Буддизм представлен разными течениями, весьма существенно отличающимися друг от друга.
§ Два главных течения – тхеравада (хинаяна) и махаяна - сформировались еще до н.э.
§ Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница»):Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом).
§ Махаяна ( в пер. - «великая колесница») учит, что любой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.
Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.
§ Чтобы проделать путь будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!».
§ В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий. Этим путем шел и Будда Шакьямуни (по традиции считается, что до ухода в нирвану он пережил 550 перерождений).
§ Уход Будды в нирвану, по представлениям последователей Махаяны, был видимостью, призванной вдохновить других людей.
§ Нирвана в махаяне – не просто прекращение земного существования и переход в состояние вечного блаженства. Это особое состояние духа и сознания, связанное с внутренним освобождением от влияния материального мира как источника желаний и страданий.
§ Путь бодхисаттвы предполагает достижение 6 уровней совершенства («6 парамит»)
- совершенство даяния;
- совершенство нравственности;
- совершенство терпения;
- совершенство усердия, мужества;
- совершенство созерцания;
- совершенство мудрости.
§ В узком смысле бодхисаттвами считаются мифологизированные буддийские персонажи - «великие существа» (бодхисаттвы-махасаттвы).
§ Наиболее известное из них - Авалокитешвара – будда сострадания, воплощение сострадания всех будд. Считается, что он дал великий обет выслушать молитвы всех существ, обладающих природой будды, обратившихся к нему в часы страданий, и отказался от собственной сущности будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть нирваны.
§ Будда Майтрейя - грядущий Учитель человечества, который, по представлениям буддистов должен появиться на Земле, достигнув полного Просветления и будет учить людей чистому знанию. Культ будды Майтрейя присущ разным направлениям буддизма.
§ В распространении и толковании учения махаяны сыграли большую роль отдельные проповедники.
§ В буддизме махаяны сложился многоступенчатый и обширный пантеон божеств (будды, бодхисаттвы, духи и божества местных религий разных народов).
§ Получило развитие учение об аде и рае (Ад – место, где находятся души умерших, творивших дурные поступки, до тех пор, пока страданиями не очистят свою карму. Рай - место обитания небожителей - бодхисаттв и людей, накопивших во время своих жизней должные заслуги)
§ В китайском буддизме махаяны было выдвинуто учение о возможности спасения путем «внезапного просветления».
Ваджраяна ( в пер. – «алмазная колесница») – особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э.В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.
Особенности:
§ Считается, что высшее знание может передаваться только от учителя (гуру) тщательно подготовленному ученику;
§ Вера в возможность внезапного просветления, подобного «удару молнии» (отсюда - идея о возможности просветления и нирваны уже в настоящей жизни)
§ Важное место отводится особым психофизическим упражнениям, разработанным на основе йоги и элементов древней магии (тантризм);
§ Путь к просветлению может ускорить повторение особых магических формул – мантр. Произнесение мантры требует точного воспроизведения звуков, ее составляющих (считается, что каждый из них может иметь глубокий религиозный смысл).
§ Ма́ндала — сакральный символ, используемый в буддизме при медитациях. Представляет собой своего рода буддийскую модель мира. Внешний круг символизирует Вселенную, вписанный в него внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд; квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
Тибетский буддизм
Особенности:
§ Культ почитания лам (Лама – духовный учитель в тибетском буддизме, обычно – из числа монахов)
§ Регламентированы правила почитания будд и других божеств
§ Учение о «перевоплощенных» буддах и бодхисаттвах
§ Поощряется активное участие лам в светских делах, в т.ч. В политической жизни. Идея приоритета духовной власти над светской обусловила теократическую форма правления, на протяжении долгих веков существовавшую в Тибете
§ В тибетском буддизме (ламаизме) существует культ поклонения Далай-ламе. Далай-лама – наименование духовного лидера тибетских буддистов. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары - Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям.