Тема нашего урока: «Литр».




ВОПРОС

Какие житейские понятия использует учитель, уточняя у детей представления о емкости сосуда? Какие приемы целесообразно использовать для сравнения емкости различных сосудов? Разработайте фрагмент урока по стр. М1М ч 2. стр. 38, на котором вы будете использовать различные приёмы сравнения емкостей. Продумайте сочетание разных форм организации работы на этом уроке: фронтальную, групповую, индивидуальную. Продумайте необходимый наглядный материал для проведения практической работы на уроке.

Еще в детском саду, развивая количественные представления учащихся, учили детей измерять количество сыпучих и жидких веществ ложками, формочками, выясняли, в какую формочку песка входит меньше (больше). В 1 классе эта работа продолжается: учащиеся сравнивают емкость или вместимость различных сосудов. Вначале сравнение проводится на глаз (сосуды значительно отличаются по своей емкости). Например, предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2-3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю.

Либо учитель приносит на урок различные сосуды: стакан, ведро, банку. Обучающиеся сравнивают их. Учитель тем самым даёт понимание, что если говорить о размере сосудов, мы подразумеваем их ёмкость.

Приёмы сравнения ёмкости различных сосудов:

1) «На глаз»

Показываем сосуды, контрастные по объему (стакан и ведро…). Учим правильно формулировать вывод с помощью термина.

2) Переливание из одного сосуда в другой.

На столе стоят широкий, но низкий сосуд и высокий, но узкий.

В них жидкость: ёмкость какого сосуда больше? После дискуссии переливаем по очереди жидкость из каждого сосуда в третий сосуд-посредник и ставим отметку, затем сравниваем отметки и делаем вывод.

В) Использование мерок.

Ещё в ДОУ детей знакомят с этим способом. В качестве мерок используют маленькие чашечки. Проводим несколько опытов измерения емкости различными мерками. Например, ёмкость банки равна 4 чашкам.

 

 

М1М ч 2. стр. 38

 

Фрагмент урока

Ключевые слова урока

Вместимость; литр; вместимость сосудов в литрах; сравнение сосудовпо вместимости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.

Учитель: На уроке мы узнаем о новой величине – вместимости, и единице её измерения – литре. Научимся сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.

Основное содержание урока.

Учитель: Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.

Учитель: Как вы думаете, почему так произошло?

Дети: Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.

Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.

Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Чем больше мерка, тем … меньше число измерений.

Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.

Учитель Даша и её младшая сестрёнка Полина наливали воду в таз. Даша подставляла под кран кувшин, набирала воды и выливала в таз.

Полина набирала воду в бутылку и тоже выливала в таз.

Девочки наливали воду по очереди и возвращались с пустыми сосудами одинаковое количество раз. Через некоторое время таз с водой стал полным.

Как вы думаете, кто из девочек налил в таз больше воды, а кто меньше?

Дети Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем вместимость бутылки и кувшина.

Учитель Как нам это проверить?

Посмотрите, что получится, если Даша наполнит свой кувшин водой доверху и перельёт её в бутылку Полины.

Дети Бутылка Полины оказалась полной, а кувшин пуст.

Учитель Можно сделать наоборот: из полной бутылки Полины переливаем воду в кувшин Даши. Что же мы видим?

Дети Бутылка Полины пуста, а кувшин Даши наполнен водой доверху.

Учитель Какой можно сделать вывод?

Дети Вместимость кувшина Даши и бутылки Полины имеют одинаковую мерку. Значит, Даша и Полина налили в таз одинаковое количество воды.

Учитель Чтобы правильно определять вместимость сосудов, надо иметь одинаковую мерку. Измеряют вместимость, или по-другому – ОБЪЁМ, сосудов в ЛИТРАХ.

Записывается это так:

Тема нашего урока: «Литр».

Разные ёмкости имеют разный объём:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: