Прокуратура и адвокатура




Прокуратура — это орган, функции которого обычно заключаются в осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступления, в поддержании государственного обвинения в суде. В социалистических странах функции прокуратуры помимо этого заключаются в надзоре за законностью расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы и осуществлении надзора за законностью в целом.

Место прокуратуры в системе государственных органов конституциями разных стран определяется неодинаково. Конституции некоторых государств включают прокуратуру в систему министерств юстиции (США, Франция) или в судебную систему (Испания, Италия). Конституции социалистических государств признают за ней самостоятельное положение. Наконец, в некоторых государствахпрокуратура вообще отсутствует (Великобритания).

Объем конституционного регулирования статуса также неодинаков[10]. Более развернутой является характеристика прокуратуры в Конституции Испании (ст. 124). Основная задача прокуратуры здесь состоит в том, чтобы «способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в сил» своих обязанностей или же по ходатайству заинтересованных лиг также осуществлять надзор за обеспечением условий для независимости судов и соблюдением в них общественных интересов». Организация органов прокуратуры основана на принципах «единства и иерархической соподчиненности законности и беспристрастности». При этом «Генеральный прокурор государства назначаетсяКоролем по предложению Правительства, с учетом мнения Государственного совета судебной власти».

В социалистических конституциях статусу органов прокуратуры обычно посвящены отдельные главы, либо он регулируется в тех же главах, что и судебная власть, но достаточно развернуто. Так раздел 7 гл. 4 Конституции КНР «Народный суд и народная прокуратура» содержит пять статей, посвященных регламентации статуса Народной прокуратуры. Согласно его положениям Народная прокуратура представляет собой организационно самостоятельную систему органов, наделенных правом осуществления надзора за соблюдением законности, а Верховная народная прокуратура- высший орган прокурорского надзора (ст. 129, 132). Конституция КНР устанавливает также систему прокуратуры, которую образуют Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специальные народные прокуратуры (ст. 130). Провозглашая принцип самостоятельности прокуратуры в пределах своих полномочий, Конституция КНР понимает его ограниченно, запрещая вмешательство в ее цельность только административных органов, общественных организаций и отдельных лиц (ст. 131). Как видно, данный принцип не распространяется на законодательные органы. Это подтверждается тем, что срок полномочий Генерального прокурора, установленный Конституцией, соответствует сроку полномочий Китайского собрания народных представителей, при этом Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и Постоянным комитетом ВСНП, а местные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими народными прокуратурами (ст. 133).

Адвокатура — это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь иным лицам, а иногда и публичным органам и учреждениям (вплоть до поддержания обвинения в тех странах, где, как в Великобритании, нет прокуратуры). Чаще всего адвокатура это общественный институт. Адвокаты обычно объединены в крупные ассоциации общенационального или регионального масштаба.

В качестве исключения можно привести пример Великобритании, где адвокатские корпорации разделены. Одной из них являйся барристеры [11] — привилегированная корпорация, объединяющая наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих дело с высшими судами. Корпорация солиситоров [12] выступает обязательным посредником между барристерами и клиентами[13].


Список литературы

 

1. Конституция КНР от 4 декабря 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.)

2. Конституция Италии

3. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года
(с изменениями, внесенными 22 февраля 1996 года)

4.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004. - 832 с.

6. Конституционное право зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.М.Осавелюк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 511 с.

 

Интернет ресурсы (тексты конституций):

1. https://www.italia-ru.it

2. https://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/LAW/FRANCE_W.HTM

3. https://prokitaj.ru/archives/132

 


[1] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая,
д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М.: Норма, 2004. (стр. 331)

[2] Конституционное право зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.М.Осавелюк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. (стр. 269)

[3] Например, согласно ст. 102 Конституции Италии «не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей»

[4] ст. 128 Конституции КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.)

[5] Открытость правосудия, с одной стороны, способствует росту правосознания и правовой культуры в обществе, а с другой — позволяет общественному мнению оценивать деятельность судебных органов. В данной связи в наше время особенно важна роль средств массовой информации. Право этих средств на освещение судебных заседаний — прямое следствие открытости и гласности правосудия. Однако осуществление этого права предполагает строгое подчинение правилам судебного процесса, в том числе уважение к суду, к правам участников процесса, к требованиям, вытекающим из презумпции невиновности, и т. д.

[6]Пример: «Судебное разбирательство является преимущественно устным, особенно по уголовным делам» ст. 120 Конституция Испании

[7] Ассизные суды - современные уголовные суды с участием присяжных заседателей.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

[8] АМПАРО (исп. amparo - покровительство, защита, помощь) - в праве Испании и ряда стран Латинской Америки (Мексика, Эквадор, Перу и др.) особая процедура, являющаяся средством защиты основных конституционных прав личности, во многом сходная с конституционной жалобой. Основное различие состоит в том, что А. носит индивидуальный характер. Так, согласно ст. 107 Конституции Мексики решение, выносимое федеральным судом по делам о нарушении прав человека, предоставляет защиту по конкретному делу и не содержит общего заявления о законе или обжалуемом действии.

[9] Например, в соответствии с положениями Основного закона Германии члены Федерального конституционного суда избираются в равном числе (по 8) Бундестагом и Бундесратом (ч. 1 ст. 94)

[10] Например, одним из наиболее лаконичных является положение ст. 112 итальянской Конституции: «Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование».

[11] Барристер (англ. barrister) — категория адвокатов в Великобритании, которые ведут дела. Барристеры — адвокаты более высокого ранга чем солиситоры

[12] Солиси́тор (англ. solicitor) — категория адвокатов в Великобритании с функциями ходатая по судебным делам и юрисконсульта, ведущих подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами — адвокатами высшего ранга, но не имеющих права выступать в суде.

[13] Обычно солиситоры готовят дела для барристеров и сами ведут менее сложные дела



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: