Раскраски. Комплект карточек для уроков ИЗО. Игра лото. Городецкая роспись в векторе.




СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫНАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

Русская роспись

 

 

Студент: Машкина Ольга Геннадьевна

Группа: ПО н/б 15-з

Профиль: начальное образование

 

 

Севастополь

2020
Русская роспись


Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: район города Городца

 

2. Материал первоосновы: Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки.

 

3. Способы украшения, материалы: Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски.

 

4. Виды продукции: Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида: — цветочная роспись; — цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; — сюжетная роспись

5. Цвет фона

Фон желтый- цвет дерева  

6. Цвет изображений

 

    красный         синий     оранжевый     зеленый     белый     черный

 

7. Цветовые сочетания

 

8. Изображение цветов. Дать названия:

 

9. Изображение листьев:

 

 

10. Изображение птиц:

 

 

11. Изображение лошади:

 

12. Композиция узоров:

13. Использование в начальной школе

Тема: «Городецкая роспись».

Класс: 1
Цель: Познакомить с детей с городецкой росписью.
Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети подходят к мини-музею «Городецкая роспись».
Учитель: ребята давайте рассмотрим на эти деревянные расписанные изделия.
Это городецкая роспись.
Городецкая роспись, как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Основная часть.
Учитель: Городецкая роспись зародилась в древнем городе Городец, который стоит на берегу реки Волга. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Тогда существовал промысел прялок. Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды. Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Городецкой росписью оформляли детскую мебель и других предметов быта.
В качестве фона часто используют естественный жёлтоватый цвет дерева.
Ребята давайте назовём, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, давайте посмотрим, какие элементы в росписи используют мастера? (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Учитель: ребята, сегодня мы попробуем нарисовать цветочный узор городецкой росписи. Посмотрите внимательно этапы выполнения работы.
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки. Второй этап – оттенёвка. Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета. Когда вся композиция намечена начинаем рисовать оживку. Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Практическая работа.
Учитель: ребята, мы научимся выполнять элементы цветочного узора. Цветы в городецкой росписи называют - «Купавками». Ребята посмотрите на «Листок» и варианты его выполнения.
У вас на столе лежат шаблоны разделочных досок, которые мы и будем сегодня расписывать.
Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка. Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана, а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка». И сделаем контур доски чёрным цветом.
Самостоятельная работа детей.
Заключительный этап. Все работы вывешиваются на мольберты. Воспитатель задаёт вопросы: какие элементы городецкой росписи вы использовали для оформления досок? Какие цвета преобладают в городецкой росписи?

Игровые упражнения

Игровые упражнения для развития графических навыков на интерактивной доске «Винни-Пух в художественной мастерской»

Тема: «Народные обычаи»

Задачи:

• Закрепление представлений о нижегородских народных промыслах, народных обычаях. Формирование интереса к народно - прикладному искусству.

• Упражнение в рисовании знакомых городецких узоров на ограниченной поверхности.

• Закрепление названий элементов городецкой росписи, изделий народных мастеров (поставец, солонка, поднос и др.)

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие зрительно-моторной и зрительно-пространственной координации.

• Развитие воображения, самостоятельности при выполнении творческой работы.

• Побуждение к использованию в речи фольклора

• Развивтие чувства гордости за городецких мастеров.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

На экране появляется грустный Винни- Пух, здоровается с детьми.

Учитель: Здравствуй, Винни-Пух! Почему ты такой грустный?

Винни-Пух (вздыхает): Меня пригласила в гости Федора. Я хочу подарить ей посуду с красивым городецким узором. Но в магазинах такой посуды нет.

Учитель: Ребята, мы же знаем, что это за узоры и как их рисовать! Поможем Винни - Пуху?

На экране появляется изображение: три образца тарелок с разной композицией узоров

Учитель: Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются. Для этого я буду загадывать загадки.

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Учитель: Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры?

Дети: Оживки.

Учитель. Да это белая и чёрная оживки.

А теперь посмотрите на расписные тарелки. На первой тарелке две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу. А на второй тарелке как они расположены? (гирлянда протянулась прямо посередине, на третьей тарелке тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по сторонам тарелки. У всех этих гирлянд в середине- большой цветок – розан, а справа и слева от розана - цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Учитель: А теперь скажите, какие цвета мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?

Дети: Розовый, красный, голубой, синий.

Учитель: А какие цвета возьмем для оживок?

Дети: Белый и черный.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

А сейчас, мастера,

За работу всем пора. Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны

На экране появляется нераскрашенная посуда: поднос, разделочная доска, тарелка, поставец, солонка…

Учитель предлагает детям выбрать, на какой посуде они хотят нарисовать узор.

Звучит тихая русская народная музыка.

Каждый ребенок по очереди рисует узоры и раскрашивает их.

Дети рисуют по образцу

Физкультурная пауза «Матрешки»

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки, Кладут руки на пояс,

надувают щеки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке. Приседают, руки на поясе

встают, руки в стороны

Мы матрешки знатные,

Складные да ладные. Кружатся, рисуя руками круг

делают наклоны вправо-влево

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся Потягиваются, на носочках руки вверх, руки перед собой

Далее дети продолжают украшать посуду.

Гимнастика для глаз «Мы посуду украшали»:

Мы посуду украшали,

Мы старались,рисовали: Делают движения глазами по кругу, прослеживая за своим пальчиком

Разноцветные цветы

Небывалой красоты, Зажмуривают крепко глаза, широко открывают

Синий завиток. Делают движения глазами по кругу

А уж наша Хохлома

Светом солнышка полна Крепко зажмуривают глаза

В Городце –цвет любой:

Синий, желтый, голубой Моргают глазами

Посуда - на диво,

Украшена красиво! Широко открывают глаза

На экране появляется изображение расписанной городецкой росписью посуды.

Винни Пух: Спасибо, ребята! Какая красивая посуда! Федоре очень понравится!

 

14. Ведущие мастера:

А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.

 

 

15. Литература для чтения детям о промысле:

Супрун Л.Я «Городецкая роспись»

Величко Н. «Росптсь до дереву»

Чуянов С.П «Городецкие праздники»

Дорожин Ю.Г. "Городецкая роспись". Серия "Искусство детям".

Раскраски. Комплект карточек для уроков ИЗО. Игра лото. Городецкая роспись в векторе.

Рогов А.П. "Кладовая радости"

"Мир в картинках: Городецкая роспись по дереву. 3-7 лет ".

& Методические статьи о Городецкой росписи: Емельянова Т.И «О городецкой росписи»

 

 


Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: Ковернинский район Нижегородской области, село Хохлома

2. 2.Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

 

3. Способы украшения, материалы: Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

 

4. Виды продукции: Виды хохломы – роспись «верховая» и «под фон»

5. яветовая гамма (закрасить):

1. Цветовая гамма (закрасить):

 

2. Изображение ягод:

 

 

3. Изображение листьев:

 

4. Изображение цветов:

 

5. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

6. Композиция узоров:

Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

Узор "травка"

Учимся рисовать простейшие элементы травяного орамента. Выполняйте упражнения на повтор главных отличительных элементов узора "травка". В хохломской росписи "травкой" называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

В упражнение включены главные элементы "травки":

"Осочки"- самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

"Травинки"- Это мазки с небольшим плавным утолщением.

"Капельки"- рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

"Усики"- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

"Завитки"- выполняются с легким нажимом в середине элемента.

"Кустик"- это наиболее сложный элемент "травки". Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов- осочек, травинок, капелек, усиков и завитков.

 

7. Использование в начальной школе:

þ Класс 1

þ Тема: «Золотая Хохлома »

1.Познакомить детей с русским народным промыслом «Золотая Хохлома». Рассказать о процессе изготовления изделия.Познакомить с эмблемой хохломской росписи.

2. Закрепить знания детей об элементах хохломской росписи. Народный орнамент – это образец родной природы. Орнамент в переводе – это украшение. Криуль – ведущая направляющая линия в орнаменте. Названия у элементов очень ласковые – ягодка, листок, травка, веточка. «Травка» - первооснова росписи.

Ход занятия:звучит русская народная мелодия. Дети свободно стоят в группе. Входит «Гостья с русского двора » одетая в русский народный костюм с хохломским орнаментом, коромыслами и ведрами (под хохлому). Поет песню «Ах вы сени»:

Ах, вы сени, мои сени,

Сени новые мои.

Сени новые, кленовые, решетчатые.

Выходила молода, выпускала сокола:

Ты лети, лети соколик

В детский сад скорей лети,

Пусть встречают меня гостью с русского двора.

Пусть встречают меня гостью с русского двора. (русская народная песня)

Дети образуют круг, хлопают «гостье», притопывают. «Гостья» ставит ведра и здоровается с детьми (с поклоном).

«Гостья»: Моя птица Сокол рассказала мне, что вы ребята интересуетесь русским народным творчеством, работами русских умельцев и что у вас есть мини-музей «Золотая Хохлома ». Давайте посмотрим на экспонаты вашего музея.

Гостья рассматривает с детьми изделия хохломских мастеров, задает детям вопросы (см. приложение). Дети читают стихи о хохломе (см. приложение). Гостья хвалит детей, показывает новую книгу «Энциклопедию народных ремесел ». Наша мастерица с русского двора выпустила вот такую книгу, где много русских ремесел и я сейчас вас с ней познакомлю. Открываем страницу «Золотая Хохлома ». Рассказ гостьи о том, как работают хохломские мастера (от заготовок до росписей и обжига, зачитывает отрывки из книги. Вносит поделку – курицу, в которой лежат новые работы хохломских мастеров и заготовки – яйца, ложки, доски, лопаточки, круги и т. д. дети сравнивают расписные поделки и деревянные заготовки и делают вывод, что расписные деревянные изделия очень красивые, они радуют глаз, хочется ими любоваться. Мастера своими работами хотели приносить людям радость.

«Гостья» - А еще я принесла вам в подарок игру «Народные промыслы ». Сейчас я выложу карточки с народным орнаментом на стол, а вы должны выбрать из них хохломские изделия.

Дети по сигналу выбирают карточки с «Золотой Хохломой ». Гостья хвалит детей и дарит игру и новые хохломские изделия в музей группы.

«Гостья» - Я вижу, что на столах у вас лежат деревянные заготовки в форме яиц, ложек, досок, лопаточек, кругов. Сегодня вы будете художниками по хохломской росписи деревянных изделий, которые называются. («белье»). На доске вывешены элементы росписи, а какой узор наносить – вы придумаете сами. Напоминаю, что вначале я рекомендую простым карандашом нанести узор, а затем красками расписать его. Давайте правильно возьмем кисточку тремя пальцами (показать, как рекомендуют хохломские художники, где кончик кисточки смотрит вверх. В воздухе нанесем узор травку, криуль, цветок. Хвалит детей.

На столах лежат ватные палочки, ими хорошо наносить мелкие ягодки, они ложатся ровно и красиво. Не забудьте использовать палитру, чтобы на кисточке не было лишней краски. А теперь приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии. Гостья советами помогает детям правильно украсить заготовку узором. Чтобы работы высохли предложить детям выйти из-за столов и поиграть в народные игры («ручеек», «золотые ворота », «гори, гори ясно») на выбор детей. (под русские народные песни)

После игры похвалить детей за красивые расписные изделия, попросить детей (выборочно) рассказать о росписи своего изделия, какие приемы использовали, украшая деревянное изделие. Предложить детям оформить свои работы для выставки:

-Яйца положить на зеленую травку в поделку – курицу;

-Ложки в карманы хвоста курицы;

-Лопаточки повесить на деревянную вешалку, на цветные ленточки;

-На полочки поставить расписные доски, тарелки и т. д.

«Гостья», Мастерица хохломы – «Вы сегодня порадовали не только себя, но и всех, кто сегодня был на занятии. Спасибо вам, от всех мастеров золотой хохломы. Интересуйтесь работами других русских мастеров, приглашайте на свою выставку родителей, детей д/с, рассказывайте им о том, что сегодня узнали о золотой хохломе ».

«Гостья» - По русской традиции гости всегда приходят с угощением. (На подносе вносит угощение. Дети фотографируются на память с гостьей). Ну а мне пора возвращаться на свой русский двор к мастерам. Принесу им чистой водицы и расскажу о нашей встрече. (Надевает шаль, коромысла с ведрами, кланяется и с песней «Во поле береза стояла» и уходит.

Дети любуются выставкой, делятся впечатлениями, угощаются пирогом и чаем.

Вывод: Знакомство детей с русским народным творчеством приносит детям эстетическое наслаждение, радует глаз. Дети учатся работать красками по дереву и прекрасно знают,что изделия хохломских мастеров приносят людям радость, т. к. мастера черпают из природы свои рисунки (растительный мир). Поэтому дети начинают внимательнее относится к природе, родной земле,любить ее и беречь!

ВОПРОСЫК ДЕТЯМ Приложение 1

1. Где зародилась хохлома? (с. Семеново, Нижегородская обл.)

2. Почему хохлому называют Золотая хохлома? (основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски)

3. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры? (из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)

4. Как вы думаете, почему художники так старательно и красиво расписывали изделия? (чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы)

5. Как художники держат кисточку при росписи хохломских деревянных изделий? (вертикально 3 пальцами)

6. Какие деревья считаются лучшими для заготовок под роспись? (липа, береза, клен)

7. Как мастера называют неокрашенные заготовки из древесины? («белье»)

8. Какой главный элемент в хохломской росписи? (травка)

9. Назовите еще элементы хохломской росписи? (ягодка, листок, веточка, капелька и т. д.)

10. Что рисуют из дуг художники? (цветы хохломы)

11. Все элементы выполняются кисточкой движением на. (себя)

12. Как называется ведущая линия в орнаменте? (криуль)

13. Конечный процесс росписи? (покрытие лаком и обжиг в печи)

14. Назовите основные цвета хохломской росписи? (золотой, красный, черный, зеленый).

Стихи о Хохломе.

***

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки,чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

***

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески,шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Все чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочски

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

автор П. Синявский.

 

1. Ведущие мастера:

О. Н. Веселова, Н.А. Гущин

 

2. Литература для чтения детям о промысле:

 

Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

 

3. Методические разработки по Хохломской росписи:

 

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

 


Русская роспись


П О Л Х О В-М А Й Д А Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: село Полховский Майдан, деревня Крутец и посёлок Вознесенское Нижегородской области.

2. Материал первоосновы: Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки

3. Способы украшения, материалы: орнаментальная и сюжетная роспись

4. Изображение листьев, веточек, ягод, бутонов, цветов.

 

 

5. Изображение храмов, мельниц и домов:

 

 

6. Изображение птиц:

 

 

7. Изображение майданской розы:

 

8. Композиция узоров:

Композиции росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

 

9. Использование в начальной школе:

þ Класс 2

Тема: «Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рисование узора в полосе.»

Цель урока: Ознакомление обучающихся с Полхов – Майданской росписью.

Задачи урока:

- Познакомить обучающихся с историей возникновения Полхов – Майданской росписи, с элементами росписи.

- Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус на основе знакомства с народными промыслами..

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание порадовать окружающих.

- Развивать (корректировать) зрительную память, ассоциативное мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: образец, магнитная доска с набором элементов, цветные карандаши, альбомы, компьютер, карточка «наводка» (для словарной работы).

Ход урока:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: