Понятие, задачи и принципы этнокультурного образования.




Тема: «Современные проекты и программы в области этнокультурного и этнохудожественного образования»

Цель: раскрыть содержание понятий этнокультурное и этнохудожественное образование, познакомить с действующими проектами в области этнокультурного образования по Курской области.

Задачи:

- обучающая: рассмотреть содержание понятий этнокультурное и этнохудожественное образование, проанализировать необходимость и актуальность введения такого образования для современного общества и развития личности;

- развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выявлять причинно-следственные связи, ориентироваться в социально-культурных актуальных проблемах общества; формировать теоретическое и словесно-логическое мышление, произвольное и послепроизвольное внимание;

- воспитывающая: воспитывать интерес к родной культуре, толерантность к культурам других национальностей.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, презентация по теме.

Литература:

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение №3, 2009.

2. Голошумова Г.С. Этнокультурное образование учащихся в процессе художественно-творческой деятельности. Сборник статей. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. М., 2003. — С.125.

 

План

1. Понятие, задачи и принципы этнокультурного образования.

2. Понятие этнохудожественного образования.

3. Реализация проектов этнокультурного и этнохудожественного образования Курской области на примере: Российского фестиваля детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод», международного фольклорного фестиваля «Самоцветы», «Славянского содружества».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие, задачи и принципы этнокультурного образования.

В условиях социально-политических и духовных перемен в современном российском обществе и увеличения миграционных процессов, остро встают проблемы формирования национального самосознания и сохранения культурной идентичности Российских граждан, а также налаживания межкультурного взаимодействия.

Прежде всего, к стиранию культурных различий между народами: в одежде, еде, обычаях, традициях, приводит процесс – глобализации. Например, с недавних пор мы начали отмечать такие праздники как «День влюблённых» 14 февраля, или «Хелоуин», не задумываясь об их религиозной принадлежности к католической церкви.

Надо заметить, что процесс утраты культурного своеобразия весьма закономерен, так как - это объективный ход общественного развития, представленный процессами аккультурации (аккультурация – процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа). Это проявляется не только в изменении внешнего облика людей, но и в изменении традиционного уклада жизни, словарного запаса языка, его интонационного звучания. Заметны эти изменения и в других сферах традиционной культуры.

В этих условиях возрастает важность межкультурного взаимодействия, точнее его налаживания, и существенную роль в этом может сыграть школа. Именно школа должна научить ребенка жить в новых для себя социокультурных условиях, соблюдая нормы и уважая ценности другой культуры. При этом наиболее плодотворным является путь интеграции, когда сохраняется собственная культурная идентичность с одновременным овладением культуры другого народа.

В этой связи выделяется в отдельную категорию этнокультурный компонент образования, который в настоящее время вышел на уровень государственной образовательной политики, так как позволяет гибко реагировать на социокультурные потребности региона, учитывать его этнические особенности. Возникает такое понятие, как этнокультурное образование.

Что под собой подразумевает этнокультурное образование?

Слово этнокультурный образовано из двух слов – этнос и культура.

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

Культура – область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

 

 

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются:

· обеспечение глубокого и всестороннего овладения культурой собственного народа как обязательного условия интеграции в иные культуры;

· формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;

· создание условий для интеграции в культуры других народов;

· формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

· воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Встает вопрос: что должно cтать основой содержания этнокультурного компонента базисного учебного плана? Возможно ли возродить традиционную культуру, поскольку в условиях её искусственного приспособления к городской жизни - это сопряжено с естественными потерями её сущностных основ?

Рассмотрим наиболее распространенные тенденции формирования этнокультурного компонента в образовании на нынешнем этапе.

Современное понимание федеративного устройства государственной системы образования позволяет субъектам федерации самостоятельно решать вопросы введения в содержание образования этнокультурного компонента, который помогает решать различные воспитательные и учебные задачи.

Преобладание культуры собственной нации в национально-региональном компоненте не просто ущемляет права других этнических групп, а тормозит её собственное культурное развитие, так как нация замыкается на себя, не получает культурного приращения извне.

Таким образом, одним из важнейших принципов этнокультурного образования становится – принцип поликультурности. Опора на данный принцип не ограничивает содержание национально-регионального компонента (НРК) лишь культурой титульной нации, а позволяет представить его во всем национальном разнообразии региона. При этом культура титульной нации может стать точкой отсчета, образцом, с которым будут сравнивать другие национальные культуры. Таким образом, формируется еще один принцип этнокультурного образования «от родной культуры к культуре других народов», который позволяет приобщать школьников к ценностям культуры другой нации, а шире к общечеловеческим ценностям культуры.

Возможно также знакомство с разнообразными аспектами социально-культурной жизни региона: политическими, экономическими, географическими и другими. Это предопределяет ещё один принцип этнокультурного образования - принцип вариативности, который позволяет учитывать региональные потребности и особенности в содержании национального регионального компонента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: