Учебная дисциплина: Русский язык и культура речи
Преподаватель: Гальченко Яна Александровна
Группа: Ф-19 (21)
Дата занятия: 04.06.2020 г.
Тема:. Основные ошибки в ССП, СПП, БСП.
План занятия
Вспомним ССП, СПП, БСП.
2. Повторим более детально в таблице по ссылке https://1drv.ms/w/s!AipR915UNgqGg25I4...
Если таблица не понятна - посмотрите видео https://youtu.be/a5mzSbUPoH0
Сложносочиненное предложение (ССП) – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.
Сложноподчиненное сложное предложение (СПП) – сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении. Различаются ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
3.Ошибки в построении сложносочиненных предложений:
1. Употребление противительных союзов а,но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
2. Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а,но: Ундина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.
3. Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.
4. Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но(лишний союз) потом нашли в степи без чувств.
|
5. Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.
6. Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).
4. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений:
1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой. – Как только перестал дождь, мы отправились домой; Только хозяин откинул руку назад, но вдруг из чащи леса вышел огромный тигр. - Только хозяин откинул руку назад, как вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
2. Пропуск соотносительных местоимений и наречий в главной части сложноподчиненного предложения: В армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился ___,где опаснее. (туда).
3. Пропуск союза: Преданность его Маше Мироновой проявлялась в том, __ когда маша была в руках злодеев, он спас ее (союз что).
4. Употребление лишних союзов, в том числе постановка рядом однозначных союзов; автор пишет, что будто бы его теоретические положения проверены на практике (либо что, либо будто бы).
5. Употребление одних союзов и союзных слов вместо других: Шел третий урок, как (когда) в окно класса заглянуло солнышко.
6. Тавтологическое употребление союзов и союзных слов и загромождение сложного предложения придаточным: Когда утром встали все казаки, Тарас очень удивился, когда увидел, что среди казаков не было Андрия. - Когда утром все казаки встали, Тарас очень удивился, что среди них не было Андрия.
|
7. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных: Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали небольшого размера; в) оплата монтажной бригады должна производиться (о выделении, об оплате…).
8. Объединение сочинительной связью членов простого предложения и придаточных частей сложноподчиненного предложения: Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой (пришедшую за водой поразившую его).
9. Смещение конструкции (конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало): Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании цитат (это вопрос об использовании цитат).
10. Нарушение порядка слов (отделение придаточной определительной части от определяемого слова): Состоялся новый спектакль в Доме культуры, какого мы никогда прежде не видели (в доме культура состоялся новый спектакль, какого…).
Ошибки в бессоюзном сложном предложении
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: "На картине изображено: раннее утро, только встает солнце".
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: "Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок".
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: "Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке".
|
Выполнить упражнение.
Упражнение№1 Переписать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему предложения.
Пример выполнения задания (я не могу подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), а вы обязательно подчеркните):
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
[ ], [ ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).
2)Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
[ ], и [ ]. – сложносочиненное предложение (ССП).
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
[ ], (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).
1.Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
2.Солнце садилось ветер все крепчал закат разгорался.
3. Я не пришел на занятия потому что случились непредвиденные обстоятельства.
4. Когда мама позвала к столу вся семья уже была в сборе.
5. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то живое.
6. Метель не утихла небо не прояснилось.
7. Мы судим о человеке по тому, что он делает.
8. По телевизору третий раз показывали «Гарри Поттера» когда мы начали собираться на прогулку.
9. Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод.
10. Птицы когда наступает осень улетают на юг.
ВНИМАНИЕ! Проверка работ будет осуществляться следующим образом:
1. Фото выполненных письменных заданий необходимо отправлять в личные сообщения по ссылке https://vk.com/club193334107