№ п/п | Наименование тем, содержание | Лекции | Практика |
1. | Основы социального проектирования и проведения социальных дел Обучение основам проектной деятельности в области работы с молодёжью. Рассмотрение общей структуры социального проекта, обучение правилам определения целей и задач проекта, распределение функционала участников. Структура паспорта проекта (цель, мессидж и т.д.) | ||
2. | Разработка и реализация социальных проектов Работа в группах: Методом мозгового штурма сформировать идею выбранного социального проекта и по предложенному шаблону заполнить его паспорт (Приложение 3). Презентация и защита проектов по мини-группам, анализ и обсуждение в свободной форме. Разработка социального волонтёрского проекта по выбранному направлению деятельности. | ||
Итого |
Организационно-педагогические условия
Реализация программы осуществляется на компетентностно-деятельностной основе с использованием методов активного и интерактивного обучения (виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, тренинги, мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, консультации).
Учебно-материальная база – аудитории центра с возможностью использования электронных образовательных ресурсов, в т.ч. с подключением к сети Интернет.
Дидактические материалы:презентации; раздаточные материалы для анализа, образцы анкет и тестов.
Требования к квалификации преподавателей:
1) Лекционные и практические занятия проводят лица имеющие;
· высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики, и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет;
|
· практические занятия могут проводить директора и заместители директоров образовательных организаций имеющие вышеперечисленное профессиональное образование, учителя общеобразовательных организаций, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
ФОРМЫКОНТРОЛЯ
Программа предусматривает итоговую аттестации обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по программе является: Разработка проекта («Образовательный продукт»).
Разработка социального волонтёрского проекта по выбранному направлению деятельности.
По итогам изучения данного учебного курса слушатели разрабатывают социальный волонтерский проект (по их выбранному направлению деятельности) и заполняют паспорт проекта по шаблону (приложение 1).
Проект выполняется индивидуально или в малой группе (например, из одного ОУ).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
|
Критерии оценивания работы:
- работа должна продемонстрировать высокий уровень компетентности обучающегося в рамках рассматриваемого вопроса;
- оригинальность;
- практическая значимость проекта и ожидаемый результат для конкретной образовательной организации;
- педагогическая ценность содержания и творческий подход;- реальность средств (выбранных технологий), используемых для достижения цели;
- уровень социального и прикладного значения продукта;
- краткая рефлексия собственной работы;
- качество оформления;
- проект представляется в виде печатного текста.
Оценка итогового уровня промежуточной аттестации осуществляется преподавателем по результатам (выполнено/не выполнено).
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы:
Федеральные законы
1. Федеральный закон РФ от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 21.03.2002г. № 31-ФЗ, 25.07.2002г. № 112-ФЗ, от 04.07.2003г. № 94-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 30.12.2006г. № 276-ФЗ, от 30.12.2008г. № 309-ФЗ, от 23.12.2010г. № 383-ФЗ, от 05.05.2014г. № 103-ФЗ) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
2. Федеральный закон РФ от 12.01.96г. № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016г., с изм. от 01.07.2017г.) «О некоммерческих организациях»;
3. Федеральный закон РФ от 19.05.95г № 82-ФЗ (в ред. от 02.06.2016г.) «Об общественных объединениях»;
4. Федеральный закон РФ от 28.06.1995г. № 98-ФЗ (в редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.03.2002г. №31-ФЗ, 29.06.2004г. №58-ФЗ, 22.08.2004г. №122-ФЗ, 01.07.2011г. № 169-ФЗ, 05.04.2013г. №56-ФЗ, 28.12.2016г. №478-ФЗ) «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;
|
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017г.);
6. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.09г. № 1054-р);
7. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.06г. № 1760-р) (в ред. от 12.03.2008г. № 301-р, от 28.02.2009г. № 251-р, от 16.07.2009г. № 997-р);
8. Приказ Федерального агентства по делам молодёжи от 04.12.2013г. № 1377 «Об утверждении Положения о порядке регистрации и учёта молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности на территории Российской Федерации»;
9. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000г. № 813/28-16 «Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»;
10. Письмо Минспорттуризма РФ от 26.08.2009г. № ВМ-05-07/3882 «О развитии волонтёрской деятельности молодёжи» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи в субъектах РФ», «Порядком регистрации и учёта молодых граждан, принимающих участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности») (с ссылкой на сайт: https://мосволонтер.рф/docs/recommendations.pdf);
11. Методическое пособие для органов исполнительной власти субъектов РФ и образовательных организаций по вопросам развития волонтёрского движения.
Региональные законы:
1. Приказ Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы от 15.02.2011г. № 69 «О мерах по вовлечению молодёжи в добровольческую деятельность».
Основная литература:
1. Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Менников В.Е. Волонтерское (добровольческое) движение в образовательной организации. Методическое пособие. – М., 2016г.
2. Бодренкова Г.П. Программа подготовки специалистов управления добровольческими ресурсами – М.: Логос, 2009г.
3. Власов П.В. История благотворительности в России. Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. – СПб: «Полигран», 1994г.
4. Волонтёрское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие /сост. И.А. Потапова, Г.Р. Джумгалиева – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012г.
5. Горлова Н.И., Крутицкая Е.В. Оценка социальных проектов. Особенности экспертизы в сфере добровольчества. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015г.
6. Горлова Н.И., Тоска З.А. Основы волонтёрского менеджмента. – М., 2016г.
7. Дурнева Е.Е., Крутицкая Е.В., Матюхина Е.И., Хитинская Е.Г. Методические рекомендации по учету волонтерской деятельности учащихся школ, студентов СПО и ее оценке при поступлении в вузы. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015г.
8. Ефремова М. Руководство по работе с волонтёрами: Методическое пособие. – М.: Изд-во Московской епархии, 2013г.
9. Крутицкая Е.В., Качанова О.А., Лагутин А.О. и др. Сценарии волонтёрских проектов. Механизм самоорганизации волонтёрских групп. //Волонтёр, 2012г, № 3-4. – с. 23-35.
10. Крутицкая Е.В. Методические рекомендации по внедрению волонтерской деятельности в учебный процесс учреждений высшего образования. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015г.
11. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения. – М., 2003г.
12. Пиотровская Е.А. Программа подготовки волонтёров. – Казань, 2011.
13. Сборник материалов по работе с добровольцами /Красноярская региональная молодёжная общественная организация Центр «Сотрудничество на местном уровне». - Красноярск, 2002г.
14. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2011г.
15. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами – Новосибирск: сибирский центр поддержки общественных инициатив, 2002г.
Дополнительная литература:
1. Алексеева О. Третий сектор, или благотворительность для «чайников». М., 1997г.
2. Арович Я. Методы работы с волонтёрами. /Под. Ред. М.Ю. Киселёва, И.И. Комаровой. //Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004г. – С.8-9, 75-85.
3. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования /Общ. ред. О.Л. Лейкинд. – СПб.: «Лики России», 2012г.
4. Ватер В. Горячая десятка инструментов российского фадрайзинга. //Вестник благотворительности. 2000г. № 8-9.- С.50-51.
5. Волонтёрский менеджмент. Методичка белорусского Красного креста по работе с волонтёрами. (с ссылкой на сайт: https://volontery.ru/wp-content/uploads/2012/02/.Организация-работы-с-волонтерами-в-Белорусском-Красном-Кресте.pdf)
6. Волонтёрский менеджмент. Электронный ресурс: www.redcross-irkutsk.org.
7. Гагарина В.В. Волонтёр – это звучит гордо! //Вестник благотворительности. – 2007г. - № 10.- С.12
8. Добровольчество в России и в мире в контексте социального партнёрства. /Отв. Ред. И.Н. Гаврилова. – М., 2001г. – 80с.
9. Добровольчество: от Я до МЫ(республиканская общественная организация «Клуб «Фирн») /Под ред. Л.К. Халбаевой. – Улан-Удэ: Изд-во РОО «Клуб «Фирн», 2004г. – 92с.
10. Дорогою добра. Методические рекомендации руководителям (координаторам) добровольческого движения. – Ставрополь, 2013г. Электронный ресурс: http:nko.economy.gov.ru:81/data%5Cdictionary% 5C1455%5C123%5CМетодическое%20пособие%20руководителям%20добро-вольческого20движения.pdf (дата обращения 19.11.20г.);
11. Дурнева Е.Е., Крутицкая Е.В., Цыгина О.Д. Методологические основы разработки компетентностной модели волонтёра //Международный журнал экспериментального образования. – 2013г. № 10-1.
12. Карюхин Э. Волонтёрство по-американски. //Социальная защита. – 2010г. - № 9. – С.20-23; № 10. – С. 23-26.
13. Николаева Т. Будьте добры!: [Кто такие волонтёры? Как стать волонтёром? Полезные адреса электронных сайтов волонтёрских организаций в Интернете] //Маруся. – 2010г. - № 3. – С.38-39.
14. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда – не коллектив, а коллектив – не команда. //Развитие личности. – 2014г. - № 2. С. 173-179.
15. Преблагина Е.Н. Корпоративное волонтёрство: инструкция по применению – электронный ресурс. Электронный ресурс: www.inside-pr.ru>blagotvoritelnost/ (дата обращения 08.12.20г.);
16. Толмачева Л.П. Социализация личности начинается с добровольчества. – Новосибирск, 2009г. – 56 с.
Приложение 1