II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.




Здравствуйте дети, садитесь.

Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших партах.

II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Полхов – Майданские узоры».

Сегодня на уроке вы познакомитесь с Полхов – Майданской росписью и как настоящие мастера будете украшать Полхов – Майданским узором разделочную доску.

Учитель излагает историю возникновения промысла:

На юге Нижегородской области есть село Полховский Майдан. Он издавна славился своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые.

Тарарушки, тарарушки –это русские игрушки,

Очень славные да нарядные,

Да забавные, ненаглядные.

Приедут родители с ярмарки, с базара,

Привезут домой они вороха товара.

Ну, а ребятишкам – девчонкам и мальчишкам-

Свистульки да игрушки – весёлые тарарушки.

Ремесло быстро развивалось, но вначале посуда была неокрашенная. Позже на Полхов - Майданских работах появились яркие, пестрые краски. Как правило, мужчины делали заготовки – так называемое «белье». Женщины расписывали готовые изделия.

Посмотрите на экран. Это Полхов – Майданские изделия. Обратите внимание на предметы, которые изготавливали мастера. Какие цвета использованы. Какими элементами украшены изделия.

- Какие предметы украшали Полхов – Майданской росписью?

- Грибы - копилки, шкатулки, матрёшки, лошадки, солонки, доски, самовары и другие.

- Какими цветами красок они пользовались? (ответы детей)

- Основные цвета росписи: малиновый, фиолетовый, голубой, жёлтый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, красный, синий.

- Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)

- В Полхов – Майданской росписи используются цветы, листики, ягодки, яблочки, а также сюжетный рисунок.

- Обязательный прием Полхов - Майданской росписи – «наводка» - обводка рисунков черным цветом. Это новое слово, его нужно запомнить.

(На доске закрепляется слово для словарной работы «наводка»)

III. Сообщение нового материала.

А теперь я предлагаю вам побыть мастерами и украсить Полхов – Майданской росписью разделочные доски.

Посмотрите на образец рисунка.

- Как размещен рисунок? (по горизонтали)

- Из каких элементов он состоит?

- Что расположено в центре?

- В каком порядке расположены элементы, что сначала, что потом?

- Какие использованы цвета?

- Какого цвета фон?

А теперь давайте вместе попробуем составить узор из элементов на магнитной доске.

(дети по очереди прикрепляют элементы к магнитной доске, в случае затруднения учитель оказывает помощь)

-Нравится вам узор, который вы составили? Красиво получилось?

· А теперь я предлагаю вам нарисовать такой же узор в своих альбомах. Возьмите простой карандаш.

· Сначала нужно нарисовать линию, расположите её в середине листа.

· Затем нарисуем элементы – листики, цветы, ягодки.

Простым карандашом работайте аккуратно, сильно не нажимая.

· Теперь раскрасьте всё цветными карандашами.

· Фон сделаем жёлтым.

IV. Самостоятельная работа детей.

В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь.

Физкультминутка.

V. Подведение итогов.

- Вспомните тему нашего урока. Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С каким новым словом мы познакомились? (наводка)

-Что такое «наводка»?

Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы и работы одноклассников.

Выставление отметок в журнал.

У всех сегодня получились замечательные узоры!

Уберите свои рабочие места.

Урок окончен, спасибо!

10. Игровые упражнения

2 класс

Разбор типового контрольного задания:

Восстановите последовательность этапов работы мастеров Полховского Майдана над украшением изделий.

РОСПИСЬ

НАНЕСЕНИЕ КОНТУРА

ГРУНТОВКА

ДЕРЕВЯННОЕ «БЕЛЬЁ»

Ответ:

ДЕРЕВЯННОЕ «БЕЛЬЁ»

ГРУНТОВКА

РОСПИСЬ

НАНЕСЕНИЕ КОНТУРА

 

Ведущие мастера:

Г.А.Авдюков,П.Е.Казаков

 

& Литература для чтения детям о промысле:

В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.

В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.

Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.

Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.

 

& Методические статьи о Полхов-Майданской росписи:

Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.


 


М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень

2. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

 

3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

 

4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

 

5. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи

6. Изображение растительных мотивов:

Изображение зооморфных мотивов:

 

 

7. Композиция узоров: Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: