Три вида минора
1. Натуральный вид
Строение: Т П Т Т П Т Т
I – III – V ступени образуют минорное трезвучие
I – III – м3
2. Гармонический вид
Строение: Т П Т Т П 1,5Т П
В отличие от натурального вида повышена VII ступень на полтона (VIIг+).
3. Мелодический вид
Строение: Т П Т Т Т Т П
В отличие от натурального вида в восходящем движении повышены VI+ и VII+ ступени на полтона, а в нисходящем движении – повышение отменяется, звучит как натуральный минор.
Три вида мажора
1. Натуральный вид
Строение: Т Т П Т Т Т П
I – III – V ступени образуют мажорное трезвучие
I – III – б3
2. Гармонический вид
Строение: Т Т П Т П 1,5Т П
В отличие от натурального вида понижена VI ступень на полтона (VIг-).
3. Мелодический вид
Строение: Т Т П Т П Т Т
В отличие от натурального вида в восходящем движении понижены VI- и VII-ступени на полтона, а в нисходящем движении – понижение отменяется, звучит как натуральный мажор.
Гармонический минор. Характерные интервалы гармонического минора
В связи с повышением VII ступени на полтона образуются две пары характерных интервалов:
1) ; обращением является .
2) ; обращением является .
Главные трезвучия лада
Трезвучие – это созвучие из трёх звуков, расположенных по терциям.
1. Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени в мажоре Т53 – мажорное, Б53 (б3 + м3), в миноре Т53 – минорное М53 (м3 + б3).
2. Субдоминантовое трезвучие (S53) – строится на IV ступени; в мажоре S53 – мажорное Б53 (б3 + м3), в миноре натуральном S53 – минорное М53 (м3 + б3), в миноре мелодическом (VIм+) - S53 – звучит мажорно (Б53 – б3 + м3).
3. Доминантовое трезвучие (Д53) – строится на V ступени. В мажоре Д53 – мажорное Б53 (б3 + м3), в натуральном миноре Д53 – звучит минорно (М53), а в гармоническом миноре (VIIг+) – звучит мажорное Б53 (б3 + м3).
|
Обращения главных трезвучий лада
Обращение аккордов – это перемещение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
У каждого главного трезвучия имеется два обращения: а) секстаккорд – 6;
б) квартсекстаккорд – 64.
1. а) тонический секстаккорд (Т6) – строится на III ступени;
б) тонический квартсекстаккорд (Т64) – строится на V ступени.
В мажоре Т6 , Т64 – мажорные; в миноре Т6 , Т64 – минорные.
2. а) субдоминантовый секстаккорд (S6) – строится на VI ступени;
б) субдоминантовый квартсекстаккорд (S64) – строится на I ступени.
В мажоре натуральном S6 , S64 – мажорные; в миноре натуральном S6 , S64 – минорные; в миноре мелодическом (VI+) - S6 , S64 – мажорные.
3. а) Доминантовый секстаккорд (Д6) – строится на VII ступени и на VIIг+ в гармоническом виде.
б) Доминантовый квартсекстаккорд (Д64) – строится на II ступени.
В мажоре Д6 , Д64 – мажорные; в миноре натуральном Д6 , Д64 – минорные; в миноре гармоническом (VIIг+) - Д6 , Д64 – мажорные.
5. Доминантовый септаккорд (Д7)
Доминантовый септаккорд – это аккорд, состоящий из 4 звуков, который строится в мажоре и гармоническом миноре (VIIг+) на V ступени.
Строение: б3 + м3 + м3, крайние звуки Д7 образуют интервал м7.
Разрешается доминантовый септаккорд в тоническую терцию Д7 Т3 .
Привести пример: Д7 Т3 в любой мажорной и минорной гамме.
Обращения доминантового септаккорда
|
|
У Д7 есть три его обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (м3 + м3 + б2) (Д65 Т53)
Строится в мажоре и гармоническом миноре на VII (VIIг+) ступени, разрешается в тоническое трезвучие с удвоением основного тона (I ступени).
2. Доминантовый терцквартаккорд (м3 + б2 + б3) (Д34 Т538)
Строится в мажоре и гармоническом миноре на II ступени, разрешается в полное тоническое трезвучие.
3. Доминантовый секундаккорд (б2 + б3 + м3) (Д2 Т6)
Строится в мажоре и гармоническом миноре на IV ступени, разрешается в тонический секстаккорд.
Привести примеры с разрешениями.
Интервалы
Интервал – это сочетание двух звуков, от латинского «расстояние».
Гармонические интервалы – звуки звучат одновременно.
Мелодические интервалы – звуки звучат последовательно.
Нижний звук интервала называется основанием.
Верхний звук интервала называется вершиной.
Свои названия интервалы получили от латинских цифровых обозначений (привести примеры).
Интервалы измеряются количеством тонов и полутонов, заключённых между основанием и его вершиной (привести примеры).
Интервалы бывают:
· Чистые (ч1, ч4, ч5, ч8);
· Малые (м2, м3, м6, м7);
· Уменьшённые (ум5, ум7);
· Большие (б2, б3, б6, б7);
· Увеличенные (ув2, ув4);
· Узкие (ч1, м2, ув2, б2, м3, б3);
· Средние (ч4, ув4, ум5, ч5);
· Широкие (м6, б6, ум7, м7, б7, ч8);
· Благозвучные(консонансы) (ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8);
· Неблагозвучные(диссонансы) (м2, б2, ув4, ум5 (тритоны), м7, б7.
Обращение интервалов
Интервал – это сочетание двух звуков, от латинского «расстояние».
Обращение интервала – это перемещение его основания на октаву вверх; или его вершины на октаву вниз.
|
Числовое выражение суммы обратимых интервалов всегда даёт сумму 9.
1 + 8 = 9; 2 + 7 = 9; 3 + 6 = 9; 4 + 5 = 9.
· Малые ↔ в большие (м2 ↔ б7; м3 ↔ б6; м6 ↔ б3; м7 ↔ б2);
· Большие ↔ в малые (б2 ↔ м7; б3 ↔ м6; б6 ↔ м3; б7 ↔ м2);
· Чистые ↔ в чистые (ч4 ↔ ч5; ч8 ↔ ч1);
· Увеличенные ↔ в уменьшённые (ув4 ↔ ум5; ув2 ↔ ум7);
· Диссонансы ↔ в диссонансы (2 ↔ 7; тритон ↔ тритон);
· Консонансы ↔ в консонансы (1 ↔ 8; 3 ↔ 6; 4 ↔ 5).