Особенности общения умственно отсталых детей со взрослыми.




Общая эмоциональная обедненность большинства детей с умственной
отсталостью определяет значительное снижение эмоционального отклика на
общение взрослого. Это выражается в том, что очень важный показатель
развития – «комплекс оживления» – в большинстве случаев либо долго
отсутствует, либо чрезвычайно угнетен и выражен в рудиментарной форме.
Чаще всего у детей с интеллектуальной недостаточностью он проявляется
лишь к концу первого года жизни в очень скудном по структуре и
эмоциональной окрашенности виде.

У детей с умственной отсталостью нередко долго отсутствует ярко
выраженное, особое отношение к матери, ее «узнавание», выделение ее из
числа остальных взрослых. Несвоевременность и затрудненность налаживания
эмоционального контакта ребенка с взрослым отрицательно сказывается и на
становлении более сложных видов общения.

Неполноценное доречевое общение с взрослым, отсутствие предметных
действий (манипулирования предметами), недоразвитие мелкой моторики к
концу первого года жизни ребенка с умственной отсталостью тесно
связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений.

У умственно отсталых детей без специального обучения не возникает
речевой активности, не складываются и дословесные виды общения
с окружающими.

Для речевого развития характерно отсутствие или позднее появление
спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается
значительное запаздывание появления первых слов; весьма
замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой
речью: переход от произнесения отдельных слов к построению
двухсловного предложения растягивается на долгое время.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с
целью налаживания общения с окружающими, дети с недоразвитием
интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации,
т.к усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение
потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности
для налаживания межличностных отношений.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные
самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному
и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его
мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в
общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими
потребностями.

В возрасте 5 -7 лет дети с недоразвитием интеллекта с большим желанием
относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым,
что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими
людьми.Однако общение ребенка со взрослым постоянно возникает в
процессе занятий. В этих условиях нужно заботиться о том, чтобы на
каждом этапе ребенок получал необходимые для реализации своей
потребности средства общения, доступные для понимания и воспроизведения.
На начальном этапе это может быть однословная фраза, затем двусловная и,
наконец, развернутая («Дай», «Дай воды», «Дайте, пожалуйста, воды, я
хочу пить»).

Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому,
что и к концу дошкольного возраста дети с большими трудностями
овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда
у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное
понимание обращенной речи.

Затруднения, возникающие при общении умственно отсталых детей со
взрослыми, в первую очередь связаны с недостаточно развитой инициативой
в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях
дети испытывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может
привести к прекращению общения. Кроме того, дети не обнаруживают
достаточно развитого умения анализировать полученную информацию и
применять полученные знания на практике. Большие затруднения умственно
отсталые дошкольники испытывают при вступлении в контакт, получении
новых сведений во время ведения беседы, а также в момент использования
информации на практике. Фрагментарность и неполноценность
социально-бытовых знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт
общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие делового
общения со взрослыми.

 

6.4 Особенности развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

 

Трудности формирования коммуникативных навыков, испытывающие учащиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

 

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности умственно отсталых учащихся и, в первую очередь, развивать:

- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

- восприятие речи;

- умение подражать;

- умение соблюдать очередность в разговоре;

- умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

 

Процесс овладения коммуникативными навыками детьми с УО является долгим и требует влияния со стороны педагога. Учитель имеет возможность работать в этом направлении как на уроках так и вне урока, на индивидуальных и групповых занятиях.

Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся. (для четвероклассников характерны более высокие показатели)

 

Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению. Сущность опыта заключается в том, что коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи) Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, со средствами информации и с самим собой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: