Программа
Дополнительного образования детей
Кружок «Математика с увлечением»
Срок обучения: 1 год
Количество часов в год: 36
Пояснительная записка
Рабочая программа группового занятия по математике «Математика с
увлечением» рассчитана на учащихся 6-х классов, проявляющих интерес к
предмету математика. Рабочая программа группового занятия для 6 класса
составлена на основе авторской программы А. М. Быковских, Г. Я. Куклиной
«Занимательные математические задачи». Дополнительные занятия для
учащихся 5-6 классов: Учебное пособие / 2-е изд., Новосибирский
государственный университет. Новосибирск, 2010 и рассчитана на 36 часов
(1 час в неделю).
Актуальность программы в потребности развития пространственного
и логического мышления современного ребенка, а также в использовании
полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей
практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками
формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую
актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на
реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из
главных направлений этой концепции является развитие у учащихся
теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных
предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо
считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в
значительной степени способствовать развитию теоретического мышления
учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих
этапах школьного образования.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что ее
освоение способствует удовлетворению познавательных интересов в
различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся
содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия
охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а
также истории, литературы.
Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, повышение
уровня логической культуры посредством решения большого класса задач.
Предлагаемый курс освещает намеченные Министерством Образования
тенденции в сфере математической грамотности обучающихся. Необходимо
отметить, что математическая логика способствует развитию творчества,
мышления, кроме того, существует тесная связь математики с жизнью и
другими учебными дисциплинами, изучаемыми в школе.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
школьника, обучение решению математических задач творческого и
поискового характера будут проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь
групповое занятие «Решение логических задач» расширяющее
математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее
формированию познавательных универсальных учебных действий.
Групповое занятие предназначено для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Содержание группового занятия «Решение логических задач» направлено
на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в
современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности
и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов
курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить
проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую
деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность
учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание
заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся
для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их
приложений.
Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая
работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность
отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени
подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных
и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к
предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на
решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов
является разработка и защита проектов обучающимися.
2. Общая характеристика группового занятия.
«Решение логических задач» входит во внеурочную деятельность по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и
различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на
основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,
сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Групповое занятие «Решение логических задач» учитывает возрастные
особенности школьников 6-х классов и поэтому предусматривает
организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью в групповое занятие включены подвижные
математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия; что приводит передвижение
учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах
бумаги, расположенных на партах классной комнаты. Во время занятий
важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить
друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации
группового занятия целесообразно использовать принципы игр «Ручеѐк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах
и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры
и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между
командами.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год с проведением занятий
один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание группового
занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Каждое занятие состоит из двух
частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или
домашнего) решения. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная информация, занимательные математические факты, способные
дать простор воображению.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
1. уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи с применением математической
терминологии и символики, использовать различные языки
математики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
2. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладеть навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений;
3. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладеть навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений;
у обучающихся могут быть сформированы:
1. овладеть основными способами представления и анализа
статистических данных; наличие представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их
изучения, о вероятностных моделях;
2. овладеть геометрическим языком, умением использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений и изобразительных умений, приобрести навыки
геометрических построений;
3. овладеть основными способами представления и анализа
статистических данных; наличие представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их
изучения, о вероятностных моделях;
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся научатся:
1. формулировать и удерживать учебную задачу;
2. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
обучающиеся получат возможность научиться:
3. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
Познавательные
обучающиеся научатся:
1)осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
2)находить в различных источниках информацию и представлять ее в
понятной форме;
3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
обучающиеся получат возможность научится:
1)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
2)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
3) выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их
проверки;
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
2)взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
3)аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
Обучающиеся получат возможность научится:
1)продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех участников, договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
2)оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
Предметные:
обучающиеся научатся:
1) овладеть геометрическим языком, умением использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений и изобразительных умений, приобретсти навыки
геометрических построений;
2) научиться узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять
арифметические действия над ними, знать порядок арифметических
действий;
3) научиться использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
4) уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера.
обучающиеся получат возможность научиться:
1) научиться использовать и составлять алгоритмы для решения
задач;
2) научиться исследовать задачи, видеть различные способы их
решения.
Основное содержание курса.
Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)
Теория: Историческая информация о происхождении чисел.
Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение
своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без
карандаша и бумаги.
Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические
задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на
взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший
решатель».
Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)
Теория: Теория графов. Элементы теории графов
Практика: Решение задач
Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)
Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.
Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)
Теория: Ребусы. Математические ребусы
Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники
и умницы», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»