Дополнительного образования детей




Программа

Дополнительного образования детей

Кружок «Математика с увлечением»

Срок обучения: 1 год

Количество часов в год: 36

Пояснительная записка

Рабочая программа группового занятия по математике «Математика с

увлечением» рассчитана на учащихся 6-х классов, проявляющих интерес к

предмету математика. Рабочая программа группового занятия для 6 класса

составлена на основе авторской программы А. М. Быковских, Г. Я. Куклиной

«Занимательные математические задачи». Дополнительные занятия для

учащихся 5-6 классов: Учебное пособие / 2-е изд., Новосибирский

государственный университет. Новосибирск, 2010 и рассчитана на 36 часов

(1 час в неделю).

Актуальность программы в потребности развития пространственного

и логического мышления современного ребенка, а также в использовании

полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей

практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками

формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую

актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на

реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из

главных направлений этой концепции является развитие у учащихся

теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных

предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо

считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в

значительной степени способствовать развитию теоретического мышления

учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих

этапах школьного образования.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что ее

освоение способствует удовлетворению познавательных интересов в

различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся

содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия

охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а

также истории, литературы.

Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, повышение

уровня логической культуры посредством решения большого класса задач.

Предлагаемый курс освещает намеченные Министерством Образования

тенденции в сфере математической грамотности обучающихся. Необходимо

отметить, что математическая логика способствует развитию творчества,

мышления, кроме того, существует тесная связь математики с жизнью и

другими учебными дисциплинами, изучаемыми в школе.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир

школьника, обучение решению математических задач творческого и

поискового характера будут проходить более успешно, если урочная

деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь

групповое занятие «Решение логических задач» расширяющее

математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее

формированию познавательных универсальных учебных действий.

Групповое занятие предназначено для развития математических

способностей учащихся, для формирования элементов логической и

алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших

школьников с применением коллективных форм организации занятий и

использованием современных средств обучения. Создание на занятиях

ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать

собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,

овладение элементарными навыками исследовательской деятельности

позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести

уверенность в своих силах.

Содержание группового занятия «Решение логических задач» направлено

на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,

геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,

доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть

использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и

умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели курса:

расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование

качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в

современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности

и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического

мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных

представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи курса:

закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов

курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить

проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;

вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую

деятельность.

активизировать исследовательскую и познавательную деятельность

учащихся;

поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание

заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся

для дальнейших личных успехов;

воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их

приложений.

Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая

работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность

отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени

подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных

и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к

предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на

решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов

является разработка и защита проектов обучающимися.

2. Общая характеристика группового занятия.

«Решение логических задач» входит во внеурочную деятельность по

направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа

предусматривает включение задач и заданий, трудность которых

определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и

необычностью математической ситуации, что способствует появлению у

учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а

также формированию умений работать в условиях поиска и развитию

сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и

различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на

основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от

вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,

сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Групповое занятие «Решение логических задач» учитывает возрастные

особенности школьников 6-х классов и поэтому предусматривает

организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает

умственной работе. С этой целью в групповое занятие включены подвижные

математические игры, последовательная смена одним учеником «центров»

деятельности в течение одного занятия; что приводит передвижение

учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах

бумаги, расположенных на партах классной комнаты. Во время занятий

важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить

друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации

группового занятия целесообразно использовать принципы игр «Ручеѐк»,

«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах

и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры

и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между

командами.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год с проведением занятий

один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание группового

занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:

соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Каждое занятие состоит из двух

частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или

домашнего) решения. Тематика задач и заданий отражает реальные

познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и

любопытная информация, занимательные математические факты, способные

дать простор воображению.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Личностные:

у обучающихся будут сформированы:

1. уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать

необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в

устной и письменной речи с применением математической

терминологии и символики, использовать различные языки

математики, проводить классификации, логические обоснования,

доказательства математических утверждений;

2. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до

действительных чисел; овладеть навыками устных, письменных,

инструментальных вычислений;

3. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до

действительных чисел; овладеть навыками устных, письменных,

инструментальных вычислений;

у обучающихся могут быть сформированы:

1. овладеть основными способами представления и анализа

статистических данных; наличие представлений о статистических

закономерностях в реальном мире и о различных способах их

изучения, о вероятностных моделях;

2. овладеть геометрическим языком, умением использовать его для

описания предметов окружающего мира; развитие пространственных

представлений и изобразительных умений, приобрести навыки

геометрических построений;

3. овладеть основными способами представления и анализа

статистических данных; наличие представлений о статистических

закономерностях в реальном мире и о различных способах их

изучения, о вероятностных моделях;

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся научатся:

1. формулировать и удерживать учебную задачу;

2. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

обучающиеся получат возможность научиться:

3. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении

задач;

Познавательные

обучающиеся научатся:

1)осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

2)находить в различных источниках информацию и представлять ее в

понятной форме;

3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

обучающиеся получат возможность научится:

1)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач

исследовательского характера;

2)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

3) выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их

проверки;

Коммуникативные

обучающиеся научатся:

1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

2)взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать

свое мнение;

3)аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

Обучающиеся получат возможность научится:

1)продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций

всех участников, договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

2)оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в

совместной деятельности.

Предметные:

обучающиеся научатся:

1) овладеть геометрическим языком, умением использовать его для

описания предметов окружающего мира; развитие пространственных

представлений и изобразительных умений, приобретсти навыки

геометрических построений;

2) научиться узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять

арифметические действия над ними, знать порядок арифметических

действий;

3) научиться использовать и составлять алгоритмы для решения задач;

4) уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения

задач практического характера и задач из смежных дисциплин с

использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,

компьютера.

обучающиеся получат возможность научиться:

1) научиться использовать и составлять алгоритмы для решения

задач;

2) научиться исследовать задачи, видеть различные способы их

решения.

Основное содержание курса.

Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

Теория: Историческая информация о происхождении чисел.

Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение

своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без

карандаша и бумаги.

Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)

Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические

задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на

взвешивания. Логические задачи

Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший

решатель».

Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)

Теория: Теория графов. Элементы теории графов

Практика: Решение задач

Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)

Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.

Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)

Теория: Ребусы. Математические ребусы

Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники

и умницы», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: