Здравствуйте дети, садитесь.
Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших партах.
II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Полхов – Майданские узоры».
Сегодня на уроке вы познакомитесь с Полхов – Майданской росписью и как настоящие мастера будете украшать Полхов – Майданским узором разделочную доску.
Учитель излагает историю возникновения промысла:
На юге Нижегородской области есть село Полховский Майдан. Он издавна славился своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые.
Тарарушки, тарарушки –это русские игрушки,
Очень славные да нарядные,
Да забавные, ненаглядные.
Приедут родители с ярмарки, с базара,
Привезут домой они вороха товара.
Ну, а ребятишкам – девчонкам и мальчишкам-
Свистульки да игрушки – весёлые тарарушки.
Ремесло быстро развивалось, но вначале посуда была неокрашенная. Позже на Полхов - Майданских работах появились яркие, пестрые краски. Как правило, мужчины делали заготовки – так называемое «белье». Женщины расписывали готовые изделия.
Посмотрите на экран. Это Полхов – Майданские изделия. Обратите внимание на предметы, которые изготавливали мастера. Какие цвета использованы. Какими элементами украшены изделия.
- Какие предметы украшали Полхов – Майданской росписью?
- Грибы - копилки, шкатулки, матрёшки, лошадки, солонки, доски, самовары и другие.
- Какими цветами красок они пользовались? (ответы детей)
- Основные цвета росписи: малиновый, фиолетовый, голубой, жёлтый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, красный, синий.
|
- Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)
- В Полхов – Майданской росписи используются цветы, листики, ягодки, яблочки, а также сюжетный рисунок.
- Обязательный прием Полхов - Майданской росписи – «наводка» - обводка рисунков черным цветом. Это новое слово, его нужно запомнить.
(На доске закрепляется слово для словарной работы «наводка»)
III. Сообщение нового материала.
А теперь я предлагаю вам побыть мастерами и украсить Полхов – Майданской росписью разделочные доски.
Посмотрите на образец рисунка.
- Как размещен рисунок? (по горизонтали)
- Из каких элементов он состоит?
- Что расположено в центре?
- В каком порядке расположены элементы, что сначала, что потом?
- Какие использованы цвета?
- Какого цвета фон?
А теперь давайте вместе попробуем составить узор из элементов на магнитной доске.
(дети по очереди прикрепляют элементы к магнитной доске, в случае затруднения учитель оказывает помощь)
-Нравится вам узор, который вы составили? Красиво получилось?
· А теперь я предлагаю вам нарисовать такой же узор в своих альбомах. Возьмите простой карандаш.
· Сначала нужно нарисовать линию, расположите её в середине листа.
· Затем нарисуем элементы – листики, цветы, ягодки.
Простым карандашом работайте аккуратно, сильно не нажимая.
· Теперь раскрасьте всё цветными карандашами.
· Фон сделаем жёлтым.
IV. Самостоятельная работа детей.
В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь.
|
Физкультминутка.
V. Подведение итогов.
- Вспомните тему нашего урока. Чем мы занимались сегодня на уроке?
- С каким новым словом мы познакомились? (наводка)
-Что такое «наводка»?
Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы и работы одноклассников.
Выставление отметок в журнал.
У всех сегодня получились замечательные узоры!
Уберите свои рабочие места.
Урок окончен, спасибо!
10. Игровые упражнения
2 класс
Разбор типового контрольного задания:
Восстановите последовательность этапов работы мастеров Полховского Майдана над украшением изделий.
РОСПИСЬ
НАНЕСЕНИЕ КОНТУРА
ГРУНТОВКА
ДЕРЕВЯННОЕ «БЕЛЬЁ»
Ответ:
ДЕРЕВЯННОЕ «БЕЛЬЁ»
ГРУНТОВКА
РОСПИСЬ
НАНЕСЕНИЕ КОНТУРА
Ведущие мастера:
Г.А.Авдюков,П.Е.Казаков
& Литература для чтения детям о промысле:
В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.
Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.
В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.
Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.
Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.
& Методические статьи о Полхов-Майданской росписи:
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь
1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень
2. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)
|
3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.
4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.
5. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи
6. Изображение растительных мотивов:
Изображение зооморфных мотивов:
7. Композиция узоров: Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.