Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие».




Норма - установленная мера, средняя величина чет либо. • среднестатистическая норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола,культуры и т.д.;•функциональная норма - индивидуальная норма развития. Проблема нормы и ее вариантов является одной из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности, вопросы половых и возрастных различий. М.М. Семаго в качестве критериев нормы использует ряд позиций:1.Социально-психологический норматив (СПН) - система исторически детерминированных требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. 2.Функциональная норма - индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и целью коррекционно-развивающей работы.3.Идеальная норма - «программа развития» ребенка в идеальных социокультурных условиях.4.Типологический норматив - совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический вариант развития -«психологический синдром». Для оценки психического развития исследователи предлагают использовать систему «базовых составляющих психического развития», которая условно включает самостоятельные подструктуры: произвольность психической активности, пространственные представления, аффективная регуляция знания. В качестве критериев нормы могут выступать понятия: предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма - индивидуальные особенности развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Нормальным развитием, по мнению Вейса, считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию. среди основных условий нормального развития ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют следующие показатели:1)нормальную работу головного мозга и его коры;2)нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; 3) сохранение органон чувств, которые обеспечивают нормальную спяль ребенка с внешним миром; Исследовании J. Пожар показали, что развитие ребенка будет считаться нормальным при следующих условиях:•уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развитии общества, членом которого он является;•ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;•ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости. общие закономерности развития психики в норме:•неравномерность психического развития;•цикличность развития;•пластичность нервной системы;•развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;•соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. В психологической литературе такие нарушения иногда называют факторами риска Понятие «отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как «отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)» Любые варианты условно нормативного или отклоняющегося развития характеризуются определенной структурой сформированности базовых составляющих психической деятельности (произвольность психической активности, пространственные представления, аффективная регуляция).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: