Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины




1. LIBFOR.RU. Электронная педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://libfor.ru/readytepo.html

2. Metodkabinet.eu Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

3. Библиотека Гумер – Педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

4. Завуч.инфо [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zavuch.info/

5. Министерство образования и науки российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/1249

6. Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gnpbu.ru/

7. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pedlib.ru/

  1. РАЗДЕЛ 6. Глоссарий

Адаптация к школе – процесс активного приспособления ребенка к условиям новой для него социальной среды существования и деятельности.

Взаимодействие - представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействия

Взаимоотношения педагогов с учащимися — такая направленность друг на друга, которая обусловливает их взаимопонимание, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности, реализуемой в процессе обучения

Внимание –психический процесс, посредством которого осуществляется управления внутренней и внешней деятельностью человека; внимание обеспечивает настройку психических процессов на определенную деятельность, контроль за следованием ее алгоритму, включение механизмов коррекции при отклонении от алгоритма.

Воспитание – процесс передачи детям социальных норм, ценностей, привитие культурных нормативов поведения, навыков взаимодействия.

Вторичный дефект – дефект психического развития, приобретенный в результате неправильного обучения и воспитания, методы и приемы которых не были своевременно изменены с учетом особенностей первичного дефекта.

Готовность к школе – уровень психофизиологического развития ребенка, необходимый для успешного начала обучения, соответствующий требованиям, которые предъявляют современные программы и методы обучения.

Дезадаптация – нарушение и осложнение протекания процесса адптации.

Задержка психического развития – временное отклонение в развитии, при котором диагностируемые показатели значительно (превышая стандартное отклонение) отстают от статистически разработанных нормативов.

Зона ближайшего развития – возможности, которые возникают у ребенка в процессе обучения наукам, а именно само освоение ребенком научных понятий формирует соответствующие понятийные структуры и создает тем самым зону ближайшего развития для его спонтанного мышления, преобразуя его в дальнейшем по понятийному принципу.

Коммуникативная культура педагога означает способ организации его отношений с учениками, выраженный в системе воздействий на них

Коммуникативные навыки педагога — специальные действия, направленные на привлечение внимания к своей личности, поддержание педагогически целесообразной психологической атмосферы общения на занятиях с разными учениками

Компенсация базового дефекта – сенсомоторные тренировки, направленные на восстановление травмированных функций.

Концентрация внимания – механизм, с помощью которого обеспечивается максимально возможное (до полного соответствия) приближение деятельности к установленному алгоритму (временные аспекты деятельности при этом не учитываются).

Кризисы развития – резкие и необратимые изменения в поведении ребенка, происходящие в результате необратимого качественного преобразования функционирования психики в целом, характеризующего новый этап в развитии.

Критические периоды адаптации – перестройки в психике ребенка, его самочувствии и поведении, вызванные существенными изменениями условий его жизнедеятельности, обратимые или необратимые в зависимости от того, исчезают или закрепляются данные внешние изменения.

Метод исследования в педагогической психологии – это способ построения приемов познания психических явлений, которые возникают в процессе обучения и воспитания у формирующейся личности при взаимодействии с педагогом

Минимальные дисфункции мозга (ММД) – легкие, обратимые по мере созревания мозга функциональные нарушения его деятельности; вызываются самыми разнообразными причинами (осложнения беременности, родов, заболевания и травмы первых лет жизни), имеют неявную «стертую» неврологическую симптоматику, но практически одинаковую «внешнюю» картину проявления в виде специфических отклонений в поведении (двигательная расторможенность, импульсивность, неуправляемость, невнимательность).

Научение – это результат учения, характеризующийся приобретением новых психологических качеств и свойств и выражающейся в целесообразном изменении внутренней и внешней деятельности

Непроизвольное внимание – механизм самонастройки психических процессов на определенную деятельность, вызванный внешними или внутренними изменениями (например, возникновение ориентировочной реакции или «включение» алгоритма поиска еды у проголодавшегося человека).

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой

Нормальное развитие – темпы и возрастные показатели развития, типичные для большинства современных детей и принятые в качестве статистических нормативов.

Обучаемость – система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.

Обучение — это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности (развиваются способности, интересы, ценностные ориентации, происходит становление характера и пр.)

Объем внимания – количество объектов или операций одновременно контролируемых посредством переключения внимания.

Ошибки учителя – это такие действия, которые отрицательно сказываются на умственном развитии школьников, тормозят позитивное формирование личности в целом

Память – психический процесс, осуществляющий организацию и сохранение информации, обеспечивающий возможность ее повторного (многократного) воспроизведения и использования.

Педагогическая психология – это прикладная наука, изучающая взаимосвязи процессов обучения и развития, влияние различных программ обучения на развитие и направленная на выявление методов и форм обучения, оптимизирующих процессы психического развития детей.

Педагогические способности – это склонность к успешному овладению и выполнению педагогической деятельности

Педагогические установки – предпочитаемые педагогом программы, приемы и методы обучения в зависимости от представлений о том, как связаны процессы обучения и развития и их роли в становлении психики ребенка.

Педагогический конфликт - столкновение несовместимых, противоположно направленных в сознании педагога или учащегося межличностных или межгрупповых отношениях тенденций, связанных с острыми негативными переживаниями

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива

Первичный дефект – врожденный или приобретенный в раннем возрасте анатомо-физиологический дефект развития.

Переключение внимания – механизм, выполняющий функцию перенастройки с одного алгоритма деятельности на другой, функцию смены объекта контроля.

Поле внимания – пространственные размеры зон контроля (зрительного, слухового, вибрационного и пр.), за пределами которых управление собственной деятельностью с помощью соответствующих анализаторов становится невозможным; по мере приближения к границам зоны контроля отмечается падение концентрации внимания.

Понимание – это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления

Понятийная категоризация – это мышление, основанное на установлении иерархических отношений; обеспечивает переход к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями определенных родов или классов, которые имеют с оответствующие четко фиксированные существенные свойства, т.о. в процессе мышления связываются не отдельные предметы, а структуры и системы, элементами которых данные предметы являются.

Понятийное интуитивное мышление – это обобщение, основанное на выявлении существенных признаков; его специфичность состоит в том, что человеком обычно сознательно не выделяется сам принцип, на основе которого производится обобщение.

Понятийное логическое мышление – это мышление, основанное на выделении объективных причинно-следственные связей между предметами и явлениями окружающего мира, позволяющее пользоваться правилами, работать по алгоритму, мыслить по аналогии, выстраивать систему доказательств.

Понятийное мышление –мышление, при котором систематизация информации осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функциональных, ситуативных, эмоциональных, образных и других классификаций.

Предмет педагогической психологии - факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе и вызываемые этим процессом изменения в уровне психологического развития человека как личности и как субъекта учебной деятельности.

Преподавание как деятельность — это процесс непосредственного воздействия учителя на ученика на уроке средствами, имеющимися в содержании учебного предмета (с помощью образов, текстов, схем, таблиц, формул и пр.)

Произвольное внимание – сознательная настройка, готовность человека к самоконтролю и управлению собственной деятельностью в соответствии с поставленными целями.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых

Профессиональные деформации — это изменение основных, инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя

Психические травмы — это негативные переживания возникших неудач и не преодоленных детьми психологических барьеров

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психологические средства воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого

Психологический барьер — это характеристика используемых действий, неадекватных новым ситуациям

Развитие — это промесс изменения психических функций и личности в целом пол влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью

Распределение внимания – механизм, обеспечивающий управление одновременным и параллельным осуществлением двух (или нескольких) деятельностей, когда оказывается невозможным последовательный контроль путем быстрого переключения внимания с одной деятельности на другую.

Ребенок с особенностями развития – ребенок, возрастные показатели развития которого значительно отклоняются от статистических нормативов.

Самовоспитание — преднамеренная деятельность человека, преследующая целью его совершенствование

Самооценка – это значимость, которой ученик наделяет сам себя (способность оценить свои черты личности или интеллекта), обретая системы смыслов, которые защищают личность и регулируют ее взаимодействие с окружающими

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – современная квалификация заболевания, ранее обозначавшегося как ММД.

Смысловой барьер – это препятствие, возникающее тогда, когда школьник считают предъявляемые педагогом требования чрезмерными, незначимыми

Созревание – последовательное изменение анатомических структур и особенностей функционирования в соответствии с программой, заложенной в генотипе.

Созревание (в психологическом смысле) — начинающееся во внутриутробном периоде последовательное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков человека как биологического существа. Оно заканчивается с наступлением биологической зрелости

Способности понимаются как свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в степени успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности

Сферы адаптации: к общим условиям жизнедеятельности, к деятельности, к социальной среде общения.

Техника педагогического общения — совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом

Успеваемость – это качественная характеристика результатов освоения учебной программы

Устойчивость внимания – механизм, который обеспечивает сохранение относительной равномерности выполнения деятельности в течение длительного времени птем предупреждения отклонений от установленного алгоритма.

Учебная деятельность – это основная деятельность детей, подростков и юношей, осуществляемая под руководством учителя и направленная на усвоение опыта предшествующих поколений

Учебные действия — это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие ее операциональную часть

Учение – специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний, формирование навыков и умений, а также развитие самого учащегося.

Формирование – специально разработанные и последовательно осуществляемые воздействия для развития заранее определенных качеств или способностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: