Загрузка и выгрузка подов осуществляется мостовыми кранами на выдвинутую из рабочей камеры печи подину. В зависимости от массы садки и грузоподъёмности пода его выдвигают по рельсам (на колёсах), на катках или на шарах по специальным корытообразным направляющим (рис. 2.55).
Под печи представляет собой тележку 2, которая передвигается одним и указанных выше способов.
Рис. 2.55. Схема механизмов выдвижных подов
Рис. 2.56. Схемы приводных механизмов выдвижения пода: а - с гибкой тягой; б - с отклонённой цепью; в — фрикционный
Барабан (или звёздочка) 1 механизма передвижения с гибкой тягой установлен на выходном валу привода и соединён с тележкой 2 гибким элементом (канатом или цепью) 3. С другой стороны тележки гибкий элемент огибает обводной блок 4. При вращении барабана 1 происходит перемещение тележки в ту или другую сторону в зависимости от направления вращения.
Сила сопротивления Р передвижению тележки в период установившегося движения состоит из силы трения Ртр и силы Рпр от провисания гибкого элемента. На рис. 2.56.а изображено направление вращения барабана, соответствующее передвижению тележки вправо. Натяжение левой нерабочей ветви тягового элемента, приложенное к тележке, требует увеличения силы Р на величину Рпр, а с другой стороны, эта же сила Рпр через барабан 1, нижнюю ветвь тягового элемента 3 и блок 4 прикладывается к тележке, уменьшая необходимую силу Р на величину Рпр*ŋ1*ŋ4. Натяжения S от веса тягового элемента 3 между барабаном 1 и блоком 4 взаимно уравновешиваются.
Натяжение Рпр определяют по допустимому провисанию тягового элемента в пределах h=(0,03…0,02)*l из соотношения:
(2.91),
где q - погонный вес тягового элемента; l — максимальная длина свободно висящего тягового элемента. Таким образом, без учёта инерционной нагрузки для преодоления всех сопротивления к тележке надо приложить Р, Ртр, Рпр. При передвижении на колёсах
(2.92),
а при передвижении на катках или шарах
(2.93),
где G - вес пода печи, Н; GМ - вес металла (садки), Н; dц — диаметр цапфы колеса, м; f – коэффициент трения в опоре вала колеса; f1 - коэффициент трения качения; β – коэффициент сопротивления трения реборд ходовых колес о рельсы, катков о рельсы, шаров о направляющие жёлоба.
В настоящее время вместо канатного и цепного способов перемещения пода всё более широкое: применение находит цевочный способ. При этом способе снизу к раме пода прикреплена продольная цевочная рейка, которая передвигает под в обе стороны с помощью тяговой звёздочки, входящей в зацепление с цевочной рейкой. В этом случае Рпр=0.
Электродвигатель механизма передвижения пода выбирают в каталоге электродвигателей по статической мощности
(2.94),
где ν — скорость передвижения пода, м/с; ŋ - к.п.д. механизма передвижения.
В механизме с отклонённой цепью рис. 2.56.в последняя закрепляется на нижнем основании тележки в точках б и в, причём в одной из точек натяжение цепи должно регулироваться. Цепь 1 огибает отклоняющие ролики 2, ролики 3 и на 180° охватывает ведущую звёздочку 4. Расчёт и подбор цепи осуществляется по тяговому усилию Р.
Механизм с фрикционным приводом показан на рис. 2.56.в. На валу 1 жёстко насажена шестерня 4, через которую передаётся вращательный момент на ось привода. Тележка 5 силой трения между катками 2 и рельсами 3 перемещается по последним. Расчётное усилие Р или расчётный вращательный момент определяются по той же методике, что и при перемещении груза на катках.