Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития.




Дефектология как интегрированная область научного знания. Дефектология как наука: предмет, объект, задачи.

Дети с особенностями психофизического развития могут обучаться и воспитываться как в специальных учреждениях образования, так и в условиях интегрированного обучения и воспитания Как целостная наука дефектология сложилась в результате установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании различных категорий детей с особенностями психофизического развития(ОПФР). Теоретические основы отечественной дефектологии были заложены Л.С. Выготским. Среди основных задач изучения дисциплины «Основы дефектологии» можно выделить:1.овладение общими представлениями об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом различных категорий детей с особенностями пси-хофизического развития;2.ознакомление с системой специального образования в Рб;3.изучение проблем и условий образовательной и социальной интеграции детей с особенностями психофизического развития.Дефектология - интегрированная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (Н.Н. Малофеев).Дефектология - наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психи-ческими недостатками, закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектология - наука, включающая специальную (коррекционную) педагогику, специальную психологию и клинические (медицинские) дисциплины Цели дефектологической науки по степени общности подразделяют на общие и частные. Общие цели: • определение путей повышения уровня функционирования детей за счет коррекции недостатков психического и (или) физического развития и компенсации их педагогическими средствами;изучение и определение путей реабилитации (реадаптации) и аЛилитации детей с особенностями психофизического развития.Специфические цели преодоление чувства малоценности личности и воспитание чувства соб-ственного достоинства у лиц с ОПФР формирование адекватных форм социального поведения людей с ОПФР.Основными задачами дефектологии являются: разработка методологических, теоретических и методических основ эффективных систем специального обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, направленных на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социум;изучение и определение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;обобщение и популяризация передового педагогического опыта работы с детьми с ОПФ.Центральная проблема дефектологии - поиск путей разрешения противоречия между необходимостью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт и возможностью сделать это, В основе дефектологического знания лежат психологические законы, теории, учения, закономерности:законы психического развития личности (развитие психики детей, имеющих различные нарушения, подчиняется тем же основным зако-номерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский));теории компенсации (А. Адлер, Л.С. Выготский);учение о зоне ближайшего развития и ведущей роли обучения (Л.С. Выготский);положение о закономерностях, общих для всех типов нару-шенного развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий и др.


 

Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития.

Отношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно. В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Первый период - «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.).На ранних этапах развития общества, отношение к людям с психофизическими нарушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравнивали к рабам или животным. Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах является открытие в Баварии (1198) приюта для слепых. Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них» (начало XII - конец XVIIIв.; Россия:1706-1806 гг.).Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).В 1793 г. французским Конвентом была принята «Декларация прав человека», которая определяла более демократический взгляд па гражданские права лиц с психическими и физическими нарушениями. Филипп Пииель (1745-1826) выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебилыюсть, имбицильность, идиотия. Третий период - «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.).Начало этого периода исследователь связывает со временем принятия в западноевропейских странах законов об обязательном всеобщем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний. Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести ум-ственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8). Четвертый период - «от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX в. - 70-е гг. XXв.; Россия: 1927-1991 гг.).отличительные черты:развитие законодательной базы специального образования; структурное совершенствование национальных систем специального образования;расширение охвата специальным обучением нуждающихся (5 1.5% детей школьного возраста);смена старой парадигмы «полно-ценное большинство - неполноценное меньшинство» новой - «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами»;формирование новой культурной нормы - уважение к различиям между людьми;признание специальных школ и интернатов сегрегационными учреждениями, а изо-лированной от массовой школы системы специального образования - дискриминационной.В 1960 г. Международная конференция по народному образовапию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с особенностями пси-хофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей. Пятый период - «от изоляции к интеграции» (1971-1975 гг. -наст, время; Россия: 1991 г. - наст, время). Этот период характеризуется перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах. специально организованного государственного призрения детей с особенностями психофизического развития в дореволюционной Белоруссии не существовало;определяющую роль в обосновании необходимости и возможности обучения детей с ОПФР сыграли контакты белорусских педагогов с Я.А. Коменским, деятельность профессоров Виленского университета (Я. Снядецкого и др.), специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и слепых детей были открыты в конце XIX - начале XX в. (Минск, Витебск, Гомель).Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедагоги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Витебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуальное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское училище для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушениями интеллекта до революции в Белоруссии не было.В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых детей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для умственно отсталых детей в Минске.Формирование системы специального образования в Белоруссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашистских оккупантов была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей. В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966).Подготовка профессиональных специалистов для системы специального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразовано в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования).80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: Сегодня в Республике Беларусь проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития имеют государственный характер, права этих лиц защищены законом «аб правах дзицяци» (1992) и законом «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004).


 

3. Социокультурные основы дефектологии. Основной категориальный аппарат дефектологии.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с особенностями психофизического развития сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», «Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофизического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения) «Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофизического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному) «Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с особенностями психофизического развития представляют угрозу обществу). «Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями психофизического развития относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда) «Объект обременительной благотворительности» (сущность модели состоит в том, что траты па содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи). «Развитие» (сущность: общество ответственно за более полное1 развитие ребенка с ОПФР) Становление п развитие дефектологической науки основывалось на различных социокультурных идеях и концепциях,

Концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития (конец XIX - начало XX в.) Идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации дефекта) Идея расовой биологии (расовой гигиены) Бесполезность поддержки лиц с особенностями психофизического развития, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей Патерналистская концепция Приоритет интересов общества над интересами личности; «иноросортность» и малоценность людей с особенностями психофизического развития; организация обучения в отдельных образовательных учреждениях; слабая социальная и профессиональная защищенность инвалидов; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью Современная концепция социальной реабилитации лицсОПФР Приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности На современном этапе ведущими направлениями новой парадигмы дефектологии являются:

• гуманизация - цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценной и достойной жизнь человека с особенностями психофизического развития• фундаментализация - философско-категориальный анализ,

переосмысление и уточнение общих параметров и различий нормы и патологии; • интеграция - формы совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития с их здоровыми сверстниками.

Коррекция - Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. принято различать прямую коррекцию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обучения имеет корригирующее значение, основными путями являются уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового) Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные и нетрадиционные. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Компенсация - Возмещение в той или иной мере нарушенных или утраченных функций и состоянии их счет перестройки или усиленного использования сохранных функции Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобилизация защитных механизмов прекращается. Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биологической и социальной. декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональных нарушений. псевдокомпенсация, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и (или) восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Адаптация - Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами Реабилитация - Восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий Абилитация - Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Социализация - Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом. специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество; лицо с особенностями психофизического развития - лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий; ребёнок с особенностями психофизического развития - лицо с особенностями психофизического развития в возрасте до восемнадцати лет; физическое и (или) психическое нарушения - отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством; множественные физические и (или) психические нарушения - два и более физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном законодательством; тяжёлые физические и (или) психические нарушения - физические и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки; ранняя комплексная помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения; психолого-медико-педагогическое обследование — изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования; специальные условия для получения образования - условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития; учреждение образования общего типа - учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений, препятствующих получению образования без создания специальных условий; специальное учреждение образования - учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития; обучение на дому — организация специального образования,

при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: