К слову
Ход признания МСФО в России
Минфин намекает аудиторам на модификацию мнений или даже отказ от аудита
2020 – “потерянный год” для экономики, считает Saxo Bank
С другой стороны, в любом учебнике по аудиту (например, в разделе, посвященном стандартизации), можно встретить описание двух основных вариантов стандартизации аудиторской деятельности в разных странах: когда МСА используются в качестве национальных и когда страны применяют собственные стандарты (ориентированные на МСА) [23, с. 38; 34, с. 41; 6, с. 23]. К странам, применяющим собственные стандарты, принадлежат США, Великобритания, Австралия, Голландия, Бразилия, Индия, а к странам, не имеющим собственных стандартов, — Кипр, Малайзия, Фиджи, Нигерия, Шри-Ланка и др. Наша страна до последнего времени занимала по уровню самодостаточности промежуточное положение и, наверное, этим следовало гордиться [28, с. 39; 32, с. 15]. Результаты исследования отечественных стандартов третьего поколения, проведенного Е.А. Мизиковским и С.В. Козменковой, свидетельствуют о том, что в них устранены определенные терминологические несоответствия с российским бухгалтерским законодательством, в то же время присутствуют разночтения с МСА (но и МСА не во всем соответствуют российскому гражданскому законодательству) [24, с. 228].
В связи с этим возникает вопрос об основных возможных изменениях в регулировании аудиторской деятельности в свете принятого варианта стандартизации путем отказа от национальных стандартов (от увязки с национальным законодательством). При этом одним из основных направлений необходимых сегодня изменений следует признать документирование аудита, поскольку именно рабочие документы аудитора (прежде всего, их наличие по каждому действующему аудиторскому стандарту) в сложившейся российской практике внешнего контроля качества, а также в судебной практике рассматриваются как основной критерий надлежащего оказания аудиторской услуги. Неудивительно, что вопросы, связанные с документированием аудиторских проверок в условиях применения МСА, приобретают особое значение для аудиторов, ранее не имевших опыта работы по МСА. В то же время для объективного анализа необходимых изменений в документировании аудиторских проверок в связи с переходом на МСА целесообразно начать с анализа ситуации, предшествовавшей переходу.
Основные проблемы документирования аудита до ввода МСА
К моменту ввода МСА на территории Российской Федерации в практике аудиторов явным образом обозначились следующие проблемы документирования проверок:
- субъективизм в трактовке необходимого и достаточного объема документирования аудиторской проверки наряду с угрозой привлечения к ответственности (в частности, дисциплинарной — со стороны СРО и гражданско-правовой — со стороны клиентов);
- формальный характер проверки качества аудита строго по представленным документам (точнее, по наличию рабочих документов в ответ на каждый стандарт аудиторской деятельности без учета содержания этих документов и анализа обстоятельств конкретной проверки) наряду с угрозой привлечения к ответственности (со стороны СРО и Казначейства) и утратой деловой репутации;
- отсутствие адаптации российских аудиторских стандартов к особенностям малого аудиторского бизнеса наряду с низкой рентабельностью деятельности большинства аудиторских фирм; высокая стоимость разработки и актуализации методического обеспечения аудиторских проверок в соответствии с российскими стандартами наряду с острой потребностью в методической помощи со стороны СРО аудиторов для малого аудиторского бизнеса.
К слову
Асват Дамодаран
Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов
Полистать
Ожидания от перехода на МСА (в части документирования аудита)
С переходом на МСА ряд специалистов связывали самые радужные надежды. Так, по мнению руководителя Департамента аудита организаций “Интерком-Аудит” Елены Коротких, “...Международные стандарты аудита давно требуют легализации в Российской Федерации. Фактически только международный аудит вызывает доверие у пользователей международной финансовой отчетности. МСА являются обобщением лучшей мировой практики, возведенной в свод норм и правил” [11, с. 104]. С приведенным мнением согласны и другие эксперты. Как утверждает глава Департамента аудиторских услуг “МЭФ-Аудит” Виктория Смирнова, “... По уровню российские национальные стандарты находятся далеко позади мировых, тогда как МСА являются признанным в мире нормативным документом и представляют собой строго выверенную систему правил, четко регламентирующих все стороны профессиональной деятельности аудиторов, включая этические. Очевидно, что придание легитимности МСА будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту” [11, с. 104].
В то же время, как отмечает И.Ю. Гедгафова, национальные стандарты разрабатывались на основе международных стандартов и близки к ним, но выступают в роли догоняющих [11, с. 105]. Аналогичные доводы высказывает и Т.Н. Михайлович, генеральный директор ООО “Аудит-Бизнес-Платформа”, член Экспертно-Консультативного совета НП ААС: “Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся типичные для российской юридической практики положения договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики” [11, с. 104].
Таким образом, сдержанность экспертов в части оценки последствий перехода на МСА связана, в основном, с признанием факта отсутствия (в условиях отказа от национальных стандартов) увязки между МСА и российской правовой практикой, что находит отражение и в вопросах документирования аудита. Кроме того, переход на МСА требует пересмотра аудиторами сложившихся на практике стереотипов документирования аудита в условиях применения риск-ориентированного подхода к аудиту. Поскольку такой поход требует от аудиторов адекватного ответа на выявленные и оцененные риски существенных искажений отчетности аудируемого лица, рабочая документация должна строго фиксировать все выполненные аудиторские процедуры, все подвергавшиеся исследованию объекты, все выявленные риски и сделанные аудитором их оценки, все конкретные обстоятельства выполнения аудиторского задания, все принятые во внимание вопросы и т.п.
К числу позитивных ожиданий от введения МСА в части документирования аудита можно отнести следующие:
- возможность использования льготных норм в части документирования аудита для малого аудиторского бизнеса. Однако на практике имеют место различия в трактовке субъектов малого предпринимательства, по отношению к которым допустимо применение некоторого упрощения в документировании аудита, согласно МСА и российскому законодательству, которые на сегодняшний день нормативно не урегулированы;
- возможность внесения изменений в рабочую документацию в течение 60 дней после завершения аудиторского задания (выдачи аудиторского заключения) 1;
- признание нецелесообразным излишнего документирования 2;
- отсутствие необходимости проверки рабочей документации по аудиту в сплошном порядке в рамках внутреннего контроля качества 3;
- отсутствие необходимости назначения отдельного уполномоченного лица в рамках внутреннего контроля качества, отвечающего за проверку рабочих документов, — текущего контролера 4.
При этом в связи с переходом на МСА ожидалось также некоторое увеличение объемов документирования, связанное с вступлением в силу МСА:
- не имеющих аналогов в российских стандартах аудита, в частности обязательное документальное оформление информирования (в том числе протокола обсуждения) лиц, отвечающих за корпоративное управление, относительно стратегии аудита и результатов проверки (с выделением значимых нарушений в части СВК), а также обязательное получение письменных ответов на запросы от лиц, отвечающих за корпоративное управление (в том числе заявления о том, что, по их мнению, они выполнили свои обязательства по подготовке финансовой отчетности и предоставлению полной информации аудитору и иных подтверждений) 5;
- имеющих отличия от норм соответствующих российских стандартов, например обязательное наличие внешних подтверждений с подтверждением отправителя 6.
В целом ожидание большей степени конкретизации содержания рабочих документов в части планирования, проведения и обобщения результатов аудиторских процедур, расширения спектра информации, подлежащей документированию, при переходе на МСА по сравнению с российскими стандартами (разработанными на базе более ранних версий МСА по сравнению с ныне действующими) было вполне обоснованным. Соответствующие тенденции отмечались специалистами и при анализе вносимых ранее поправок в текст МСА [29, с. 34].
Основные проблемы документирования аудита после введения в действие МСА
Сегодня уже можно провести предварительную оценку реального положения дел в отношении применения МСА после 1 января 2017 г. Прежде всего, необходимо отметить специфику самих МСА в части документирования аудита, а именно:
- МСА представляют собой методику процессного контроля. Основная идея — качество работы аудитора обеспечивается выполнением высокотехнологичных процессов, которые должны быть описаны с тем, чтобы не пропустить какой-либо операции. Как отмечает Т.Л. Безрукова, “стандарты отрицают возможность проведения “некачественного аудита”, поскольку, используя стандарты, аудитор должен выполнить хотя бы необходимый минимальный набор аудиторских процедур. Работу аудитора впоследствии можно будет проверить, изучив его рабочие документы”[7, с. 251]. Весь процесс аудита подлежит подробной регламентации. Стандарты — это регламенты контроля за финансовой отчетностью, и они носят конкретный характер. Однако, практика и история показывают, что никакие, даже самые подробные, регламенты не могут дать гарантии качественного аудита [31, с. 14]. Более того, исследование эволюции МСА показывает, что она идет по пути усложнения и детализации процедур, создания все более объемных архивов рабочих документов, которыми аудитор подтверждает соблюдение регламентов проверки (проведение всех необходимых процедур), что, по выражению Т.Ю. Серебряковой, А.Н. Петрова и Е.А. Ивановой, ведет к тому, что “настанет момент, когда за формой не видно будет содержания”[28, с. 47; 25, с. 316];
- вхождение России в международное экономическое пространство обусловило ограничения на возможности самостоятельного формирования отчетности и ее аудита, включая документирование (акцент на абсолютное принятие международных стандартов аудита). В то же время следует признать справедливость оценки Т.Ю. Серебряковой, А.Н. Петрова и Е.А. Ивановой, что отечественные учетные традиции (как и традиции аудита, в частности, стремление органично вписать аудиторские регулятивы в российскую правовую систему с тем, чтобы понятийный аппарат в целом соответствовал принятому в иных отраслях права [24, с. 227]) заслуживают бережного отношения [28, с. 48; 25, с. 316];
- особенности терминологии, структуры, логики изложения МСА 7. В частности, МСА предназначены для разных юрисдикций, в которых могут отличаться как организационно-правовые формы предприятий, так и организация аудиторской деятельности, виды аудиторских организаций и ответственность аудиторов, аудиторские стандарты и практика аудита; стандарты учета и учетная политика. Поэтому термины и положения, не применяемые в российской практике, в случае буквального их перевода, могут иметь в отечественной практике иной, отличный от МСА, смысл [32, с. 245;33, с. 55; 20, с. 11].
Таким образом, основные проблемы документирования аудита после перехода на МСА обусловлены как объективными сложностями применения МСА без привязки к национальному законодательству (в том числе, отказом от национального регулирования (даже в части адаптации к юрисдикции)) и необходимостью пересмотра аудиторами сложившихся на практике стереотипов документирования в условиях применения базисного для МСА риск-ориентированного подхода к аудиту, так и спецификой самих МСА в части документирования аудита. Одним из проявлений данной специфики является ограничение практического применения профессионального суждения аудитора[8]. При этом следует учитывать, что МСА основаны на западной системе бухгалтерского учета, что в российских условиях вызывает определенные проблемы, несмотря на попытку адаптации российского законодательства к стандартам МСФО (ведь процедуры аудита ориентированы на ключевые аспекты учетной системы, которые по ряду позиций в РСБУ и МСФО различны) [2, с. 102].
Не следует забывать о том, что и сами МСА не являются константой. Неслучайно Т.Б. Турищева отмечает, что адаптация МСА в российской практике во многом осложняется частотой, объемом и сложностью изменений, вносимых в стандарты [31, с. 13]. В частности, МСА 700 (пересмотренный) “Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности” вступил в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, заканчивающиеся 15 декабря 2016 г. или после этой даты. Следовательно, даже в зарубежной практике пока еще не накоплен сколько-нибудь значительный опыт обязательного применения данного стандарта.
Стоит также заметить, что в оригинале МСА представляют собой только часть системы, которая относится к регулированию аудита и не распространяется на другие элементы аудиторской деятельности. Следовательно, как отмечают В.Ф. Массарыгина и В.С. Петрунькина, принятия только их в качестве официальных документов, которые заменяют отечественные стандарты аудиторской деятельности, явно мало [26, с. 510; 20, с. 11; 21, с. 18]. И в российской практике МСА — лишь часть правовой системы, регулирующей аудиторскую деятельность. Например, критерии отнесения организаций к малым, согласно МСА, существенно отличаются от российской практики: в МСА ориентир сделан на качественные характеристики (например: концентрация собственности и управления в руках небольшого круга лиц, несложные операции, небольшое количество видов деятельности, продукции, средств внутреннего контроля, уровней руководства и работников). В то же время понятие субъекта малого предпринимательства в российском законодательстве вполне соответствует таким используемым в законодательстве других стран и, в частности, в Евросоюзе критериям, как выручка, стоимость активов и численность персонала 9. Как следствие, имеет место несогласованность трактовок малого бизнеса, используемых в МСА и в российском законодательстве.
Текущее положение дел в части документирования аудиторских проверок в условиях применения МСА (по сравнению с требованиями российских стандартов) характеризуется следующим:
- увеличением количества обязательных к оформлению документов по проверке (прежде всего, истребованием письменных ответов на запросы к клиенту и третьим лицам независимо от значимости подтверждений);
- отсутствием взаимоувязки в самих МСА, так, например, МСА 700 и МСА 800 содержат различную структуру образца аудиторского заключения 10;
- низкой готовностью к применению новых требований к документам в силу объективных (удорожание проверки, игнорирование со стороны клиентов) и субъективных (квалификация аудиторов) причин;
- запаздыванием методической поддержки от СРО в части предоставления шаблонов рабочих документов.
Как следствие, рабочая документация по аудиторским проверкам 2017 г. (по МСА) у большинства аудиторских фирм, не относящихся кBig-4 и ТОП-10, находится в неудовлетворительном состоянии, с нарастающим объемом проблем.
Анализ методической поддержки своих членов со стороны СРО АСС и СРО РСА по состоянию на май 2017 г. приведен в табл. За основу были приняты образцы предлагаемых рабочих документов и комментарии по их применению, разработанные СРО.
Таблица