Религиозные секты конца XVII – XIX веков




В XVII-XIX веках сектантство стало неотъемлемой частью духовно-религиозной жизни общества. Стоит отметить, что уже в данный исторический период было приличное число сект.

Так, в конце XVII века провозглашено новое учение крестьянином Даниилом Филипповичем. Он заявил, что в него вселился Бог-отец, Бог – Саваоф. По его мнению, он являлся живым Богом на земле. Даниил Филиппович провозгласил новое учение, согласно которому Бог может постоянно воплощаться и проявляться в людях. Такой процесс происходит постоянно.

Интересным религиозным направлением конца XVII – XIX веков стала секта Христоверов. Согласно их учению, именно во внутреннем мире человека, в его душе происходит соединение Бога и человека. Представители данного религиозного направления отделились от церкви. При этом все свои собрания, молитвы проводили в больших домах. Во главе Христоверовских общин стояли духовные вожди (интересным является тот факт, что таким духовным вождем могла быть и женщина, ее роль в данной секте была весьма активной).

Своеобразным сектантским направлением было и учение Ивана Тимофеевича Суслова, который провозгласил себя Иисусом Христом, а также окружил себя 12 апостолами. При нем была и Богородица. Этот духовный вождь назывался кормщик. В каждой общине были свои правила. Их богослужения именовались радения во Христе. Так, например, в выходной день члены секты одевались в белые одежды и приходили на радения. Иногда радеющие вставали в круг, брали друг друга за руки и начинали кружиться по солнцу, когда они подали от головокружения, то считалось, что из них выходили грехи. Среди ученых бытует мнение, что в данной религиозной секте на некоторые праздники закалывали младенца и пили его кровь в целях прочищения.

На смену Суслову пришло религиозное направление, которое возглавил Прокофий Данилович Лупкин – стрелец, участник походов на Азов. Это второй Иисус Христос, который имел в России авторитет.

Постепенно из секты христоверов начинали выделяться и другие самостоятельные религиозные направления – секта скопцов (белых голубей). В большей степени они разделяли обряды, проводимые христоверами. Также они могли посещать и обычную церковь.

Скопцы основным путем спасения души видели принесение жертвы в виде оскопления, что подразумевало самокастрацию. Основатель скопчества Кондратий Иванович Селиванов. Согласно его учению, ангелы являлись бесполыми существами. Представители секты придерживались мнения о том, что существуют именно живые боги. Данное религиозное направление получило свое распространение среди городской буржуазии. В 80-х годах XVIII века против представителей данной секты начались репрессии.

Своеобразной сектой, которая почти полностью разорвала какую-либо связи с христианством, стала секта духоборов или духоборцев. Она появилась в середине XVII века. Иное название – духовное христианство.

В конце 1860-х годов произошло разделение данной секты на два самостоятельных направления:

- собственно духоборов;

- молокан.

Основатель секты духоборов Силуан Колесников. Они отпочковались от христоверов, но с мистикой радений они порвали. Духоборы придерживались позиции о том, что Бог может воплощаться только в избранных людях. Такие люди, в которых произошло воплощение, как раз и стояли во главе секты. Христианство в своих религиозных учениях они весьма сильно упростили и стали внедрять свое собственное учение. Они не отрицали Священное Писание, но главным для них было собственное Писание «Животные книги» или «Книги жизни», от слова живот – жизнь. В данных книгах содержались их собственные песнопения. Представители данного религиозного направления полагали, что жить необходимо зажиточно, но не стремиться к обогащению. Со стороны государства были весьма жесткие гонения в отношении секты, поскольку духоборы отвергали духовенство.

В конце 60-х годов XVIII века появилась секта молоканов. Опору данное религиозное направление получило в мещанских слоях. Основателем молоканства стал бродячий деревенский портной Семен Уклеин. Для молокан единственным источником истина стала Библия. Культ молокан сводился к молитвенным собраниям, проповедям. Эта секта, в отличие от предыдущих, возникших на почве русской цивилизации, русской духовно-религиозной мысли, по сути дела явилась воспроизведением иудаизма на русской почве. Секта молокан – это иудаизм, который исповедовался русскими, белорусами, украинцами на территории Российской империи. При Петре I она называлась Брынская вера.

Таким образом, в период XVII – XIX веков в России существовало значительное число религиозных сект, у каждой из которых было свое собственное, индивидуальное понимание религии, ее сущности, Бога, а также человека в религии.

 

Список литературы

1. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // СОЦИС. – 2010. – №9. – С. 11-17.

2. Винокуров В.В., Забияко А.П., Лапина З.Г. История религии. – М.: Высш. шк., 2012. – 639 с.

3. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород, 2015. – 211 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: