История возникновения буддизма




Модуль «Основы буддийской культуры»

Буддизм как мировая религия

Признаки мировой религии:

- объединение крупной общности людей

- наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

§ Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия

§ Буддизм -четвертая по численности последователей религия в современном мире

Христиане – св.2 млрд. (в т.ч. православные – ок. 240 млн.)

Ислам – ок. 1,3 млрд.

Индуизм – ок. 860 млн.

Буддизм - от 300 до 500 млн.

 

§ В России в 2004 г. насчитывалось около 380 тыс. буддистов (0,25% населения)

Буддистами являются:

- половина бурятов;

- половина тувинцев;

- 70% калмыков

 

История возникновения буддизма

 

§ Время и место возникновения: Северо-Восточная Индия, VI или V в. до н.э.

§ Основатель: Сиддхартха Гаутама, сын царя Шудходдана из небольшого государства народа шакьев (отсюда - Будда Шакьямуни). Точное время жизни неизвестно.

§ До 29 лет Сиддхартха жил во дворце, оберегаемый отцом от всяческих бед и страданий. Но четыре встречи перевернули его сознание:

- встреча с нищим;

- встреча с прокаженным;

- встреча с похоронной процессией;

- встреча с отшельником-аскетом

В течение 6 лет Будда вел жизнь странствующего аскета, бродил по долине Ганга и постигал учения разных религиозных школ. Но ни в одной из них он не нашел ответа на вопрос, как избавиться от страданий.

Однажды Сиддхартха погрузился в глубокое созерцание, сидя под деревом Бодхи. На 49-й день он достиг Просветления – ему открылась причина страданий и путь избавления от них. Сиддхартха стал Буддой («Просветленным»).

Вскоре близ города Варанаси (Бенарес) Будда произнес свою первую проповедь (позднее она получила название «Сутры, вращающей колесо Закона»). Первыми слушателями Будды были пять аскетов и две газели. Они стали первыми учениками Будды и основали первую сангху – буддийскую общину.

В течение 40 лет Будда странствовал по Индии и проповедовал свое учение. Когда он достиг 80-летнего возраста, то решил, что передал ученикам все, что хотел и может спокойно покинуть этот мир.

Согласно буддийской традиции в 544 г. до н.э. Будда ушел в паринирвану, покинув этот мир. Этот год в буддийском календаре считается первым годом «эры Нирвана».

Основные положения буддизма

§ В буддизме нет представления о Боге – творце мироздания

§ Воспринято характерное для предшествующих индийских религий о бесконечной череде перерождений души

§ Мир, в котором существует человек, наполнен страданием; любое последующее перерождение в этом мире продлевает и увеличивает страдание.

§ Причина страданий – жажда бытия, стремление к наслаждениям, власти, богатству

§ Для выхода из мира страданий необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду бытия – желание наслаждений, стремление к власти, богатству, славе и т.д.

§ Будда проповедовал Срединный («благородный») путь избавления от страданий: отказ как от ненасытных желаний, так и от крайностей аскетизма.

§ Результатом движения по нему должно стать состояние просветления, в котором угасают все страсти и желания и достигается полное освобождение от страданий перерождения – нирвана.

§ Большинство людей не может достичь нирваны на протяжении одной жизни. Им предстоит проделать долгий путь перерождений. Но каждое перерождение будет восхождением к просветлению

«Четыре благородных истины буддизма»:

- В жизни существует страдание

- Существует причина страдания.

- Существует освобождение от страдания.

- Есть путь, ведущий к освобождению от страдания

«Восьмеричный путь» (Срединный путь):

1. Праведное воззрение (следует понять, что мир наполнен страданиями и необходимо подавить в себе страсти);

2. Праведное стремление (надо решительно определить свой путь и ограничить стремления)

3. Праведная речь (правдивая, доброжелательная, не подталкивающая к совершению зла)

4. Праведное поведение (делать добрые дела и избегать дурных поступков)

5. Праведная жизнь (честно добывать средства и не причинять вреда живому);

6. Праведное усилие (следить за направлением своих мыслей и отгонять все дурное);

7. Правильное размышление (помнить, что жизненные страсти мешают достичь просветления)

8. Праведное созерцание (сосредоточение мысли на достижении внутреннего спокойствия)

§ Согласно учению буддизма, человек сам создает свою судьбу. От того, насколько добродетельными или порочными были поступки человека, зависит форма его нового перерождения.

§ Сила, определяющая конкретные черты этого нового перерождения, называется кармой. Карма определяется суммой всех добродетельных и порочных поступков человека, как в этой, так и в предшествующих жизнях. Дурные поступки ухудшают карму, благие – очищают ее.

§ Все живые существа равны, т.к. вовлечены в процесс перерождения (сансара)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: