Тема2.УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО –ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ ЗАКОН. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА




Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ.

Семинарское занятие 2 ч

План

1. Назначение, цели и задачи уголовного процесса.

2. Стадии уголовного процесса, их система, признаки.

3. Основные уголовно-процессуальные понятия и категории.

4. Понятие и порядок реализации уголовного преследования.

5. Соотношение уголовного процесса и других учебных дисциплин.

Методические указания

Подготовку к практическому занятию студентам (слушателям) следует начать с изучения различных точек зрения относительно понятия «уголовный процесс». Выяснив их сходства и различия, установить существенные признаки уголовного процесса и постараться дать собственное определение этого понятия, мотивировать свою позицию. Необходимо обратить, внимание на определение уголовного процесса как вида государственной деятельности. Важно уяснить соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс» и «правосудие», «уголовно-процессуальная деятельность» и «оперативно-розыскная и административно-служебная деятельность ОВД»

Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть содержание статьи 6 УПК РФ. Кроме того, важно определить свое отношение к существующим в юридической литературе мнениям о соотношении целей и задач уголовного судопроизводства. Подкрепить свое видение проблемы ссылками на нормы закона. Уметь выделить задачи уголовного процесса в свете Конституции РФ.

Ответ на второй вопрос должен содержать определение понятия стадии уголовного процесса и ее признаков. Необходимо назвать этапы производства по уголовному делу, не являющиеся стадиями уголовного процесса. Говоря о системе стадий, следует раскрыть их содержание и дать краткую характеристику каждой стадии.

Рассматривая третий вопрос, необходимо уметь выделить направления уголовно-процессуальной деятельности и раскрыть сущность каждой уголовно-процессуальной функции. Говоря об уголовно-процессуальных отношениях, следует знать их сущность и состав. Особое внимание следует уделить понятию процессуальной формы, проблемам ее унификации, дифференциации и последствиям нарушения процессуальной формы. Кроме этого, студенту требуется определить понятие и привести примеры уголовно-процессуальных гарантий, закрепленных в УПК РФ и Конституции РФ.

Давая понятие уголовного преследования, следует раскрыть его содержание. Далее следует назвать и охарактеризовать виды уголовного преследования, и определить, как реализуется функция обвинения на различных стадиях уголовного процесса каждого из видов.

При подготовке к пятому вопросу, необходимо уяснить понятие уголовно- процессуального права РФ и уметь выделить взаимосвязь между уголовным процессом как наукой и как практической деятельностью с другими отраслями права и знаний.

 

Темы рефератов для выступлений:

1. Правовой статус личности в уголовном процессе, его законодательное закрепление.

2. Состязательный уголовный процесс: историческое развитие и современное содержание.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение понятий «уголовный процесс» и «правосудие»?

2. Назовите сущность и значение уголовного процесса Российской Федерации

3. Правильно ли суждение о том, что «уголовный процесс» - это понятие, тождественное «уголовному судопроизводству»?

4. Назовите основные элементы понятия уголовного процесса.

5. Какова взаимосвязь между категориями «задачи» и «цели» в уголовном судопроизводстве?

6. Укажите критерии и признаки положенные в основу разграничения уголовно- процессуальной деятельности на определенные стадии.

7. Сопоставьте стадию предварительного расследования и судебного разбирательства, указав их общие и отличительные черты.

8. Совпадают ли между собой функции уголовного процесса и функции его участников?

9. Назовите понятие и виды уголовно- процессуальных функций.

10. Каковы отличия уголовно процессуальной формы от уголовно- процессуальных актов?

11. Приведите примеры уголовно-процессуальных гарантий правосудия, закрепленных в Конституции РФ.

12. Каково значение уголовно-процессуальной формы и уголовно процессуальных гарантий?

13. В чем отличие дел частного и частно-публичного обвинения?

14. Какой вид уголовного преследования в уголовном процессе России является доминирующим?

Задачи

№ 1

Включены ли в данный перечень задачи уголовного процесса? Если да, то какие именно?

1. Задержание подозреваемого.

2. Перевоспитание осужденного.

3. Укрепление законности.

4. Предупреждение преступлений.

5. Собирание доказательств.

6. Установление истины по уголовному делу.

№ 2

2 На место преступления прибыла следственно-оперативная группа. Проверяя обстоятельства заявления о преступлении, следователь, оперуполномоченный уголовного розыска и участковый уполномоченный милиции стали получать объяснения очевидцев. Следователь и оперуполномоченный оформляли письменные документы, именуемые «объяснения», и не ссылались ни на какую статью УПК РФ. Участковый инспектор же в объяснении ссылался на статью 144 УПК РФ.

3 Какой из видов деятельности осуществлял каждый из членов следственно-оперативной группы?

4 Обоснуйте свой ответ, используя знания о понятии «уголовный процесс».

Тема2.УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО –ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ ЗАКОН. ПРИНЦИПЫУГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Семинарское занятие – 2 ч

 

План

 

1. Понятие и значение принципов уголовного процесса РФ и их развитие в Конституции РФ и УПК РФ 2002г.

2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса.

3. Проявление принципов уголовного процесса в различных стадиях производства по уголовному делу.

Методические указания

Готовясь к семинару, студентам следует уяснить понятие принципов уголовного процесса, их демократического характера и значения для достижения задач уголовного судопроизводства. Следует обратить внимание на отсутствие в нормах права определения принципа уголовного процесса. Также следует осмыслить дальнейшее расширение и углубление демократических начал уголовного процесса в связи с принятием Конституции 1993 г. и УПК РФ 2002 г.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно системы принципов уголовного процесса, поэтому курсанту необходимо разобраться в этом дискуссионном вопросе. При анализе отдельных принципов следует раскрыть:

- его место в системе принципов;

- содержание принципа и законодательную базу;

- в каких стадиях уголовного процесса он действует и в чем это про­является;

- правовые гарантии осуществления принципа.

Контрольные вопросы

1. Какие положения, лежащие в основе Российского уголовного судопроизводства, нашли отражение в Конституции РФ?

2. Должны ли быть закреплены в законе принципы уголовного процесса?

3. Назовите принципы, действующие в стадии предварительного расследования.

4. Как проявляется действие принципа публичности в стадии возбуждения уголовного дела?

5. Какие имеются исключения из принципа публичности?

6. Что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями реализации принципов уголовного процесса?

Задачи

№1

При проверке сообщения о краже радиоаппаратуры и компьютера из помещения клуба АО «Заря» было установлено, что сторож Нестеров в ночь, когда была совершена кража, самовольно оставил свой пост и ушел домой спать, взлом же двери аппаратной он обнаружил только утром.

Директор АО Грибовский сообщил в РОВД, что похищенная радиоаппаратура и компьютер стоит 28.000 руб., которые Нестеров в кассу АО внес, поскольку кража произошла по его халатности. Одновременно он просил прекратить дальнейшую проверку по данному факту, так как ущерб возмещен, а вызовы рабочих в РОВД в период уборочной кампании неблагоприятно отразятся на ходе сельскохозяйственных работ.

Оперуполномоченный уголовного розыска Крюков вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту кражи, мотивировав свое решение тем, что причиненный АО «Заря» ущерб возмещен полностью и дальнейшая проверка и розыск лиц, похитивших радиоаппаратуру и компьютер, нецелесообразен.

Проанализируйте принятое решение в свете принципов российского уголовного процесса.

 

№2

Двадцать пятого сентября в районном народном суде рассматривалось дело по обвинению ученика 7-го класса Игоря Липатова в совершении квартирной кражи. На судебное заседание пришли классная руководительница и группа учеников этого класса. Секретарь предложила ученикам покинуть зал судебного заседания, мотивируя это тем, что несовершеннолетние в суд не допускаются. Классная руководительница обжаловала действия секретаря судебного заседания федеральному судье. При этом она сослалась на то, что по закону судебный процесс является гласным и каждый гражданин независимо от возраста может присутствовать при разбирательстве уголовного дела.

