Учащиеся научатся:
• понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
• владеть диалоговой формой речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
· при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Предметные результаты
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса «Родной язык»
Класс
«Секреты речи и текста» (9ч)
Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем. Сравниваем тексты.
«Язык в действии» (9ч)
Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками. Где поставить ударение. Как сочетаются слова.
«Русский язык: прошлое и настоящее» (11ч)
Как писали в старину. Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину.
Резерв учебного времени-4ч
Класс
«Секреты речи и текста» (11ч)
Стандартные обороты в речи для участия в диалогах. Секреты диалога: учимся разговаривать со сверстниками и со взрослыми. Имена в малых жанрах фольклора. Цели и виды вопросов. Сопоставление текстов.
«Язык в действии» (9ч)
Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за сочетаемостью слов.
«Русский язык: прошлое и настоящее» (11ч)
Особенности оформления книг в Древней Руси. Сведения об истории русской письменности. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как назвалось то, во что одевались в старину.
Резерв учебного времени-4ч
Класс
«Русский язык: прошлое и настоящее»(11ч)
Наш родной язык. Из истории русской письменности.История в слове. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Современный русский язык и интернет.
«Язык в действии»(9ч)
Лексика.Орфоэпия. Правила речевого этикета. Качества хорошей речи. Монолог и диалог.
«Секреты речи и текста»(11ч).
Текст и его строение. Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Учебно-научный подстиль. Публицистический стиль.
Резерв учебного времени-4ч
Класс
«Русский язык: прошлое и настоящее»(11ч)
Речевые жанры. Этикетные жанры. Речевые привычки. Словарная статья.Информационные жанры. Подпись под фотографией. Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.
«Язык в действии»(9ч)
Состав слова (морфемика). Морфология (слово как часть речи). Синтаксис. Орфография и пунктуация
«Секреты речи и текста»(11ч)
Яркие признаки текста. Тема, микротема, основная мысль текста. План и его виды. Стили речи. Типы текстов. Тексты аргументированные и неаргументированные. Абзацные отступы. Опорные конспекты. Деловое и художественное описание. Основные части рассуждения. Аргументы и их структура. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация.