Неделя 30-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Кол., 258 зач., III, 12–16.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

12 Облачитесь же, как избранники Божии, как святые и возлюбленные Им, в милосердие, доброту, скромность, кротость, великодушие. 13 Будьте терпеливы друг ко другу и прощайте взаимно, если кто кого обидел. Как Христос (Господь) простил вас, так поступайте и вы. 14 Поверх же всего облачитесь в любовь, которая, как пояс, свяжет ваше облачение и предаст ему тем самым совершенство.

15 И пусть даст вам награду в сердцах ваших мир Христов, тот мир, к которому вы и призваны в едином Теле. Будьте же благодарны. 16 Пусть слово Христово во всем своем богатстве обитает среди вас. Поучайте и вразумляйте друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, с благодарностью воспевая в сердцах ваших Богу (Господу).

Сегодняшнее апостольское чтение входит в так называемый корпус послания (корпус – это основная часть письма, которая делится на богословскую и этически-практическую), а данная его часть представляет отрывок из практических наставлений всем христианам.

Само послание было написано против некой «колосской философии» [1]. Что именно за учение имеются ввиду очень трудно. Но само послание даёт понять христианам города Колоссы, что им нужно обращать внимание на данные моменты жизни, а не слушать лицемерные доводы лжеучителей. Если они воскресли со Христом, то им следует помышлять о горнем, так как в момент явления Христа и они явятся с Ним во славе (Кол 3:1-4).

В послании Павел от кри­тики лжеучения переходит к положительному нрав­ственному учению, исходящему из тех же положений, на которых была основана полемическая аргумента­ция в (Кол 2:4-23). Полемика оказывается лишь частью ав­торского замысла, дающей повод для формулирования и раскрытия бого­словских идей послания. В этическом разделе Христология становится основанием нравствен­ного учения.

Этический раз­дел призывает искать «горнего» и по­мышлять о «горнем». Подобно тому как проповедь о Кресте без пропо­веди о воскресении еще не будет Евангелием, отказ от ложного уче­ния не будет иметь смысла без по­нимания того, как подобает жить христианину. И если отказ от «колосской философии» соотносится автором с умиранием для стихий мира, то с воскресением он соотносит нравственно совершенную жизнь.

В послании сначала приводит два списка пороков (Кол 3:5-11), которых нужно избегать, по пять в каждом, а затем перечисляет пять добродетелей (Кол 3:12-17), которые должны проявлять те, кто облекся в нового человека во Христе.

Ст. 12: Если Бог выбрал всех и включил в новое творение, то христиане должны вести себя согласно заповедям. Слово любовь в перфекте указывает на завершенное действие в прошлом, результатом которого является текущее состояние жизни христиан в настоящем.

Доброта проявляется в отношениях и делах, это дух дружелюбия и взаимопомощи, который пытается удовлетворить потребности других с помощью добрых дел;

скромность (греч. ταπεινοφροσύνη скромные мысли, униженность) - это признание собственной слабости и признание могущества Бога;

кротость (πραύτης) - это повиновение Богу и Его воле, безответная вера и долготерпение, которые проявляются в мягком и добром отношении к людям, часто даже к противнику. Это умение обуздывать и подчинять свою силу, покоряясь воле Божьей через Святого Духа (см. Гал. 5:23);

долготерпение (греч. μακροθυμί великодушие) - это умение долго обдумывать поступок или страсть, прежде чем дать им волю. Это терпение и сдержанность, с упованием на достижение конечной цели или улучшение ситуации (Гал 5:23).

Ст. 13: Каждый христианин становится членом одного Тела с остальными, если его действия напоминают действия Христа.

Ст. 14: Любовь — самое важное моральное качество в жизни верующего человека. Связь, которую устанавливает любовь, относится к полному проявлению божественной жизни в общине, в которой нет места злобным чувствам, свободной от уродливых проявлений аморальности и бесчестия;

любовь, которая есть совокупность совершенства - греч. σύνδεσμος τής τελειότητος (букв. «соединение совершенства»). Эту фразу можно по­нять по-разному: любовь - это совершенное единство или связь; любовью достигается совершенное единство; любовь все соеди­няет и ведет к совершенству; совершенство достигается, когда христиане объединены любовью; добродетели, соединенные воедино любовью, ведут к совершенству.

Ст. 15: мир Божий - В некоторых рукописях стоит «мир Христов». Это сово­купность евангельских благословений (ср. Флп 1:2; 1 Фес 1:1), в том числе гармонии отношений, спокойствия, отсутствия вражды и тревожных мыслей, которые даются только Богом;

будьте дружелюбны - греч. ευχάριστοι γίνεσθε (букв, «будьте благодарны»). Благодарность вызвана благодатью Божьей. Павел мог иметь в виду благодарность Богу за спасение и мир, который Он дарует. Призывая быть благодарными, Павел мог также указывать на то, что христиане должны благодарить Бога во всех обстоятельствах жизни, в отличие от язычников, не воздающих Ему должной славы (ср. Рим 1:21).

Ст. 16: Слово Христово да вселяется в вас обильно – Здесь Павел обращается к заблуждающимся членам церкви, которые не признают всей полноты и достаточности Христа; тем самым он выделяет слово проповеди, через которое говорит Сам Христос, или слово о Христе как Благой вести.

со всякою премудростью - это выражение может относиться как к преды­дущей фразе (слово вселяется обильно, т. е. в полноте, и дает премудрость), так и к следующей (нужно учить и вразумлять друг друга во всей премудрости, используя псалмы, славословия и духовные гимны или с премудростью, т. е. разумно);

псалом ψαλμός - это слово часто обозначало псалмы ВЗ, это песня с музыкальным аккомпанементом;

гимн ύμνος – это хвалебная песня, обращенная к Богу;

песня (ώδαΐς dat. pl. от ώδή) - это общее обозначение любого вида песни.

Таким образом, так как жизнь верующего сокрыта со Христом в Боге, все его помышления должны быть сосредоточены на горнем в полном согласии с его Господом. Христианское уединение со Христом требует выражения его на практике. Надо отложить прежнюю жизнь с ее пагубными страстями и облечься в новую, которая делает образ Христа своим образцом и своей целью и которая не делает различия ни между расами, ни между классами. Павел подробно описывает эту жизнь, которая проявляется в христианском милосердии, особенно в любви, мире и благодарности, в общем вразумлении через Слово Божие и общей молитве с ее акцентом на похвале Господу.

Учение о Христе как о Главе Церк­ви, впервые появляющееся в послании к Колоссянам. Если до этого в посланиях Павел говорил о Церкви как об общине, то в послании к Колоссянам говорится о Церкви в космических масштабах. Послание к колоссянам описывает Церковь как Тело Христово и предвидит, что апостол пострадает за Тело Христово которое есть – Церковь. Сейчас, однако, есть много христиан, которые открыто признаются в любви к Богу, но не к Церкви, хотя даже в Никейском символе вере после трех «Верую», посвященных Отцу, Сыну и Святому Духу, четвертое предложение читается так «Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь».


[1] «Колосская философия» - это лжеучение, которое в данном случае имеет иудейский характер с примесью зарождающегося гностицизма. Так же в послании есть моменты не здравой ангелологии, которая затмевает подвиг Христа и ставит Его на одно место с ангельскими силами, которые помогают человеку в деле сотирологии (движения к спасению). Но все эти теории о учении колосских христиан не имеют точного обоснования, т.к в самом послании о самом лжеучении сказано мало и основной момент послания акцентирован на практической жизни. Так автор послание выступает против крайнего аскетизма, который не имеет своего основания во Христе, автор послания его даже называет «учением человеческим» (Кол 2:22).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: