятия;

- разработка инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, а также инструкций о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникшем пожаре и др.;

- применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т. п.

В помощь пожарной охране на предприятиях и в ОУ организуются добровольные пожарные дружины и пожарно-технические комиссии.

Все ОУ, должны располагать необходимыми первичными средствами пожаротушения и инвентарем.

Чтобы уменьшить вредное действие ОФП и скорость распространения огня, специалисты рекомендуют:

- целенаправленно осуществлять замену оборудования и мебели, выполненных из горючих материалов, на их аналоги из негорючих (или менее горючих) материалов;

- деревянные перегородки, полы пропитывать специальной огнезащитной жидкостью, покрывать или заменять плиткой. В первую очередь на кухне, на складе, в местах, где курят, где много электропроводки, приборов и иных опасных материалов;

- деревянные перекрытия и конструкции чердака обмазывать глиной.

Необходимо также учитывать, что мебель и перегородки из ДСП и металлических рам горят намного медленнее дорогой лакированной мебели из цельного дерева. Шерстяные и войлочные ковры безопаснее синтетических. Чем легче и меньше шторы, тем легче их сорвать и затоптать при возгорании. Есть шторы и жалюзи из менее горючих материалов. Особенно важно заменить старую проводку, скрыть ее в защитных кожухах, обеспечить однородность металла в соединениях, поставить исправные предохранители (пробки). Сегодня уже нет проблем с установкой недорогой и надежной охранно-пожарной сигнализации отечественного производства. Важно уметь правильно реагировать на ее срабатывание.

В ППБ 01–03 приведены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

- не разводить костры;

- не использовать открытый огонь;

- курить только в отведенных местах;

- не ставить автомобили ближе 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующих требований:

- в помещениях произведена уборка;

- корзины для сбора мусора должны быть пусты;

- все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);

- окна и форточки должны быть плотно закрыты;

- проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;

- электроосвещение должно быть отключено;

- входные двери должны быть закрыты на ключ;

- автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;

- первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

- пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

- пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

- включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

- оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

- включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

- пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

- производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;

- подключать к электросети неисправные электроприборы;

- использовать для защиты электросети некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;

- курить в рабочих кабинетах, учебных классах, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий; курение разрешается только в специально отведенных помещениях;

- бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

- приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

- хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

- загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

- закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

- использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

Знаки пожарной безопасности

В ОУ необходимо использовать знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТ Р12.4.026–2001. К ним относятся:

- указательные знаки для средств защиты (квадрат или прямоугольник красного цвета): «Направляющая стрелка», «Пожарный кран», «Пожарная лестница», «Огнетушитель», «Телефон для пользования при пожаре», «Пожарный водоисточник», «Пожарный сухотрубный стояк», «Пожарный гидрант», «Кнопка включения установок пожарной автоматики», «Звуковой оповещатель»;

- запрещающие знаки (белый круг с красной каймой и диагональной полосой красного цвета): «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Запрещается тушить водой», «Запрещается загромождать проходы»;

- предупреждающие знаки (желтый треугольник с черной каймой): «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества», «Взрывоопасно», «Пожароопасно. Окислитель»;

- указательные знаки для целей эвакуации (квадрат или прямоугольник зеленого цвета). Они устанавливаются в положениях, соответствующих направлению движения к эвакуационному выходу. Обычно это изображения направляющих стрелок и поясняющих надписей. Из-за отсутствия таких знаков человек может не найти эвакуационного выхода, что может привести к печальным последствиям;

- предписывающие знаки (круг синего цвета) с изображениями: противогаза (защитить дыхание); сигареты (курить здесь); электророзетки (отключить) и иные с поясняющей надписью белого цвета или без нее.

Противопожарные инструктажи

Согласно Правилам пожарной безопасности все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем организации (ОУ).

Для изучения правил пожарной безопасности все работники ОУ должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный (см. также раздел 11.2).

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

- общие меры пожарной безопасности;

- возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

- практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда. О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

- с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

- с образцами всех имеющихся в ОУ первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

Последовательность действий персонала ОУ и учащихся при пожаре

Анализ множества происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона – все это может спасти жизни детей в случае беды.

Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Ниже приведен текст памятки, которая была вывешена и роздана сотрудникам в одной из школ; она может быть использована в качестве краткой типовой инструкции по противопожарной безопасности в ОУ.

Последовательность действий при пожаре:

- тревога (включение звуковой сигнализации);

- вызов пожарной охраны;

- эвакуация;

- сбор всего состава ОУ в отведенном месте;

- перекличка (проверка учащихся и персонала).

Тревога. Любой человек – ученик или работник школы – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом, стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.

Вызов пожарной охраны. О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону «01». Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

Эвакуация. Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.

Сбор. Место сбора – во дворе школы. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Перекличка. По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

 

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Вопросы:

1. Основные понятия.

2. Причины происшествий, опасных ситуаций, травматизм и заболевание в образовательном учреждении.

3. Система безопасности образовательного учреждения.

 

Опасности часто скрыты (не видны): радиация, износ трубопровода, осколок в траве, камень за пазухой, засада в кустах. А некоторые видны, но не всегда оцениваются как опасность: посторонний запах, чужая машина, подозрительные люди, разлитое масло, пьяный человек, собака с пеной у рта. Независимо от того, видим мы их или нет, такие опасности существуют постоянно и везде, никто от них не застрахован.

У любой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина, например неисправность, недисциплинированность, невнимательность, незнание, глупость. Иные причины крайне редки. Даже если вы пострадали от аварии или от преступника, в этом есть доля и вашей вины. Крупный организатор промышленности Серго Орджоникидзе часто повторял: «У всякой аварии или катастрофы всегда есть конкретные фамилия, имя и отчество».

Многие процессы, происходящие в образовательной и подростковой среде, еще не до конца осмыслены. Поэтому нечетко определены совместные действия субъектов безопасности на перспективу, не обозначены приоритеты осуществления и финансирования инженерных, режимных, организационных и иных мероприятий в сфере безопасности ОУ.

С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС расположим различные причины и негативные факторы (процессы и явления) в порядке убывания их значимости и степени влияния. Вот что выходит на первые места:

- недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;

- непонимание серьезности проблем БЖ;

- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;

- неорганизованность досуга учащихся;

- слабая система безопасности и охраны ОУ;

- целенаправленные действия преступников;

- негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

- отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

- недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

- недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;

- излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся.

Как видно, комплекс причин опасностей в ОУ не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Однако главным звеном остается воздействие на учащихся, родителей и персонал ОУ, т. е. на человеческий фактор.

При сохранении указанных выше причин и негативных факторов легко предсказать дальнейший рост количества происшествий, преступности, травматизма в ОУ.

Чрезвычайные и менее опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. На самом деле это не так. Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события и явления. Нельзя вдруг отменить недостатки отдельных правовых норм и их исполнителей, сильный мороз, отключения электричества, нарушения правил дорожного движения, детские шалости, пьянство, глупость, ревность, месть, зависть. Поэтому выявление, анализ, предупреждение и решение проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, на каждом рабочем месте, в подвале, во дворе, на складе и т. д.

Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников ОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.

К техническим причинам относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.

К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.

К личным причинам относятся:

- недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;

- недисциплинированность учащихся, нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;

- незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.

Человек может совершать ошибочные действия и проступки из-за утомления, вызванного большими перегрузками, монотонностью труда, умственным перенапряжением.

В эту группу относятся также неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.

Статистика травматизма в ОУ свидетельствует, что 2/3 травм получены учащимися на переменах. Это подтверждает, что наиболее распространенной причиной школьных опасностей является низкий уровень организации и поддержания порядка в ОУ. Травмы, полученные на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях, на других уроках, составляют менее одной трети общего количества.

Из них половина – это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12% – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. Мальчики травмируются почти в два раза чаще, чем девочки.

Имеют место случаи травматизма среди педагогического и технического персонала ОУ, например травмы, полученные:

- учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;

- во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;

- вследствие падения тяжелых предметов на работников;

- вследствие падения работников со стульев во время размещения плакатов, таблиц и других предметов;

- при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук и ног и т. д.

Как правило, все происшествия, аварии, травмы случаются по нескольким причинам, действующим одновременно, что облегчает их заблаговременное выявление. Однако для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: учащихся, педагогов, родителей.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности ОУ.

Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.

Основные пять стадий развития опасной ситуации можно представить следующей схемой (рис. 2). Ниже даны примеры, поясняющие особенности и признаки каждой стадии.

 

Зарождение потенциальных опасностей, угроз Непосредст-венные признаки угрозы Собственно опасноесобытие Первые неотложные действия Преодоление последствий события
Сварочные работы, хране­ние горючих материалов, старая электро­проводка, старое здание Задымление, запахи,необычные звуки, крики, срабатывание сигнализа­ции, нагрев провода Пожар Оценка ситуациии выбор варианта действий Эвакуация воспитан­ников, вызов пожарных, тушение подручными средствами Ремонт, вос­становление нормальной деятельности ОУ, возмеще­ние ущерба
Отсутствие охраны, не­удачная экипи­ровка, алко­гольное опьянение, прогулкав темноте Приближает­ся человек(в т. ч. знако­мый) в удоб­ном для преступления месте Грабеж, насилиеОценка ситуациии выбор варианта действий Самоспасе­ние, помощь органам обеспечения безопаснос­ти, розыски задержание преступника Физическаяи психологи­ческая реаби­литация, возмещение вреда, осужде­ние преступ­ника

 

Рис. 2. Стадии возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций

Эта схема показывает общие закономерности развития практически всех видов опасных ситуаций, которых в нашей жизни великое множество. На всех стадиях развития опасной ситуации или ЧС есть свои меры позитивного влияния на ситуацию, которые и следует взять на вооружение каждому человеку.

Однако ни один специалист ОУ не в состоянии одинаково полно изучить и помнить все возможные факторы ЧС и меры защиты от них. Даже добротный паспорт безопасности ОУ не поможет отдельному педагогу или администратору. Во-первых, он очень объемен и неудобен для личного пользования, во-вторых, он создается всего в нескольких экземплярах, которые хранятся в разных организациях в режиме ограниченного доступа.

Поэтому так важны теоретические и методические знания о закономерностях развития опасных ситуаций, а также различные практические рекомендации. Особенно полезны индивидуальные карманные памятки по личной безопасности и оказанию первой медицинской помощи.

Часто опасности возникают в самых обыденных местах и когда их не ждешь. Например, вырвали из рук сумку, обманули мошенники, сгорел склад, придрались правоохранительные органы, поскандалил с соседом, угнали машину. Статистика красноречиво говорит о том, что на работе и дома, на уроке и на даче, в любом месте могут возникнуть вредные природные или техногенные воздействия, криминальные ситуации, опасные встречи и другие неблагоприятные факторы.

Тысячи людей ежедневно ломают руки и ноги на лестницах. Но этого не произойдет, если всегда держаться за поручни, правильно ставить ноги (на носок, а не на пятку) и следить за своей обувью (каблук не должен быть сношен).

Опыт показывает, что если изучить причины и механизмы возникновения разных опасностей, научиться предвидеть возможные последствия, то будет легче их избежать.

Чтобы научиться предвидеть различные опасности, необходимо развивать наблюдательность, анализировать свои и чужие ошибки, учиться обращать внимание на малозаметные признаки скрытых опасностей.

Например, автор на занятиях предлагает обучаемым назвать шесть причин, по которым подросткам, особенно девушкам, опасно совершать прогулки 8 мая после 22 часов без сопровождения. Далеко не всем удается сразу назвать негативные факторы: темно, тепло (одежды немного), приличные люди все дома, предпраздничный вечер, много выпивших, всплеск весенней гормональной активности, на улице много маргиналов и «любителей приключений».

Знание причин и стадий развития опасностей и негативных факторов позволяет с большой вероятностью предвидеть зарождение потенциально опасной ситуации, оценить ее последующее развитие и степень риска. Опытный педагог управляет рисками.

Еще один пример. Зная о запасах спиртного у старшеклассников в походе, некоторые педагоги специально планируют дробные привалы в безопасных местах (не у воды) и допускают выпивки днем с хорошей закуской – чтобы к ночи группа была в норме: «и волки сыты, и овцы целы».

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

1. От обычных происшествий и опасных ситуаций погибает людей (в т. ч. обучающихся и воспитанников) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах.

2. Значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70 % пострадавших погибает не от стихийных бедствий, а от отсутствия элементарной культуры безопасного поведения и недостаточности необходимых знаний и умений у населения, в том числе и у части медработников. Особенно ярко это проявилось при терактах в Каспийске, Махачкале, на Дубровке и в десятках тысяч ДТП. Не всем удается быстро остановить кровь, не всех потерявших сознание положили лицом вниз, чтобы пострадавший не подавился языком и не захлебнулся кровью (рвотой).

3. Дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите ОУ от терактов и иных ЧС не приведет к снижению общих потерь, если эти меры не будут одновременно защищать ОУ от множества других обыденных (нечрезвычайных) опасностей социального характера.

Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма и смертности в ОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Твердое усвоение трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по гололеду и скользким лестницам, выбор одежды и обуви по погоде, правильное хранение продуктов и денег, общение в конфликтных ситуациях и, в особенности, умение предвидеть неблагоприятное развитие обыденных ситуаций.

4. Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития трудоохранной культуры, системы формирования безопасной личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных технических и социальных систем безопасности.

5. Любые действия не будут эффективными, если не будет обеспечено единство целей и механизма взаимодействия общества, гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны специальные программы и механизмы для постоянного взаимодействия, например, паспорт безопасности ОУ, пакет инструкций по безопасности, единый план безопасности.

Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности ОУ, созданию комплексных систем безопасности (выбору средств, режима, типа отношений в коллективе, с родителями), позволяющих достичь наибольшего эффекта.

 

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

Вопросы:

1. Основные понятия.

2. Общая характеристика террористических и социально – криминальных угроз.

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов.

4. Действия и меры защиты при угрозе террористических актов.

 

Основные понятия

Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующейся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

Террористическая акция (террористический акт) – непосредственное совершение преступления террористического характера в форме:

- взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;

- уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;

- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;

- захвата заложников, похищения человека;

- создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;

- распространения угроз в любой форме и любыми средствами;

- иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Террористической акт, как правило, является завершающим этапом террористической операции.

Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.

Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия при условии освобождения удерживаемого лица.

Преступления террористического характера – преступления, предусмотренные статьями 205–208, 277 и 360 УК РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Террористические акты осуществляются в следующих основных формах.

Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств, взрывы в зданиях или на открытом пространстве в местах массового скопления людей с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в случаях, когда все потенциальные жертвы рассматриваются террористами в качестве политических противников.

Похищение. Как правило, похищению подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты.

Покушение и убийство. Один из основных методов терроризма. Осуществляется вооруженными группами. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию.

Ограбление (экспроприация). Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.

«Хайджекинг» – захват транспортного средства: самолета, железнодорожного состава, автомобиля, корабля. Наиболее часто осуществляются захваты самолетов, обозначаемые также как «скайджекинг». Скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников, во-вторых, авиатранспорт представляется наиболее удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования.

Захват зданий. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы. Чеченский терроризм продемонстрировал пример нападения на больницы и школы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им представляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.055 с.