Глава 4. Основы логистики организации




 

4.1. Определение, понятие и задачи логистики

 

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции и неустойчивости рыночной среды. Чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, требуется применение современных способов и методов управления потоковыми процессами. Одним из прогрессивных научно-прикладных направлений в данной области является логистика.

Термин "логистика" имеет греческий корень: logos означает разум, logismos - расчет, раздумье, план, следовательно, logistika определяется как искусство проведения расчетов. В XX в. принципы логистики использовались для обеспечения четкого взаимодействия военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения армии США оружием, боеприпасами, продовольствием и т.д. В 50-е гг. прошлого столетия появляются публикации по теоретическим основам логистики и возможности ее использования в экономике. В 1970-е гг. термин "логистика" вводится в словари многих зарубежных стран, а в 1990-е - и в российские словари.

В настоящее время логистика определяется как управление материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Практика показывает, что компании, использующие логистику, добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет сокращения производственных издержек в области ресурсного потенциала.

Ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG AB, Acer Computer, G & F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие в управлении применяют логистику.

На российском рынке логистические концепции и системы продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще настороженно относятся к внедрению логистических инноваций, хотя для России формирование и развитие логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.

Логистическая система - это система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Логистическая система предприятия отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей. Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.

Таким образом, главная задача логистики - разработка тщательно взвешенного и обоснованного плана, который способствовал бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, повышению его рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами, а одной из основных задач логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида функций - оперативные и координационные.

Оперативные функции - управление движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения:

- к функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам;

- функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия производителя к потребителям.

Координационные функции:

- выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

- анализ рынков, на которых оперирует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;

- обработка данных, касающихся заказов и потребителей, клиентуры.

Следовательно, логистика применяется на стыке двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения, базирующегося на соответствующей информации.

 

4.2. Функциональные области логистики

 

Существуют пять основных функциональных областей логистики:

1) закупочная логистика;

2) производственная логистика;

3) распределительная логистика;

4) транспортная логистика;

5) информационная логистика.

Закупочная логистика решает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами, и ее основная цель - управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:

- что закупать;

- сколько закупать;

- у кого закупать;

- на каких условиях закупать;

- как системно увязать закупки с производством и сбытом;

- как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками?

Этот круг вопросов заготовительной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Необходимо последовательно решить следующие пять задач:

1) изучение товарного рынка для определения потребности в материальных ресурсах;

2) осуществление закупок, причем выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена;

3) поиск поставщиков;

4) управление поставщиками;

5) контроль за выполнением заказа.

Рассмотрим подробнее решение задач 3 - 5.

Поиск поставщиков. Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:

- проведение конкурсов (тендеров);

- изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

- посещение ярмарок, выставок;

- личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

2. Проверка поставщиков. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:

- личная встреча с руководством компании;

- финансовая отчетность поставщика;

- местные источники (действующие на данной территории юридические лица или "осведомители" официальных органов);

- банки и финансовые институты;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торговые ассоциации;

- информационные агентства;

- государственные источники (регистрационные, налоговая палаты и др.). Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3. Анализ потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков, после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Основными критериями, по которым осуществляется анализ потенциальных поставщиков, является цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относятся следующие:

- финансовое положение поставщика;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие резервных мощностей;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- удаленность поставщика от потребителя;

- организация управления качеством у поставщика;

- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

- профессиональный уровень персонала;

- текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставщика. По результатам работы с поставщиками проводится оценка результатов работы по уже заключенным договорам, для чего разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика, но главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Управление поставками. Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства, связанные с изменениями конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника - складской.

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система, где в обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

Наиболее эффективной системой управления поставками является применение логистической системы "точно в срок". Использование данной системы позволяет добиться больших успехов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Применение системы "точно в срок" предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Для предприятий, использующих систему "точно в срок", характерны следующие особенности:

- стабильный выпуск продукции;

- частые поставки небольшими партиями;

- поставки на основе долгосрочных заказов;

- минимальный объем сопутствующей документации;

- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

- отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;

- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы "точно в срок" позволяет достичь следующих результатов:

- сократить затраты на содержание запасов;

- уменьшить количество брака;

- уменьшить складские мощности.

Контроль за выполнением заказа. Важнейшей функцией в заготовительной логистике является контроль входных потоков - поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции.

Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий. Сложность осуществления контроля за выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ассортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара.

В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки соответствующая логистическая служба, осуществляющая контроль за выполнением заказа, принимает оперативные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки могут быть компенсированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).

Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству.

Производственная логистика касается управления материальными потоками внутри предприятий, и основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Основная задача производственной логистики - обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производится только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение производственной логистики помогает интегрировать подразделения основного и инфраструктурного производственных комплексов, так что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. При создании единой структуры внутрипроизводственной логистической системы должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех видов звеньев производственной структуры, участвующих в управлении основными, вспомогательными, материальными и связанными с ними потоками.

Производственные логистические подсистемы объединяют материальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы позволяют смежным подсистемам самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала.

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

При управлении материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем используют два основных способа: толкающий и тянущий.

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток "выталкивается" получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. На практике применяются различные варианты толкающих систем, известные под названием "системы MRP". MRP (Material Requirement Planning) - это общепринятая на Западе идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями. Системы MRP характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:

- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия - снабженческих, производственных, сбытовых.

Основным недостатком толкающих MRP-систем является необходимость создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла.

Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

Преимущества тянущей системы:

- отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;

- замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;

- задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;

- снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;

- выполнение заказов с высоким качеством;

- сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.

Следует отметить, что значительный вклад в развитие мировой логистической системы внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию just in time - JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN. На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему KANBAN (в переводе с японского - карточка), разработанную и реализованную фирмой Toyota (Япония). Система KANBAN не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограниченно. Система KANBAN позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Toyota составляют 77 долл., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 долл. Система KANBAN позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции. Тянущие микрологистические системы типа KANBAN, устраняя излишние запасы, могут эффективно работать лишь при относительно коротких производственных циклах, точном прогнозировании спроса и некоторых других производственно-технологических условиях. Для исправления недостатков, присущих обеим системам, были предприняты попытки их объединения в едином планово-производственном и диспетчерском компьютерном комплексе. Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких производственных (переналаживаемых) систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Модульный принцип функционирования производственных и логистических систем интегрирует две ведущие формы организации производственно-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим управление логистической системой на предприятии.

Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является автоматизированная транспортно-складская система.

Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, которое позволяет контролировать процесс начиная от закупок материалов и заканчивая продажей готовой продукции. Непосредственно в производственном процессе используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производства.

Для предприятий первого типа (единичное производство изделий на заказ) - это разного рода сетевые модели: методы PERT и "критического пути", а также стандарты управления MRP, которые фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.

Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) - это методы MRP. Такие предприятия - основная область применения данных стандартов. В России широкое применение получили машино-комплектные системы.

Для предприятий пятого типа (массовое производство) - это методы just-in-time (JIT, KANBAN), а также используемые в России различные варианты отечественных комплектных систем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и т.д.). Могут работать также методы MRP. В ситуации, когда темпы сбыта продукции (а значит, и темпы производства) неустойчивы, что вполне типично для России, комплектные методы и JIT перестают работать, тогда MRP - единственная оптимальная альтернатива.

Для производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части планирования и учета методы MRP вполне пригодны.

В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока.

1. Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое "приблизительное планирование мощности" - Rough Cut Capacity Planning.

2. Планирование потребностей, т.е. составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам - процедура "планирование мощности" - Capacity Planning.

3. Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.

Системы класса MRP направлены на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей как в российских, так и в западных (GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Наконец, системы класса MRP должны поддерживать методы just-in-time.

Логистическую систему just-in-time необходимо различать как метод управления и как своеобразную философию управления. Использовать систему JIT как метод управления совсем просто. Данную систему нельзя воспринимать как компьютерную, так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями. Любой грамотный специалист отдела программирования может реализовать на фирме такую систему. Но для того, чтобы она работала, необходимо понимание философии управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.

Использованию логистики в качестве практического инструмента бизнеса как в производстве, так и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) - система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP и ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.

Следующий шаг в развитии логистической системы был сделан японской фирмой Toyota, сформулировавшей новую философию управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством, которая стала применяться различными фирмами мира, использующими стратегию постепенного наращивания объемов производства. Основа системы TQM - это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества. Он основан на участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Долговременный успех достигается за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Философия управления в системе TQM утверждает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

Распределительная логистика решает задачи реализации готовой продукции. Основной задачей распределительной логистики является обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции в соответствии с интересами и требованиями потребителя. Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

- планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

- управление товарными запасами;

- получение заказов на поставку продукции и их эффективная обработка;

- комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;

- организация рациональной отгрузки;

- управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

- планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Принципиальные отличия распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключаются:

- в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.

Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и на макроуровне.

На уровне предприятия в задачи логистики входит:

- планирование процесса реализации;

- организация получения и обработки заказов;

- организация сети складов;

- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

- организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль транспортирования;

- организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

- выбор схемы распределения материального потока;

- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основные направления деятельности для увеличения прибыли:

- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

- экономическое объединение производства и сбыта;

- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке "поставщик - потребитель", начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе каналом распределения.

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем являются выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Товар может попасть напрямую к конечному потребителю. Первоначальная стоимость товара в данном случае будет наименьшей, так как посредники будут исключены из цепи и стоимость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.

Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:

1) связь с поставщиками;

2) связь с потребителями;

3) единство технологических связей внутри одного подразделения;

4) связи между подразделениями внутри предприятия;

5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.

Транспортная логистика решает вопросы управления материальным потоком на транспортных участках. Транспортная логистика - перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспортная логистика не имеет четких границ и может применяется при любых перевозках.

Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющее передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая "цена перехода", т.е. наценки каждого звена в цепи "производитель - конечный покупатель". Наценка такого перехода может составлять 15 - 20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, являются, к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: