Алгоритм работы гр. ЗИО-19-28
Перекличка в комментариях с указанием ФИО студента
Выдача заданий для студентов
Выполнение заданий студентами в тетради
4. Сдача заданий до конца занятия в личные сообщения по ссылке https://vk.com/id403549024
Тема: « Индексы в статистике» (законспектируйте)
Понятие индексов, индивидуальные индексы, их расчет
Общие индексы цен, физического объема, оборота, себестоимости, затрат, их расчет.
Взаимосвязь индексов.
Решите задачи.
Основные источники:
1 1.Статистика: учебное пособие / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. — Москва:КноРус, 2017. — 292 с. — СПО..+ЭБС Боок
2 Статистика: учебное пособие / М.Г. Назаров под ред. и др. — Москва: КноРус, 2016. — 406 с. с.ЭБСБоок
Дополнительные источники:
1.Статистика: учеб. пособ. для студ/Минашкин В.Г.,-М.: ЮРАЙТ, 2015/ ЭБС Юрайт
2.Статистика: учебник / И.В. Гладун. — Москва:КноРус, 2016. — 232 с. — СПО.ЭБС Боок
Информационный материал.
ИНДЕКСЫ
Само слово «индекс» (index) означает показатель.
Индекс – это показатель сравнений двух состояний одного и того же социально-экономического явления и представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных явлений во времени, в пространстве или с планом.
Индексный метод представляет собой совокупность приемов, которая исторически возникла для измерения динамики социально-экономических явлений.
В зависимости от степени охвата и характера подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности все индексы, употребляемые в статистике, делятся на два класса: индивидуальные (элементарные) и общие (сложные).
В статистике индивидуальные индексы принято обозначать буквой « », а общие индексы – буквой « ».
|
Индивидуальные индексы.
Индивидуальные индексы объема реализации или производства товаров определяют по формуле:
(1.1)
где – индивидуальный индекс объема продукции;
– объем продукции в текущем (отчетном) периоде;
– объем продукции в базисном периоде.
Индивидуальные индексы цены продукции или услуг определяются по формуле:
(1.2)
где – индивидуальный индекс цены продукции;
и – цена продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах;
Индивидуальный индекс себестоимости продукции определяется по формуле:
(1.3)
где – индивидуальный индекс себестоимости продукции;
и – себестоимость продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах;
Пример. Пусть предприятие во II квартале 2018 года изготовило 100 ед., которые реализовало по цене 60 руб за 1 ед. При этом себестоимость изготовления утюгов равнялась 40 руб. за 1 ед. Во II квартале 2019 года это предприятие изготовило только 90 утюгов и реализовало их по цене 70 руб. за 1 ед. При этом себестоимость производства утюгов достигла 45 руб. за 1 ед.
Вычислим индивидуальные индексы объема, цены и себестоимости производства изделий.
; ;
На данном предприятии во II квартале 2019 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г:
объем производства снизился на ;
но при этом возросла цена продукции на ;
а себестоимость – возросла на .
Общие индексы
Общий индекс цены.
(1.4)
Цена является качественным показателем, поэтому соизмерителем берем количественный показатель физического объема () и обозначение его периода берем по числителю обозначения периода вычисления цены () (отношение цены в отчетном периоде к базисному ).
|
Общий индекс физического объема.
(1.5)
Физический объем является количественным показателем, поэтому соизмерителем берем качественный показатель цены () и его период берем по знаменателю обозначения периода вычисления физического объема () (отношение физического объема в отчетном периоде к базисному )