Рефлексия в учебной деятельности.




Ушаковой Маргариты

Группа Нол-119

Практическое занятие

 

Тема: «Методика изучения объема фигуры»

План.

Вопрос 1

Еще в пропедевтический период, развивая количественные представления учащихся, учили детей измерять песок ложками, формочками, выясняли, в какую формочку песка входит меньше (больше). Во начальной школе эта работа продолжается: учащиеся сравнивают емкость или вместимость, различных сосудов.

Для сравнения емкости используют следующие методы:

1)Вначале сравнение проводиться на глаз (сосуды значительно отличаются по своей ёмкости). Например, предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2 – 3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю.

2)Второй способ – переливание в другой сосуд. На столе стоят два сосуда: высокий, но узкий и низкий, но широкий. Учитель создает проблемную ситуацию:

-Ребята, ёмкость какого сосуда больше (меньше)? Как проверить?

Для проверки необходимо использовать сосуд-посредник, в который поочередно наливают жидкости и ставят метки, после чего их сравнивают и делают вывод

3) Использование мерок. С этим способом детей знакомят еще в дошкольных учреждениях – в качестве мерок используют маленькие чашечки.

Фрагмент урока:

Тема: Литр.

Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения емкости – литром; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами изученных видов.

Планируемые результаты: содействовать формированию понятия величины вместимости литр; формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной; развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Метапредметные результаты (УУД):

Личностные: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности; формировать представления о связи математики с жизнью;

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;

Познавательные: сравнивать сосуды по вместимости; упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности; использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в индивидуальной и групповой работе; высказывать свою точку зрения; уважительно относиться к чужому мнению.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.

 

Ход урока

2. Актуализация знаний:

- 5 увеличить на 3? (8)

- 10 уменьшить на 6? (4)

- это число является предыдущим для числа 2 (1)

- это число является последующим для числа 6 (7)

- чьи это соседи: 4 и 6? (5)

Задачи в стихах.

С неба звездочка упала,В гости к детям забежала

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? (3)

Решила старушка – ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка – ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки! (6)

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще четыре дал.

Сколько орешков свинка

Деткам принесла в корзинке? (10)

 

3.Постановка учебной задачи:

- Что у меня в руках? (Стакан)

- Что в стакане? (Вода)

– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Сосуд)

- Сосуд, куда наливают жидкость называется ёмкостью

- Приведите примеры ёмкостей (Стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.)

 

- Массу мы узнаём взвешиванием, длину – измерением. А как быть с жидкостью? Как узнать её количество? (Ответы детей)

- Что вызвало затруднение? (Ответы детей)

- Почему возникло затруднение? (Ответы детей)

- Что мы ещё не знаем? (Ответы детей)

- Какие вопросы у вас появились? Что нового хотите узнать?

(Как узнать какое количество жидкости находится в ёмкости? Какие единицы измерения существуют?)

- Вот это мы сейчас и исследуем.

 

У учителя на столе находятся стакан и кастрюля.

-Дети, скажите, в какой сосуд войдет больше (меньше) воды? Почему?

(Дети должны отвечать на вопрос используя термин «ёмкость»)

 

Учитель показывает детям два сосуда (их можно взять в кабинете химии):

широкий, но низкий и высокий, но узкий. В обоих налита вода, учитель спрашивает:

-В каком сосуде воды больше? Как проверить?

Для этого учитель использует сосуд-посредник. В него переливают по очереди жидкости из сосудов и ставят отметку, сравнивают.

 

 

Учитель делит детей на группы и выдает на группу ёмкости разной вместимости (0,25 л; 0,5 л; 1 л) и одинаковые банки (1 л), дает задание:

-Ребята, узнайте, сколько ваших мерок вмещается в банку.

Ответы у детей разные, они приходят к выводу, что нужно вводить единую меру.

На парте у каждого ребенка стоит стакан, бутылка, банка и кружка (все объемом в 1 л). Предлагает детям эксперимент: узнать, сколько стаканов в каждой ёмкости и проверить вместимость каждого сосуда, дети переливают воду по очереди в каждую ёмкость. Так учащиеся приходят к выводу, что в банку вмещается 5 стаканов, столько же в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т.е. равное количество воды – 1 л. Важно, чтобы дети запомнили это новое слово, научились его правильно произносить и записывать при числах.

-Единицей измерения ёмкости является литр. (Учитель записывает слово на доске и его сокращение без точки)

4.Физминутка:

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

5.Практическая часть:

Далее учитель предлагает выполнить задания из учебника (с. 38 учебника, часть 2).

- Откройте учебники на странице 38. Задача №3.

– Прочитайте задачу.

а) Чтение текста задачи

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?

б) Анализ текста задачи.

– О чем эта задача? (О молоке)

– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

– Сколько молока в банке? (3 л)

– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

– Что значит “на 4 больше”? (Столько же, да еще 4)

– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

в) Поиск решения первой части задачи

- Начертите схему к этой задаче.

- Слайд – 19. А еще можно использовать схему в виде чертежа!

 

- Какое арифметическое действие необходимо выбрать для решения этой части задачи?

– Запишите решение первой части задачи. (один ученик у доски)

На доске появляется запись: 3+4=7(л)

- Объясни, как решал? Почему именно так?

д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).

– Прочитайте второй вопрос задачи.

– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?

- Запишите схему к этой задаче, изменив первую?

- Слайд – 20. А еще можно использовать схему в виде чертежа!

– Посмотрите на эти выражения. На доске: 7-3, 3+7, 4-3

– Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос? Почему?

е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.

– Запишем решение второй части задачи.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3+7=10 (л)

– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)

– Запишем ответ. Ответ: 7 л, 10 л.

(учебник, с. 38, з.6) – по рядам

- Отступите от задачи 2 клеточки в 3 поставьте точку. Решите примеры: 1 ряд – 1 и 2 столбики, 2 ряд – 3 и 4, 3 ряд – 5 и 6

 

Тренировочные задания:

- Решите примеры

Сравним объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки.

- Можем выполнить это задание? (Задание выполнить не можем)

- Почему? (Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание.)

- Хорошо. Как нужно исправить текст задания, чтобы его можно было выполнить?

(Сравним объём двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана.)

Рефлексия в учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Расскажите, что нового узнали на уроке.

- Что запомнили?

- Что на уроке понравилось?

- Что получилось?

- Что вызвало затруднения?

- Почему нам необходимо знать, как измерить количество жидкости? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость)

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

 

Дидактический материал:

Стаканы разных

объёмов, литровая кружка, кастрюля, сосуды разной высоты и ширины

 

Вопрос 2

Для формирования у учащихся представления об объёме можно предложить следующие задания:

1) Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.

Как вы думаете, почему так произошло?

(Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.)

Какой вывод мы можем сделать?

(Чем больше мерка, тем меньше число измерений.Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.)

2) Детям предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2-3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю

3) Учитель:

- Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих предметов есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак. (Одинаковая ёмкость) Учитель приглашает трех учеников к доске, даёт им одинаковые сосуды, в которые учащиеся будут переливать жидкости из продуктов

 

Аргинская 4 кл 2 ч стр. 13

 

Демидова 1 кл 3 ч

Петерсон 1 кл 3 ч стр. 10, 11 (4), 39 (9)

Чекин 4 кл 1 ч

 

Вопрос 3

По учебнику Аргинской И.И.

Актуализация знаний

- Прежде чем открыть новое знание проведем разминку.

- Я загадываю вам выражения вы устно считаете и отвечаете.

1. Из разности числе 20 и 5 вычесть 10

2. К разности чисел 6 и 14 прибавить 20

3. Из суммы числе 10 и 30 вычесть 20

- Молодцы, справились. А сейчас открыли тетради, отступили от предыдущей работы 4 клетки, и записываем число, классная работа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: