КОНТРОЛЬНАЯ Р А Б О Т А
По дисциплине «Менеджмент в торговле»
Вариант № 9.
Выполнила:
студентка 5 курса специальности 080602.65 «Экономика и управление на предприятии
(в торговле)»
заочной формы обучения
группы ЭКТ 04 – 1
Кригер Олеся Евгеньевна
Проверил:
доцент
Щедрина И. В.
КРАСНОЯРСК 2008
Вариант № 9.
Оценка сильных и слабых сторон организации на основе СВОТ анализа.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
|
Чтобы составить комплексное представление о внутренней среде организации и о её слабых сторонах нужно выделить ряд факторов влияющих на нее и дать им анализ. Применяемый для анализа среды метод SWOT – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установления цепочек связей между ними, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования стратегии организации.
Оценка сильных и слабых сторон деятельности торгового предприятия связана с определением возможностей реализации внутреннего потенциала предприятия и направлена на выявление уровня его конкурентоспособности. При такой оценке определяется, насколько деятельность торгового предприятия заполнила избранную рыночную нишу и соответствующие сегменты потребительского рынка, изучаются позиции предприятия по уровню торгового обслуживания покупателей и основным финансово-экономическим показателям деятельности, рассматривается ассортиментная политика с позиции ее перспективности, определяется насколько производственный потенциал и квалификация персонала соответствуют возможностям дальнейшего развития торгового предприятия.
|
Стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом. Для этого целесообразно использовать метод экспертных оценок и матрицу СВОТ. Матрица SWOT (СВОТ) - устанавливает линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Для того чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснение того, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.
Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внешней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организации в целом.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. С этой целью формируется целевая группа из числа специалистов в области экономики и менеджмента, которые являются как работниками данного предприятия, так и консалтинговых фирм (возможно и заключение самостоятельного договора с фирмой управленческого консультирования). Цель группы, выделение необходимых ресурсов, сроков исполнения и т.п. определяется приказом (или договором) по торговому предприятию.
|
Для установки этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет вид представленный в рис. 1.1.
Возможности | Угрозы | |
.. .. | .. .. | |
Сильные стороны | Поле СИВ | Поле СИУ |
.. .. | ||
Слабые стороны | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
.. .. |
Рис. 1.1. Матрица SWOT.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Похожая матрица составляется для оценки угроз рис. 1.2.
Влияние возможностей на организацию
Вероятность реализации возможностей | Степень влияния | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высокая | Поле ВС | Поле ВУ | Поле ВМ |
Средняя | Поле СС | Поле СУ | Поле СМ |
Низкая | Поле НС | Поле НУ | Поле НМ |
Рис. 1.2. Матрица возможностей.