Кто в данном случае прав?

№3

Хвостов, обвиняемый в совершении убийства, заявил ходатайство об участии в качестве защитника адвоката Воронина. В связи с тем, что Воронин находился на стационарном лечении с тяжелым заболеванием, следователь пригласил адвоката Галкина. Однако Хвостов от участия в деле адвоката Галкина отказался, заявив, что будет осуществлять свою защиту самостоятельно. Причины отказа следователь не выяснил.

В ходе судебного разбирательства Хвостов заявил о нарушении его права на защиту, пояснив, что адвокат Галкин, от которого он отказался, является родственником потерпевшей.

Каким принципом уголовного процесса следует руководствоваться при оценке данной ситуации?

№4

Поскольку в соответствии со ст.8 УПК РФ никто не может быть признан виновным иначе как по приговору суда, какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) Никто не вправе называть человека виновным, пока приговор в от­ношении него не вступил в законную силу.

2) Следователь не имеет права считать человека виновным, даже когда выносит в отношении него постановление о привлечении в качестве об­виняемого;

3) Судья не имеет права считать человека виновным даже когда выно­сит в отношении него постановление о назначении судебного заседания.

4) Судья не имеет права считать лицо виновным, пока приговор не вступил в законную силу.

Объясните свой выбор.

№5

Во Фрунзенском РОВД находится дело о краже у гражданки Свиридовой А.А. музыкального центра. В ходе расследования было установлено, что кражу совершил племянник потерпевшей – Свиридов А.Г., которому предъявлено соответствующее обвинение.

После предъявления обвинения потерпевшая Свиридова А.А. обратилась к следователю с ходатайством о прекращении уголовного дела в отноше­нии ее племянника. Свое обращение она мотивировала тем, что ущерб, по ее мнению, был для нее незначительным и она не желает привлече­ния к ответственности Свиридова А.Г.

Каким принципом уголовного процесса должен руководствоваться сле­дователь при разрешении ходатайства Свиридовой А.А.?

№6

В порядке ст. 100 УПК РФ до предъявления обвинения в отношении Алескерова с санкции суда вынесено постановление об избрании в качестве меры пресечения залога. Подозреваемый Алескеров потребовал предоставить ему защитника. Следователь отказал подозреваемому, мотивировав свое решение тем, что Алескеров не задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, не заключен под стражу и не привлечен в качестве обвиняемого.

Следователь предоставил подозреваемому возможность ознакомиться с содержанием ч. 3 ст. 49 УПК РФ, которой предусмотрено, что защитник допускается к участию в деле с возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, в порядке установленном ст.2231 УПК РФ.

Подозреваемый заявил о своем праве на защиту, закрепленном в ст. 16 УПК РФ, и обжаловал решение следователя прокурору. Пока прокурор ознакомился с жалобой, следователь вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявил его с участием адвоката.

Оцените действия следователя и подозреваемого. Нарушен ли в данной ситуации принцип обеспечения подозреваемому права на защиту?

№7

Согласно паспорту допрашиваемый - русский по национальности и всю свою жизнь прожил в России. Однако он требует переводчика и обосновывает свое требование следующим образом: «В соответствии со ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять свою национальную принадлежность. На допросе я хочу изменить свою национальную при­надлежность и стать арабом. Прошу предоставить мне переводчика, ко­торый владеет арабским языком».

Как в таком случае должен поступить следователь?

№8

Обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводст­во, но при этом отказывается от защитника. Следователь взял расписку о том, что обвиняемый не будет иметь претензий по поводу лишения его возможности пользоваться услугами защитника. Следователь пригласил переводчика, а защитника не приглашал. Защитник был предоставлен подсудимому на стадии судебного разбирательства.

Нарушен ли в данной ситуации принцип обеспечения обвиняемому права на защиту?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: