Петербургский Государственный Университет
Путей Сообщения
Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧАСТКА
НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Выполнил: Хомич Д.А.
группа УПП-806
Руководитель: Лиуконен Д.В.
Санкт-Петербург
Содержание
1.Введение...............................................................................................................3
2.Описание условий проектирования...............................................................4
3.Основные технические параметры и нормы проектирования железнодорожной линии......................................................................................7
4.Трассирование участка новой железнодорожной линии ……..................10
4.1. Проектирование и описание вариантов плана трассы………………..10
4.2. Проектирование продольного профиля……………………………..14
4.3. Размещение раздельных пунктов…..………………………………..15
5.Размещение водопропускных сооружений, выбор их типа и размеров …………………………………………………………………………19
6.Определение объемов работ и строительной стоимости ……….…….…24
7.Определение эксплуатационных расходов................................................28
8.Технико-экономическое сравнение вариантов …………………………32
9.Список литературы ………………………………………………………….33
Введение
Освоение новых территорий и природных богатств страны, а также дальнейшее совершенствование работы существующих звеньев единой транспортной сети невозможны без строительства новых железных дорог.
Железная дорога была и остается основным видом транспорта для массовых перевозок грузов на большие расстояния.
При проектировании железной дороги или ее участка следует рассматривать как систему, состоящую из ряда объектов, основополагающим которой является трасса.
|
Трасса новой железной дороги – это пространственная линия, определяющая ось ее будущего железнодорожного пути на уровне бровки земляного полотна. Местоположение других сооружений и устройств в значительной степени зависят от местоположения и основных параметров трассы.
Основными данными, определяющими местоположение трассы, является план и продольный профиль железной дороги их рациональное сочетание. Трасса должна обеспечивать оптимальное соотношение между длиной линии, объемом строительных работ, затратами на сооружения и расходами на эксплуатацию железной дороги. Все сооружения и устройства на трассе должны отвечать требованиям их устойчивости, безопасности и бесперебойности движения поездов, а также быть наилучшими по условиям эксплуатации.
Проектируемая железная дорога предназначена для осуществления грузовых и пассажирских перевозок (на десятый год эксплуатации грузовые перевозки должны составлять 17 млн. тонн в год, пассажирские – 2 пары поездов в сутки, а также 2 пары сборных поездов). Преимущественным видом перевозки будет являться транспортировка грузов.
Описание условий проектирования
Районом проектирования железнодорожной линии в данном курсовом проекте является Московская область
Моско́вская о́бласть (Подмосковье) — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Органы государственной власти расположены в Москве и Красногорске.
|
Московская область граничит на северо-западе и на севере с Тверской областью, на севере — с Ярославской, на северо-востоке и на востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской областями.
Образована 14 января 1929.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -10С, июля +17С. Осадков 450-650 мм в год.
Вегетационный период около 170 дней.
Московская область расположена в подтаёжной (смешанных лесов) зоне.
Почвы дерновоподзолистые, серые, серые лесные суглинистые, подзолисто-глеевые супесчаные и болотистые в низменных частях.
Леса занимают около 1/2 территории: основные породы - ель, сосна, берёза, на юге - леса с примесью дуба и липы.
Сохранились лисица, заяц-русак, кабан, лось, хорёк, куница. На территории области - национальный парк Лосиный остров, Приокско-Террасный заповедник.
Основные научные центры: оборонного профиля - Королёв, Химки, Балашиха, Жуковский, Троицк; фундаментальных исследований - Пущино (биологические науки), Черноголовка (химические науки), Дубна и Протвино (ядерная физика).
Московская область расположена в центре Европейской части России. Рельеф в основном равнинный. На севере и западе - Смоленско-Московская возвышенность, наиболее высокая (до 285 м) и холмистая часть которой - Клинско-Дмитровская гряда. На востоке - заболоченная Мещёрская низменность.
С юго-запада на северо-восток область пересекает граница Московского оледенения; к северу от неё распространены ледниково-эрозионные формы с моренными грядами, а к югу — лишь эрозионные формы рельефа.
|
Почти весь запад и север Московской области занимает моренная Московская возвышенность с хорошо выраженными речными долинами, наибольшую среднюю высоту (около 300 м, в районе Дмитрова) имеющая в пределах Клинско-Дмитровской гряды, а верхнюю точку (310 м) у д. Шапкино Можайского района. Северный склон Московской возвышенности более крутой по сравнению с южным. В пределах возвышенности часты озёра ледникового происхождения (Нерское, Круглое и др). К северу от названной возвышенности расположена плоская и сильно заболоченная аллювиально-зандровая Верхневолжская низменность, высота которой — не более 150 м; включает в себя Шошинскую и Дубнинскую низины (высоты менее 120 м).
На юге области простирается холмистая моренно-эрозионная Москворецко-Окская равнина, имеющая наибольшую высоту (255 м) в районе Тёплого Стана (находится в черте Москвы), с чётко выраженными (особенно в южной части) речными долинами; в её пределах изредка встречаются карстовые формы рельефа. Последние особенно распространены в Серпуховском районе.
На крайнем юге области, за Окой, — довольно высокие (более 200 м, максимальная высота 238 м) северные отроги Среднерусской возвышенности с многочисленными оврагами и балками. Это Заокское эрозионное плато и Заосетринская эрозионная равнина.
Почти всю восточную половину Московской области занимает обширная Мещёрская низменность, в восточной своей части значительно заболоченная; самый высокий её холм имеет высоту 214 м над уровнем моря; преобладают высоты 120—150 м; речные долины выражены слабо. Почти все крупные озёра Мещёрской низменности (Чёрное, Святое и др.) имеют ледниковое происхождение. Тут же и самая низкая в регионе естественная высота — уровень воды Оки — около 97 метров.
Общая численность населения составляет 6 712 582 чел. (2009) (6 672 773 — 2008, 6 645 672 — 2007, 6 628 107 — 2006). Средняя плотность населения — 146,6 чел/км² (2009) — самая большая среди российских регионов, что обусловлено высокой долей городского населения — 80,8 % (2009). Наибольшая плотность имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая — в окраинных районах — Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет около 20 чел./км²; редко заселена также восточная часть Мещёрской низменности (менее 20 чел./км²).
По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы). Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы.
Развиты машиностроение и металлообработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь — ТВЭЛ); космическая и ракетная техника (Королёв — Энергия (РКК), Химки — НПО Лавочкина, Реутов — НПО машиностроения); магистральные тепловозы (Коломенский завод), вагоны метро (Мытищи — Метровагонмаш), электропоезда (Демиховский машиностроительный завод); автомобили (СеАЗ), автобусы (Ликино-Дулёво — Ликинский автобусный завод, Голицыно и Яхрома); сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны (Люберцы, Дмитров, Балашиха; высококачественные стали (Электросталь); оборудование лёгкой промышленности (основные центры — Коломна, Климовск, Подольск); кабели (Подольск); оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева).
На территории области особая концентрация предприятий оборонного комлекса (Российский центр демонстрации вооружения, военной техники и технологий в Красноармейске, ОКБ Камов, НПП Звезда, ГНИИ Авиационных систем, Фазотрон-НИИР, Базальт, Краснозаводский химический завод, КБ Факел, МКБ Радуга, НИИ приборостроения им. Тихомирова, НИИ «Агат», Долгопрудненское НПО, РАТЕП и многие другие).
3. Основные технические параметры и нормы проектирования железнодорожной линии
Основные технические параметры проектируемой железнодорожной линии, принятые согласно заданию на курсовую работу, приведены в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п | Наименование параметра | Единица измерения | Значение |
Категория железной дороги | - | II | |
Объем грузовых перевозок на 10-й год эксплуатации | млн. т в год | 16,3 | |
Пассажирское движение на 10-й год эксплуатации | пар поездов в сутки | ||
Сборные поезда на 10-й год эксплуатации | -//- | ||
Тип линии | - | Однопутная | |
Вид тяги | - | Тепловозная | |
Тип локомотива | - | 2ТЭ10 | |
Руководящий уклон | ‰ | ||
Полезная длина приемоотправочных путей | м | ||
Схема расположения приемоотправочных путей | - | Поперечная |
Нормы проектирования плана линии:
Так как при проектировании данной трассы принята поперечная схема расположения приемоотправочных путей на станциях, то при полезной длине приемоотправочных путей 850 м, длина станционной площадки будет составлять:
1. для промежуточных станций 1450 м;
2. для разъездов 1250 м.
Радиусы кривых на перегонах, разрешенные к использованию, приведены в табл. 2
Таблица 2
Радиусы кривых на перегонах.
Радиус, м | |
Рекомендуемые | |
Допускаемые в трудных условиях | |
Допускаемые в особо трудных условиях | |
Допускаемые по согласованию с МПС | |
500 * | |
400 * |
*- при выполнении курсовой работы кривые радиусом 500 м и 400 м использоваться не должны.
Нормы проектирования продольного профиля линии:
1.Станционная площадка.
Станционная площадка должна располагаться на горизонтальном участке пути, в трудных условиях допускается расположение станционных площадок на уклоне до 2,5 ‰.
2.Перегон.
Максимальный уклон линии не должен превышать руководящего уклона:
i £ ip = 12‰
Уклоны должны выражаться целыми числами (кроме уклонов на станционных площадках и смягченных руководящих уклонах в кривых).
Наибольшая алгебраическая разность уклонов смежных элементов на линии II-й категории при полезной длине приемоотправочных путей 850 м не должна превышать следующих значений:
- рекомендуемые нормы Diрек = 8 ‰;
- допускаемые нормы Diдоп = 13‰.
При сопряжении элементов с алгебраической разностью уклонов более установленных норм, должны проектироваться разделительные площадки или элементы переходной крутизны, длина которых должна быть не меньше 200 м.
С целью недопущения превышения крутизны руководящего уклона при совпадении в плане с кривыми значение его должно быть уменьшено на величину, эквивалентную сопротивлению от кривых. Смягчение руководящего уклона в кривых производится по формуле:
iсм =iр –iэ(к) (1)
где iэ(к) – эквивалентный уклон от кривых, ‰.
при К >lп или > lп ; (2)
при К lсм , если lcм<lп ; (3)
при К>lсм, если lcм<lп ; при этом ; (4)
где К – длина круговой кривой, м;
lп – длина поезда, м;
lсм – длина участка смягчения руководящего уклона, м;
iэ(к) – уклон, эквивалентный дополнительному сопротивлению на кривой, ‰;
α – угол поворота кривой, град;
∆α,∆К – части соответственно угла поворота, град, и длины кривой, м, соответствующие участку смягчения руководящего уклона;
iр – руководящий уклон, ‰;
i – уклон элемента профиля, меньший чем iр,‰;
iсм – смягчённый уклон, ‰.
4. Трассирование участка новой железнодорожной линии
Для определения возможности преодоления участков наряженного хода определяется величина расчетного горизонтального заложения уклона, см:
(5)
где Δh – сечение горизонталей, м;
M – масштаб карты;
105 – коэффициент размерности для перевода величины d в см;
ip – руководящий уклон, 15 ‰;
iср. э(к) – средний эквивалентный уклон, учитывающий влияние от кривых, ‰; принимается равным 0,5 ‰
d = 1,7 см
4.1. Проектирование и описание вариантов плана трассы
Планом железнодорожной линии является проекция трассы на горизонтальную плоскость. Составляющими плана линии могут быть прямые участки пути, круговые и переходные кривые.
Прямые вставки между начальными точками переходных кривых при дороге II-ой категории не должны быть менее 150 м.
Привязка сооружений и устройств железной дороги (осей раздельных пунктов и искусственных сооружений, начала и конца кривых и др.) осуществляется с помощью пикетажа.
Расчет пикетажных значений начала и конца круговых кривых осуществляется по схеме:
ПК 10+00,00
l 1 |
ВУ |
ПК 10 |
Т |
К |
Т |
……………..
ВУ ПК………
-
Т……………..
НКК ПК…….
+
К……………..
ККК ПК……..
Рисунок 1. Схема расчета круговых кривых
ПК 10 – принятая в данном примере точка привязки расчета;
ВУ ПК – пикетное значение вершины угла;
НКК ПК – пикетажное значение начала круговой кривой;
ККК ПК – пикетажное значение конца круговой кривой;
- расстояние в пикетах от точки привязки до вершины угла.
Тангенс Т, м и длина проектируемой кривой К, м определяются по формуле:
, (6) , (7)
где R – радиус проектируемой кривой, м;
α – угол поворота по ходу трассы, град.
Расчет:
ПК 1+00,00
+
0+350,00
ВУ ПК 1+350,00
-
Т 0+688,66
НКК ПК 0+560,34
+
К 1+325,78
ККК ПК 1+886,12
Результаты расчета плана линии сведем в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты расчета плана линии
№ | Местоположение кривых | R, м | ,град | Т, м | К, м | длина прямых участков пути, м | |||
ВУ | начало | конец | |||||||
первый вариант | |||||||||
1+250 | 0+905,67 | 1+568,56 | 344,33 | 662,89 | 905,67 | ||||
2604,12 | |||||||||
4+450 | 4+172,68 | 4+713,46 | 277,32 | 540,78 | |||||
2187,64 | |||||||||
7+200 | 6+901,1 | 7+494,21 | 298,9 | 593,11 | |||||
4838,53 | |||||||||
12+850 | 12+332,74 | 13+344,52 | 517,26 | 1011,78 | |||||
15+669,52 | 15+370,52 | 15+963,63 | 593,11 | ||||||
Сумма: | 3401,67 | 12561,96 |
Трасса по варианту №1 имеет 5 углов поворота со средним радиусом кривых 1625 м. Общая длина трассы 27000 м.
таблица 3(продолжение).
№ | Местоположение кривых | R, м | ,град | Т, м | К, м | длина прямых участков пути, м | |||
ВУ | начало | конец | |||||||
второй вариант | |||||||||
1+250 | 0+905,67 | 1+568,56 | 344,33 | 662,89 | 905,67 | ||||
2604,12 | |||||||||
4+450 | 4+172,68 | 4+713,46 | 277,32 | 540,78 | |||||
3777,01 | |||||||||
9+000 | 8+490,47 | 9+432,47 | 509,53 | ||||||
647,97 | |||||||||
10+482,47 | 10+078,44 | 10+846 | 404,03 | 763,56 | |||||
3097,35 | |||||||||
14+296 | 13+943,35 | 146+41,13 | 352,65 | 697,78 | |||||
1826,53 | |||||||||
17+391,13 | 16+467,66 | 18+281,88 | 923,47 | 1814,22 | |||||
5133,23 | |||||||||
23+731,88 | 23+415,11 | 24+043,11 | 316,77 | ||||||
852,23 | |||||||||
25+643,11 | 24+895,34 | 26+325,78 | 747,77 | 1430,44 | |||||
Сумма: | 7479,67 | 18846,11 |
Трасса по варианту №2 имеет 11 углов поворота со средним радиусом кривых 1576 м. Общая длина трассы 27300 м.