Тема: Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи: изображение коня.
Цель: Дать понятие «народная роспись Мезень»
Задачи:
· Познакомить с историей появления Мезенской росписи;
· Познакомить с технологическим процессом создания росписи в современных условиях;
· Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов Мезенской росписи;
· Научить технике выполнения росписи;
· Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
· Содействовать эстетическому воспитанию.
Тип урока: Комбинированный урок (освоение знаний, применение).
Оборудование для учителя:
· Иллюстрации;
· Алгоритм работы;
· Плакат «Мезенская роспись»;
· Словарные слова (новые);
· Инструкции по безопасности работы.
Оборудование для учащихся:
· Бумага;
· Гуашь (красный и черный цвет);
· Кисть;
· Палитра;
· Баночка с водой;
· Салфетка.
План урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Мезенской росписи. Объяснение нового материала. 15 мин.
- Практическая часть. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. 15-20 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. 4 мин.
Ход урока:
- Организационный момент
Дети входят в класс. На рабочих столах тетрадь для конспектирования лекции, бумага для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 0, 2, палитра, салфетка, вода для рисования элементов Мезенской росписи.
Добрый день! Садитесь.
Сегодня мы с вами познакомимся с народными промыслами Русского Севера.
- Объяснение нового материала (Знакомство)
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке.
|
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты.
|
В последние годы, изучение Мезенского письма получило большое распространение в детских садах, школах, студиях. И сегодня мы с вами начнем изучение “Мезенской народной росписи”.
- Практическая часть
В альбоме дети пробуют зарисовать отдельные элементы мезенской росписи. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня, древние обереги. В дальнейшем по курсу “Мезенская роспись” детьми будет выполняться задание.
Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.
Берем кисточку потолще - №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем подмалевки.
Мезенские «поля- земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после вертикальными делим их на квадраты.
Здесь выполняем лепестки – основу для изображения солнца.
Замалевком делаем птичку.
Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала намечается животик, потом шея, загривок, спинка.
Затем берем тоненькую кисточку - №0 или 1 и работаем черной краской осторожными тонкими линиями.
Вписываем в клетки узоры.
Дорисовываем солнце.
Добавляем клювик, лапки, хвост и крылья птичке.
Гриву, хвостик и ножки, похожие на паучьи лапки, лошадкам.
И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень важных элементов:
|
Звездочка, спиральки, перышко.
Понятно? Начинаем.
(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).
Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы)
- Итог урока
Подведем итоги нашего занятия.
-Ребята, с какой росписью мы познакомились?
-Кто расскажет, о возникновении росписи?
- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?
-Каковы этапы выполнения мезенского коня?
Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч.
8. Ведущие мастера:
Семьи палащельских мастеров: Аксёновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.
9. Литература для чтения детям о промысле:
Величко. Н. Мезенская роспись. — АСТ-Пресс, 2014.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Малыш, 1988.
10. Методические разработки по Мезенской росписи:
Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.
Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе ДОУ. Нижний Новгород, 1995.