Причины возникновения и классификация нарушений психофизического развития.




Под дефектом понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка. В современной дефектологии это понятие практически не используется и заменяется понятием «нарушение». Понятие аномалия означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Под понятием патология понимается биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния группы факторов, обусловливающих этот процесс:1)биологические (характер нарушения, его выраженность, время наступления нарушения, состояние физического и психического здоровья ребенка);2) социальные (организованное или не организованное обучение, специально организованное воспитание и обучение);3)собственная активность ребенка. Нарушение психофизического развития имеет сложную иерархическую структуру:• первичные нарушения - частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей, вторичные нарушения (социальный вывих), которые возникают в ходе развития ребенка с особенностями психофизического развития и том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений. к лассификаци я нарушений психофизического развития: положены различные позиции, позволяющие дать многостороннюю оценку первичного нарушения и спрогнозировать возможные вторичные его проявления.1.В зависимости от времени возникновения:•врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения); •приобретенные (родовые и послеродовые поражения) нарушения. 2.По характеру расстройств:•органические (поражение материальной структуры мозга);•функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.3.По степени распространенности патологического процесса:•локальные (затрагивают только один участок коры головного мозга); •диффузные (носят разлитой характер) нарушения. Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эндогенные (генетические и наследственные заболевания); экзогенные (факторы среды). Эндогенные причины представлены двумя основными группами.1. Различные наследственные заболевания плода - генные аберрации (аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; мионатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью; фенилкетопурия; микроцефалия и т.н.). В настоящее время известно около 2 000 генных аберраций, которые могут вызвать как психические, так и физические нарушения 2. Заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносомия - уменьшение хромосом в паре па одну; нулесомия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.). Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в раз­личные периоды онтогенеза.1.В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в развитии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родите­лей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, токсоплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алко­гольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками пита­ния матери во время беременности, особенно недостатком белков,микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами;влия­нием лучевой энергии и т.п. 2.В натальный (родовой) период причинами нарушений могут стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагности­руется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень ри­ска для возникновения детского церебрального паралича).3.В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и дру­гих заболеваний (детский церебральный паралич может возникать в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, и др); различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.н.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.н.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п. В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие "на центральную нервную систему развивающегося плода. Классификация нарушений 1)с сенсомоторными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата);2)с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, умственно отсталые дети);3)с психопатическими формами поведения;4. с астеническим состоянием и конфликтными переживаниями;5) с начальными проявлениями психических расстройств (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» к категории лиц с ОПФР относят людей, имеющих физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. Это означает, что это лица:1)с интеллектуальной недостаточностью;2)с нарушениями речи;3)с нарушением слуха;4)с нарушениями зрения;5)с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);6)с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;7)с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или)психическими нарушениями.

 


 

6. Психодиагностика и проблемы отбора детей в учреждения специального образования.

Под психодиагностикой принято понимать область психологии, разрабатывающую методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Главная задача психодиагностики нарушений развития - выявление своеобразия психического развития ребенка, его психологических особенностей. Кроме того, психодиагностика выявляет наиболее выраженные проявления недостаточности вторичного порядка, которые необходимо корригировать. Проведение психодиагностического обследования ребенка предполагает выполнение следующих требований:•установление положительного эмоционального контакта с ребенком;•создание спокойной, доброжелательной обстановки;•одобрение успехов, поощрение действий ребенка;•беспристрастность;•конфиденциальность информации Необходимо определить готовность детей к школе: уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Результатом психолого педагогического обследования является постановка психолого-педагогического диагноза В этом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития степень выраженности нарушения (легкая, средняя, тяжелая), недостатки психического развития вторичного характера на которые следует обращать внимание в педагогической работе, потенциальные возможности ребенка, а в случае, если обследование проводится перед поступлением в школу, должна быть определена готовность ребенка к школьному обучению.

Организацией и проведением тщательного медицинского, психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка, а также комплектованием, зачислением ребенка в специализированное дошкольное или школьное учреждение и выводом из него занимается психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Результатом обследования помимо отбора детей и комплектования специального общеобразовательного учреждения является определение образовательного маршрута (программы развития), соответствующего психофизическим возможностям ребенка. В спектр задач ПМПК входит консультирование родителей и педагогов по вопросам образования и воспитания детей с нарушениями в развитии. В состав ПМПК входят специалисты-медики (педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, психоневролог), учитель-дефектолог, педагог-психолог. ПМПК призвана решать ряд важнейших задач, среди которых:•установление психолого-педагогического диагноза каждому обратившемуся за помощью; •определение индивидуальных характеристик, присущих ребенку, установление структуры нарушения, а также возможностей продвижения ребенка в плане общего развития; •определение модели наиболее адекватного и эффективного коррекционно-педагогического воздействия; •формулирование советов родителям и учителям в плане воспитания и обучения ребенка. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образован ни лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования. Основными принципами организации деятельности ПМПК являются:•гуманизм •комплексность •всестороннее и целостное изучение ребенка •изучение ребенка в процессе его деятельности •принцип динамического изучения детей • принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. При затруднениях в дифференциальной диагностике лучше недооценить степень выраженности нарушения, чем переоценить, Особого внимания заслуживает вопрос общения психолога или педагога-дефектолога с родителями детей с особенностями психофизического развития. Установление нарушения у ребенка, особенно интеллектуальной недостаточности, болезненно воспринимается родителями. Необходимо доступно объяснить родителям сущность результатов обследования и важность выполнения рекомендаций специалистов, В соответствии с законом Республики Беларусь при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений территориальные организации здравоохранения направляют сведения о ребенке с согласия законных представителей в государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для оказания коррекционно-педагогической помощи в порядке, установленном законодательством.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: