Сущность эстетического воспитания школьников




Эстетическое воспитание и художественное образование школьников

Эстетический художественный воспитание школьник


Введение

 

В Законе «Об образовании» в Республике Казахстан в статье 14. говорится, что «Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга» [1].

Исходя из настоящего закона «Об образовании» в Республике Казахстан хочется акцентировать внимание на творчество обучающихся, их эстетическому вкусу и художественному воспитанию.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека [2].

Прекрасное в жизни - и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями [3]. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах: изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и прочих других видах.

Эстетическое воспитание в стране ведут многочисленные культурно-просветительные учреждения - дворцы и дома культуры (среди них - дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей - важнейшая часть их культурно-просветительной работы.

Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами эстетического воспитания стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. В общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства, пения и музыки, во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения [4].

Цель - изучение содержания эстетического и художественного воспитания.

Объект - эстетическое воспитание.

Предмет - особенности художественного образования в школе.

Задачи курсовой работы:

. Познакомиться с теоретическими основами эстетического воспитания школьников.

. Рассмотреть сущность, формы эстетического воспитания.

. Выявить значения изобразительного искусства как средство художественного воспитания, образования школьников.

. Определить роль музыки в системе художественного образования школьников.


Теоретические основы эстетического воспитания школьников

Сущность эстетического воспитания школьников

 

Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми (явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой.

Под эстетическом воспитанием обычно понимается формирование человека в соответствии с идеалом своего рода специфической нормы, определяющей как его внешнюю, физическое бытие, так и внутреннюю, духовную сущность. И так эстетический идеал зависит от общества и развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

В неразрывной связи с прямыми стоят косвенные задачи эстетического воспитания. В педагогике эстетического воспитания рассматривается не изолированно от других сторон воспитания. А в тесной связи с ними. Нельзя себе представить умственное воспитание детей без раскрытия красоты изучаемых явлений, трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессии труда; формирование нравственности - без умения видеть красоту поступка; физическое развитие - без представления о совершенстве человеческого тела. Вместе с тем нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от жизни, от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов. Осуществляется эстетическое воспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного и физического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуем наиболее эффективному решению проблем умственного и нравственного, трудового и физического воспитания [5].

Первая особенность эстетического воспитания состоит в том, что искусство, поскольку оно несет на себе идеологическую нагрузку, хотим мы того или нет, органически включается в цикл общественных наук. Оно наиболее ярко отражает основные идеи эпохи и поэтому закономерно входит в основу наук, изучаемых в школе. Другая важная особенность заключается в том, что искусство является единственным и неповторимым источником познания облика, колорита, характерных черт духовных жизни любой эпохи. Художественное образование - важно, но далеко не единственная часть эстетического воспитания. Представляет сложный и многогранный процесс, включающий знакомство с прекрасным в действительности и собственную творческую самодеятельность школьников. В процессе общения ребенка с действительностью накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений. Они различны по уровню своего общеэстетического и художественного достоинства.

Формирование эстетических взглядов школьников, их художественное образование является также важной функции искусства в школе [6].

Но роль искусства в жизни детей не ограничиваются исполнением идеологического и собственно эстетических воспитательных функций.

Искусство имеет огромное значение установление личности вообще в развитие ее общечеловеческих задатков и поэтому жизнь убеждает в том, что обнаружить у ребенка определенные задатки к художественной деятельности на ранних стадиях его развития, как правило, очень трудно.

Проникновение искусства во все сферы детской жизни, его активное участие в формирование мировоззрений школьников, их научных и эстетических представлений о жизни, о сознание огромной роли искусства в методике педагогического воздействия - все это выдвигает на первый этап принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования.

Не правильно было бы считать, что подлинно эстетическое воспитание, возможно, осуществлять с детьми лишь во внеклассной работе, так как на уроках изучения произведения искусства «социологизируется» и выходит из сферы собственно художественного воспитания. Художественное произведение обладает своей собственной структурой, системой идей, выразительных средств, и должно рассматривается именно как художественное произведение, обладающее своеобразными особенностями, проникнув в которые только и возможно глубоко понять и пережить глубокий смысл творения. Такой теоретический подход к делу выдвигает второй принцип организации системы эстетического воспитания - принцип единства всех сторон воспитательного процесса идеологического, умственного, эстетического, нравственного и физического. При построении системы эстетического воспитания современных условиях нельзя не учитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. Творчество в области искусства занимает значительную часть времени школьника, занимаясь в кружках, специальных музыкальных и художественных школах и студиях, они рациональны для себя и общество использует свое свободное время. Таким образом, современная система эстетического воспитания должна строиться с учетом принципа - творческой самодеятельности школьников.

Принципы всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторон воспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействие с основами наук творческой самодеятельности школьников эстетики жизни являются важными основаниями для построения современной системы эстетического воспитания школьников.

Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже о младших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовательно, организуя педагогический процесс, надо заботиться не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребенка [5].

Эстетическое отношение, как явление общественное возникает у ребенка в самом раннем возрасте вместе с первыми крупицами социального опыта, в процессе удовлетворения материальных духовных потребностей и проявляется на первых стадиях как сопутствующие переживание в виде радости или огорчения.

Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.

Взаимодействуя с внешним миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все это можно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетического отношения к действительности. На самом раннем этапе развития ребенка осуществляется освоение окружающего мира.

Формирование эстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе. Духовный мир школьника теперь планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, художественной. Формирование идеально - эмоционального эстетического отношения к действительности в ходе учебного процесса достигается, прежде всего, за счет раскрытия эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета - такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.

Большую эстетическую радость детям школьного возраста, особенно младшего и среднего, доставляет четко организованное и успешно выполнимая учебная работа. Следующим существенным источником эстетического развития детей является их общественно-полезный производительный труд.

Производительный труд является для человека основой возникновения эстетического отношения к действительности для детей, их собственная трудовая деятельность так же является важным источником эстетического развития. Но условно выделенной нами второй стадии формирование эстетического отношения к действительности у детей происходит весьма интенсивный процесс внутреннего собирания и осознания красоты, особенно в связи с личным трудом. Именно в процессе труда и создается возможность реального осознания ребенка творимой и созерцаемой красоты.

Очень большие эстетические развивающие возможности, позволяющее накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела по «законам красоты», а так же эстетическое оформление непосредственных результатов труда.

Хорошие результаты в работе способствуют закреплению навыков и рождению эмоционального переживания, которые позволяют ребенку самому оценить себя с точки зрения эстетики. Общественное одобрение и призвание еще более закрепляет представление ребенка о человеческой красоте, рожденной трудом.

В ходе общественной жизни и под ее непосредственным воздействием у детей раннего возраста формируется нравственно эстетический идеал. Этот идеал, в связи с развитием самого ребенка и усложнения общественных отношений, в которые он выступает, находится в состоянии постоянного развития и изменения.

Для детей младшего школьного возраста, которым свойственно образное мышление, нравственные и эстетические представления определяются конкретной жизненной и игровой ситуацией [7].

Формирование эстетического отношения к действительно не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если дошкольник и младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые хоть в какой-то степени обобщает то, что непосредственно пережил он сам. Вот почему ему более близки задумчивая лирика, объясняющая мир в его собственных переживаний, музыка, помогающая выразить себя в пении или в танце, кино непосредственно раскрывающие проблемы жизни и поведения.

Так эстетическое в процессе воспитания достигает своего высшего назначения: быть не только средством познания и наслаждения, но и стимулом нравственно деятельности, тормозом без нравственного поведения. В процессе организации эстетического воспитания школьников учитель с помощью искусства помогает ребенку осознать реальную действительность, прекрасное в ней. Педагогический процесс представляет собой неразрывное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания личности, в ходе обучения происходит развитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, его эстетического отношения к миру. Осваивая искусства, красоту жизни, школьники также развиваются в умственном и нравственном отношениях.

Наконец, педагогически организованный трудовой процесс оказывает влияние не только на физическое и умственное развитие, но формирование моральных качеств личности, эстетическое отношение к искусству и жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: