Глава 2. История возникновения и развития физического воспитания в Китае




2.1 Физическое воспитание в Древнем Китае (до. н. э.)

Для того чтобы правильно и сделать анализ сущности физического воспитания древнего Китая, необходимо учитывать особенности прогресса и развития физического воспитания Китая на протяжении нескольких столетий. Именно поэтому нам необходимо вспомнить несколько важных аспектов, которые китайцы до сих пор используют в наше время. С данной целью нам нужно использовать не только новые знания, но нужно вспомнить древние времена, и какие там использовались методы воспитания детей и подростков. Древний Китай входил в десятку стран, которые пытались использовать теорию образования и духовность. К VI веку до нашей эры в Китае появилось большое количество философских школ, например, таких как: даосизм, буддизм, конфуцианство. Одним из первых педагогов, у которых получилось соединить обучение и воспитание с философией был философ Конфуций, годы жизни (551-479 год до нашей эры). Конфуция очень часто можно увидеть в разных книгах, а особенно в интернете. Он считается самым первым преподавателем Древнего Китая, который создал школу, в которой прошло обучение около 3 тысяч учеников и воспитанников. Метод преподавания в школе Конфуция предусматривала общения преподавателя и ученика. Обеспечение знание тем, что движение – обязанность и часть каждого человека, и что наука ничто - без здорового тела и духовного мира. Таким образом, школа Древнего Китая уже на тот момент играла большую роль воспитания детей, и познание не только научных фактов, но и различных ситуаций в жизни, в том числе и их здоровья. Спорт является одним из важнейшим фактором воспитания учеников. Уже в глубокой древности люди знали, чтобы лишить человека его же внутренней энергии, его изначально необходимо лишить физической энергии, то есть для того чтобы максимально ослабить человека и лишить его способности, нужно давать много физической нагрузки на организм ученика.

В Древнем Китае жители того времени познали очень интересную пытку: человека на некоторое время закрывали в очень тесной камере, эти камеры были настолько узкими и низкими, что заключенный мог в ней либо лежать, либо сидеть. Через пару месяцев человек очень сильно истощался и ослабевал, что уже не мог сбежать, но даже если у него появилась бы попытка убежать у него бы все равно ничего не вышло. Потому что за такое долгое время мышцы, которые не были активны, таким образом атрофировались. Таким образом люди в древнем Китае, делали выводы, что физическая культура, очень сильно пригодится в жизни человека. В Древнем Китае первые упоминания о физической культуре появляются в книге «Кунг-Фу». Эта книга была написана более 2500 лет назад. Большинство упражнений заимствованы не только у древнего Китая, но в большей части знаменитых боевых искусств. В Китае физическая культура использовалась для здоровья, целыми тысячелетиями: существовало много врачебно-гимнастических школ, где обучали народ именно лечебной гимнастике и массажу, потому что, именно лечебная гимнастика была распространена по всему древнему Китаю, а также применяли их в процессе лечения больных родных и близких. Таким образом, лечили болезни с осложнением сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей. Древний, но знаменитый и в наши дни китайский медик Хуа-То, который являлся первым основателем китайской гигиенической гимнастики, он утверждал, что «Тело требует упражнений, потому что, упражнения предназначены для того, чтобы избавиться от дурного духа из организма, увеличить кровообращение и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он всегда в движении, то, следовательно, он будет болеть». Этого знаменитого и выдающегося человека уже не существует на этом свете, но и он внес такой масштабный вклад в Китайскую науку и медицину, сейчас Китайское физическое воспитание полностью обязывается на утренней гимнастике и других физических упражнениях. Физическая культура стала очень важной для народа при императоре Чжоу, именно в это время были открыты школы, в которых обязательным предметом было обучение гимнастическим упражнениям, обучение дыхательным упражнениям, массаж, кремами и отварами. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. в основном держалось на философской теории "Дао-Дэ". Ее основоположник Лао-Цзы утверждал и доказывал, что человек — это уменьшенная копия вселенной. Чтобы оставаться здоровым на протяжении всей своей жизни, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию «цзинь» и «цзянь» (латинизированные названия: «Инь» и «Янь»). Этому можно научиться благодаря физическим и дыхательным упражнениям, чтобы сохранить внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и, значит, более совершенным. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали как философские, так и медицинские знания, полученные в ходе долгих и трудных испытаний и экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении и лечебной физической культуре, появилась возможно очень сильно влиять на функциональность человека.

Кроме системы, которая связана с внутренним совершенством, в Древнем Китае появилась система идеалов в области физической культуры, которая называлась «Мэй". Она была внешнее совершенство и была направлена на пользу общества, воспитание моральные чувства и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец повышал голос на судью, его удостаивали высокой степени презрения. Среди простого народа Древнего Китая, за исключением рабов, была очень сильно популярна игра "Чжу-Кэ" –так называемой в наше время футболом. В этой игре вводились строгие правила, где была сказано, что 10 нарушений и различалось 70 различных ударов по мячу. Кроме "Чжу-Кэ" простые люди проводили состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде.

В годы правления династий Цинь и Хань (III-I вв. до н.э.) в Древнем Китае начался быстрый переход к феодализму. Император провел коренную военную реформу. Он начал превращать физическую культуру в боевые искусства. В древнем Китае открылись военные школы с обязательным обучением верховой езды, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам, набрасыванию арканов для поимки противника. Были сломаны и уничтожены и места, где проводились турниры, следили за соревнования ми в физической силе, организуемые среди низшей касты населения. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, создавали народное движение "желтых тюрбанов", это организация бесплатно обучало людей физическими упражнениями, чтобы те смогли обороняться.


Зарождение ушу

Первые архаичные виды единоборств, которые появились в древнем Китае, зародились именно в эпоху Ся, Шан и Чжоу. В роковой час создания бронзового оружия, эти формы начали эволюционировать и внедряться в технику боевого искусства. Главная задача теперь состояла не в любительском развитие духа и силы, а тренировке войска (Цзюнь-лянь). Востребованность боевых искусств возросла в эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. – 221 до н.э.), из-за междоусобиц, которые не прекращались между удельными князьями. Каждый из них обладал неким физическим орудием - «гуру» боевых искусств.

Впервые о формах двигательной активности, напоминавших ушу, упоминалось в древних писаниях Китая. В книге песен эпохи Хань «Шицзин», в «Оде о клеветниках», есть строка «У цюань у юн», которая переводиться как: «Не владеющий искусством кулака не сможет стать храбрецом». В эпоху Тан и Сунн (618-1279) разновидности ушу начали постепенно систематизироваться. Например, так, Юэ Фэй – Сунский генерал, как говорилось в приданиях, тренировал своих подчинённых по созданному им стилю Юэцзяцюань. В другом придании говорилось, что генерал в совершенстве владел техникой копья, на основе которой позднее был создан стиль Син’ицюань.

Пик развития ушу пришелся на правление династий Мин и Цинн. Автор эпохи «Мин» представил единственное на тот момент писание, классифицирующие разные стили ушу – «Цзисяо синьшу» (новые исследования о военных искусствах). В данном документе описывались важнейшие разновидности ушу. К счастью для страны, дисциплина стала основополагающей для тренировки военных. Что же касается ушу вне военных моментах, так оно кардинально отличалось от военного ушу, сосредоточенного на основных аспектах, применяемых в бою. «Невоенное» ушу вследствие развития, дало продвижение большому количеству стилей и направленностей, которые были основаны на различных взглядах, и разных философских учреждениях. Когда появились огнестрельные оружия, ушу перестало цениться как военное искусство и начало превращаться в распределенную систему совершенствования личности человека, с глубочайшим философским объяснением. Главной задачей ушу в то время являлось улучшение собственных навыков тренирующегося и приведением их в соответствие с характеристиками «саньцзяо» - трех главных философских китайский школ – Даосизма, Конфуцианства и Буддизма. Так, в это время открываются такие основные пакты ушу как «Цюань и шу чжэнь», «Багуацюань сюэ», «Тайцзицюань сюэ», «Син’ицюань сюэ» и многие другие.

Условно имеется деление на "внешние" и "внутренние" школы. По легенде, изначально это разделение обнародовал даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили основываются на воспитании физических качеств, а "внутренние" - на применении жизненной силы (ци) и выжидании, как главной технике. Позже стало популярным сопоставлять "внешние" стили с преодолевающей преграды горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, обходящей их.

Некоторые считают, что подобное разделение осуществилось вследствие антитезы шаолиньского ушу и остальных техник. Скорее всего, это стало основополагающим фактором для названия «внутренних» и «внешних» стилей. Каждый из них базировался на даосской или буддийской традиции.

Нельзя сказать, что между данными видами пролегает четкая грань, ведь в любой «внешней» школе боя практиковалась сложная внутренняя работа. Более того, ни один «внутренний» стиль не пренебрегал достойной физической подготовкой.

План и цели обучения в этих стилях не были рассчитаны только на воспитание и усвоение своеобразных приемов. Долгосрочный проект включал в себя кардинальное изменение душевных и физических качеств. В своих, так называемых «Альма-матер», ученики развивали железный стержень, умение мыслить чисто и разумно, не обходилось и без рационализации плотской составляющей.

К сожалению, в западной стороне света ушу воспринимают очень приземленно и без особого энтузиазма: для кого-то это просто вид боевого искусства или метод санирования своего организма. В Китае же дела обстоят совершенно иначе. Нишу самого прекрасного и утонченного стиля занимает именно упомянутая выше дисциплина. Медитации, врачевание, оздоровление, духовная практика – все это восхитительные дары, которые можно получить при занятиях ушу. Оно преподносит мощь и подлинное мастерство, является ключом к познанию священных писаний.

С древних времен ценили исключительно специалистов своего дела, а не новаторов или простых любителей. Только достигнув точки совершенства, мы действительно стоим какой-либо похвалы. В подобных боевых искусствах элементарно «тренируют», но не дают ощутить связь с религиозными, духовными, вселенскими системами.

Обязательно стоит обратить внимание на то, что ушу является верховьем других боевых искусств, зародившихся в Восточной Азии. Не сложно заметить, что лейтмотив в каратэ, айкидо, дзюдо и сумо невероятно схож с «первородным» мастерством.

Таким образом, различные виды любых боевых искусств уходят корнями в древнейшую и неизменно мощнейшую систему ушу. Каждая культура внесла свои видоизменения, но нельзя отрицать, что в первозданном виде единоборства имели одинаковые названия некоторых упражнений и комплексов.

Казус состоит в том, что «матушка» всех поединков вкрадывалась в различные страны нелегально, как самый неравнодушный эмигрант. Этому явлению способствовали китайские общины, перемещавшиеся с места на место. После приезда в какие-либо города, они открывали секреты своей излюбленной практики прохожим. Так, постепенно распространяясь между любопытными душами, ушу стало покорять весь мир.

В связи с тем, что большинство знати китайского происхождения были членами тайных обществ и не имели право обучать других ушу, но обладали огромным желанием помочь обществу, было решено ввести синоним для обозначения боевого искусства – «гунфу». Различные диалекты и транскрипции не позволили принять исходное название, поэтому до наших дней дошло именно кунфу. Правом преподавать обладали только китайцы, но благодаря слиянию народов эта стезя была покорена не только восточными практикантами.

Какие только преграды не прошло выше представленное искусство. Например, во времена восстания ихэтуаней ушу обернулось в мощный этноинтегрирующий фактор: для войны с иноземными державами, которые захватили Китай и поделили его на сферы влияния, по всему государству появились отряды крестьян, главы которых были мастера ушу. Такие группировки назывались – ихэцюань (кулаки согласия и справедливости). После Синьхайской революции число тех, кто занимался ушу резко уменьшилось, но уже с 1928 года пошел новый расцвет древнего боевого искусства. В Шанхае основывается «Цзин у хуэй» - Ассоциация «Боевой дух», по всему Китаю открываются учебные центры ушу и проводятся соревнования. В 1936 году Китай отправляет в Берлин мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады.

Развитие и эволюция кунфу не заставили себя долго ждать, об этом свидетельствует открытие новых учебных заведений, и создание стилей. Некоторые были глубоко уверены, что новый вид единоборств, лишь подражание каратэ в улучшенном варианте. Ситуация сильно изменилась в конце 70-х., когда открытие залов для кунфу привлекло внимание многих желающих. Тогда же стали появляться первые работы по истории и духовным традициям ушу. Познание единоборства заключается не только в принятии и изучении базовых вещей, но и уважении к созданию стиля.

В наше время в Китае есть множество различных видов Ушу. Разделение стилей и техник случается от привязки к территории их происхождения. Главными центрами появления разных школ и течений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Ушу в переводе с китайского обозначает «воинское искусство». Как и любое другое искусство ушу поначалу появилось из ремесла. Наши инстинкты и навыки самозащиты стали основой для сотворения стиля. Почему же нам было необходимо это единоборство, если природа заложила в человеческом существе чутье и боязнь потерять жизнь? Толчком к появлению подобной системы стала мысль не только обладать хорошим оружием, но и владеть мастерством его использования.

Что же такое ушу? Прежде всего - это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. В течении множества веков Ушу (Уи) совершенствовалось, поглощая в себя методы владения разным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколько разнородных, столько и друг друга дополняющих, и обернувшись не в обычную систему боя, а в путь к само совершенству.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: