Теоретические аспекты проведения политического обеспечения экономической деятельности




Уже после смерти Мао Цзэдуна в Китае в полной мере начали проявляться масштабные экономические реформы, которые начал пришедший к власти Дэн Сяопин. Характерный китайский принцип «не имеет значения, какого цвета кошка – главное, чтобы она ловила мышей»[26], в определенном смысле способствовал росту экономики Китая, при сохранении лидирующих позиций КПК и социалистической идеологии, что, в конечном итоге, позволило последовательно интегрировать в китайскую экономику существующие и популярные на тот момент во всем мире рыночные методы. Как итог, это привело к тому, что темпы экономического роста Китая в достаточно существенной степени увеличились, что привело в 90-х гг. к феномену «китайского экономического чуда». Поэтому, в первую очередь следует рассмотреть внутреннюю политику государственного влияния на экономику страны, так как рамках проекта НШП можно провести аналогию и по политическому обеспечению экономических интересов за рубежом.

Со временем, либерализация экономики стала рассматриваться как важнейшая составная часть всего китайского общества, в том числе, как шаг к либерализации существующей в Китае политической системы – учитывая тот факт, что перед Китаем был опыт перестройки в Советском Союзе, минимизация применения социалистического подхода в странах Восточной Европы, на определенном этапе, привлекающая внимания и со стороны обычных китайцев. Кроме того, еще одним недостатком, по мнению китайцев, в контексте стремительного экономического развития Китая сыграл фактор высокой коррупции в высших кругах Китая. Как итог, возмущение коррумпированными чиновниками поначалу носило просто масштаб обсуждения, однако последовательно данное недовольство стало проявляться и в заявлениях, призывах к смене власти и попыткам поднять китайцев против КПК, с целью смены режима, в рамках решительной борьбы с коррупцией[27].

На XVIII съезде КПК произошел отказ от многих аксиом государственного управления, сформулированных Дэн Сяопином, что, безусловно, стало знаковым и поворотным моментом в развитии страны. Так, Си Цзиньпин усилил свою личную власть путем создания новых государственных институтов, осуществляющих контроль над всем партийно-государственно-военным аппаратом. Теории и практике коллективного руководства был нанесен сокрушительный удар – возвращение к ленинским и маоистским принципам партийного руководства, что прямо противоречит принципу разделения функций между партией и правительством, сформулированному и введенном в практику Дэн Сяопином[28]. Си Цзиньпин стал первым высшим руководителем страны со времен

Как в теории, так и в практике социального развития, политическая система играет ключевую роль в экономическом развитии. Китайский экономист Ван Ицзян отмечает, что: «для развития экономики ничего не важнее государства и те, кто отождествляет себя с рынком, не будут отрицать, что хорошая рыночная экономика зависит от хороших национальных институтов и политики в целях поощрения и поддержки, хорошие национальные институты и политика являются предпосылками для хорошей рыночной экономики»[29]. Таким образом, политическая система является основным фактором, определяющим экономические показатели Бьюкенен также отмечал, что «государство играет жизненно важную роль в поддержании и обеспечении соблюдения правил, которые определяют сферу экономических игр»[30]. Фактически это два уровня политической системы, которые влияют на способ экономического развития. Одним из них является взаимосвязь между политикой и экономикой на макроуровне, а другая – политическая система на микроуровне. И из этих двух уровней можно увидеть, как политическая система Китая влияет на путь экономического развития:

1. Влияние политически доминирующей экономической модели на то, как развивается экономика. Особые национальные условия Китая делают политическое и экономическое развитие различным с Западом – подавляющая сила политической власти (или правительства) по отношению к экономике (или предпринимательству), что делает политическую систему решающим образом влияющей на экономическое развитие. Такие исторические традиции остались неизменными в Китае в течение тысяч лет, указывая на рациональность их существования и непосредственно влияя на модель политической экономики «Нового Китая». Две другие реальности укрепили эту традицию: во-первых, Китай является опоздавшим в процессе модернизации. Чтобы догнать модернизированные страны Запада, поздние развивающиеся страны часто принимают форму политически доминирующей экономики и способствуют экономическому строительству с властью государства. Еще один фактор заключается в том, что в ходе долгосрочной революционной борьбы КПК Китая сформировала единую модель руководства партии, и партия и правительство привели к экономическому развитию как к естественной миссии. Эти три фактора - традиционная, ситуационная и система лидерства – накладываются на формирование модели развития политически доминирующей экономики Китая. Начиная с процесса реализации реформ политики открытости в КНР эта модель хоть и претерпела изменения, но они в основном отражаются на изменениях в доминирующем режиме (например, переход от микроуправления к макроуправлению и пр.) и введении рыночных механизмов, в то время как в отношениях политики и экономики нет фундаментальных изменений.

Такая политическая и экономическая модель напрямую влияет на способ экономического развития в двух аспектах: во-первых, господство правительства в экономике приводит к чрезмерному стремлению к быстрому развитию экономики, пренебрегая качеством развития и полагается на государственные инвестиции для стимулирования экономического развития, оценки эффективности и чиновников. Во-вторых, контроль правительства и распределение ресурсов и режим развития, в котором доминирует государственная экономика, непосредственно вызывают ряд проблем, таких как потеря экономических выгод. Как отметил Ван Ицзян, «в стране слишком много ресурсов, что не только подрывает экономическую основу современной государственной системы, но и непосредственно приводит к значительной потере экономических выгод»[31]. Когда господствует государственная экономика, существует неотъемлемая взаимосвязь между индивидуумом и государством. С нынешней точки зрения, модель развития Китая с политически доминирующей экономикой не изменится за короткий период времени. Хотя факторы рыночной экономики сильно развились, все же развитие рынка в основном существует в микроскопических направлениях (на уровне торговли), но распределение важных ресурсов и средств все еще не играет ключевой роли, а сила невидимой руки все еще слабая.

2. Влияние политической системы на экономические рабочие правила. Основные черты политической системы Китая также являются основными недостатками: чрезмерная концентрация политической и административной власти и отсутствие эффективных ограничений, вызванных низкой степенью законности и демократизации, а также влияние на способ экономического развития также достаточно расплывчато и многогранно. Во-первых, чрезмерное вмешательство политической власти в нормальный экономический порядок заглушают жизнеспособность экономического развития. Экономист Цянь Юньи отметил: «когда поведение правительства не подлежит закону, правительственные ведомства и должностные лица будут нарушать права собственности, взимать налоги, сборы, распределять, произвольно вмешиваться и ограничивать экономическую деятельность предприятий и частных лиц». В то же время «злоупотребление властью правительства Китая заставляет людей ожидать, что политика правительства изменится, что не способствует экономическому развитию»[32]. Во-вторых, коррупция, вызванная политическим потенциалом, направленным на получение ренты, для управления экономическими ресурсами, а также возможность проверки и утверждения разрушает нормальный рыночный экономический порядок. Цзоу Чжичжуан отметил, что «важным фактором рыночной экономики Китая, который, как представляется, трудно изменить, являются бюрократические институты партии и правительства, которые ограничивают процветание свободных предприятий в Китае. Такое поведение основано на экономической мощи бюрократов в предоставлении необходимых разрешений или разрешений на ведение бизнеса. В-третьих, политическая власть имеет чрезмерную экономическую силу принятия решений и почти неограниченный доступ к бюджетным расходам, что может привести к краткосрочному простаиванию в экономическом развитии, огромной трате государственных активов и неэффективности государственных предприятий. Что еще более важно – политическая власть, которая не ограничена и легко сочетается с экономической властью для формирования специальных групп интересов (или групп распределения), создает серьезную угрозу для здорового экономического развития. Создание этих групп распределения, бюрократические барьеры, медленное принятие решений и взаимовыгодные переговоры политических элит КНР привели к снижению экономической эффективности и темпов экономического роста. Группы распределения также усиливают регулирование, бюрократию и политическое вмешательство в рынок.

В-четвертых, неравенство в политических правах не способствует здоровому экономическому развитию и равенству в распределении богатства и социальной справедливости. Права собственности отдельных лиц и хорошая защита политических и демократических прав являются необходимыми условиями для экономического процветания, поскольку индивидуальные права в определенной степени ограничивают злоупотребление государственной властью и чрезмерное вмешательство в экономику. Политическая элита КНР получила большую долю результатов экономического развития, чем обычные люди, и разрыв между богатыми и бедными расширился. На долю большей части собственности приходится небольшое количество людей. Это стало политической причиной растущего разрыва между богатыми и бедными в Китае и неспособностью расширить внутренний спрос в процессе проведения реформ и открытости.

Профессор Б.Нортон считает, что экономический рост в Китае стал неизбежным, но в будущем его экономика полна неопределенностей. Он считает, что эти экономические проблемы оказывают самое непосредственное влияние на политику и институты Китая по некоторым аспектам:

1. На уровне центрального правительства Пекин принял реальность замедления роста и согласен с тем, что необходимы экономические преобразования. Это означает, что Пекин больше не будет запускать крупномасштабный план экономического стимулирования, подобный планам 2008 года, когда речь шла о глобальном финансовом кризисе. Центральное правительство подчеркивает, что стабилизация инвестиций и расширение внутреннего спроса являются ключом к поддержанию роста, но, в частности, это показывает, что политика управления экономикой не будет полностью ослаблена.

2. На уровне местного самоуправления интересы местных органов власти полностью отличаются от интересов центрального правительства. Местные органы власти продолжают стимулировать экономику, привлекая больше инвестиций. Центральное правительство в определенной степени использует сбалансированный подход к практике местных органов власти. Эта игра между местными и центральными властями приводит к тому, что даже если политика управления экономикой будет ослаблена в целом, местные органы власти не могут полностью от нее отказаться.

3. Несмотря на то, что Пекин достиг консенсуса относительно реальности замедления роста и необходимости разработки новых моделей роста, разработчикам политики сложно внедрить эффективные стратегии содействия экономической трансформации. Расширение внутреннего потребления и развитие инновационной экономики - это новая политика, направленная на содействие росту, но на практике это сложно. Это связано с тем, что, хотя долговечные потребительские товары дешевы, рынок становится насыщенным, а поддержка правительством стратегических развивающихся отраслей действительно не способствует инновациям.

4. Нынешние экономические проблемы создали возможности для китайских реформистов, которые изначально находились в невыгодном положении. Реформаторы полагают, что только путем фундаментальной реализации рыночных реформ они могут справиться с экономическими проблемами, и их взгляды начинают привлекать внимание лиц, принимающих решения. Реформаторы начали серию инициатив по постепенной реформе, которые наиболее очевидны в финансовой отрасли. В то же время реформисты пытаются создать новую конкурентную рыночную систему, чтобы рынок мог в полной мере играть фундаментальную роль в распределении ресурсов[33].

В результате вышеупомянутого анализа профессор Б. Нортон пришел к выводу, что экономические проблемы Китая требуют от политической элиты КНР проведения рыночных реформ с нескольких уровней[34]. Политическая система Китая показывает, что она постепенно корректирует и реформирует в этом направлении, но в то же время экономические проблемы меняют процесс перехода руководства. Однако для достижения положительного результата лидеры Китая должны перераспределять власть и ресурсы в процессе передачи власти и восстанавливать решимость к постоянному реформированию.

Так, проводя постепенную, сбалансированную политику реформирования, направленную на трансформацию централизованной экономики к экономике смешанного типа, Китай формирует особую экономическую систему государственного капитализма и народного социализма и превращается в одну из самых могущественных стран мира. К середине 1990-х гг. Китай создает особые экономические зоны и другие формы локального применения рыночных методов хозяйствования. За годы реформ появилось многообразие форм собственности субъектов хозяйствования: государственная, частная, коллективная (кооперативная, общинная, акционерная и т.д.). Появляются предприятия с иностранными инвестициями. Государственная власть Китая проводит постепенную импортную либерализацию, связанную с сохранением достаточно высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка, что является неотъемлемой частью индустриальной политики. Постепенность либерализации экспорта связана с упрощением доступа предприятий к внешнеэкономической деятельности.

В процессе реформирования китайской экономики осуществлен ряд разграничений, в частности:

1. Отделение права собственности от права хозяйствования. Это означает, что средства производства, которые ранее принадлежали государству, так теперь ему и принадлежат, а права хозяйствования предоставляются предприятиям, которые получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения – активизация деятельности трудовых коллективов.

2. Отделение государственных функций от функций предприятий и превращение последних в самостоятельные субъекты рыночной экономики, которые работают на принципах самоокупаемости, саморазвития, самоконтроля[35].

Особенностью экономической системы Китая является сочетание плановых рычагов управления (директивное планирование) с рыночными. Государство осуществляет регулирование на макроуровне, рынок – на микроуровне[36]. Принцип распределения по труду (социалистический принцип) сочетается с принципом распределения по вложенным капиталам (капиталистический принцип). Эта концепция получила название модели «социалистической рыночной экономики». Современная государственная экономическая политика КНР разрабатывается исходя из приоритетности вопросов экономической модернизации, улучшения благосостояния населения, обеспечения социальной стабильности. Тем более, что емкость каждого сегмента внутреннего рынка Китая сопоставима с емкостью аналогичного сегмента мирового рынка, а потому китайские компании, ориентированные только на внутренний рынок, могут получать выгоду от эффекта масштаба и в этом тоже заключается «китайская специфика»[37].

Следует остановиться на ключевых аспектах экономической политики Китая:

1. Структура экономики. Основная задача государственных реформ – рост промышленного производства и переход от аграрной к индустриально-аграрной модели экономики, в результате чего за последние 30 лет из сельскохозяйственного в промышленного сектора перешло около 200 млн. человек[38], а доля сельского хозяйства в ВВП снизилась до 9,2%, хотя еще в 1981 г.. составляла почти 22%[39]. В результате реализации стратегии закупки, копирования и использования, разработанных в развитых странах технологий, оборудования и ноу-хау, был осуществлен скачок через несколько технологических укладов. Составной частью модернизации Китая стало развитие национального образования и науки, что обеспечивается с помощью активного государственного финансирования, создания исследовательских центров при учебных заведениях, а также налаживания взаимодействия между научными центрами и промышленностью.

2. Иностранные инвестиции. Важным направлением государственных экономических реформ в Китае стало создание специальных экономических зон, с одной стороны, с целью содействия в привлечении прямых иностранных инвестиций, новейшей техники и технологий, управленческого опыта, подготовки квалифицированных кадров, с другой стороны – для получения опыта реформ внутри страны. То есть специальные экономические зоны должны сыграть роль «окон во внешний мир», чтобы не только привлекать инвестиции и технологии из-за рубежа, но и непосредственно изучать процессы, происходящие на мировом рынке, получать достоверную информацию о тенденциях изменения конъюнктуры[40]. Сегодня в Китае действуют различные административно-экономические структуры с льготными режимами. Это, прежде всего, 5 специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай); 32 зоны экономического и технологического развития (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине и других крупных городах); 15 зон свободной торговли (Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу и т.д.); 14 зон приграничного экономического сотрудничества[41]. Одновременно с созданием специальных экономических зон был принят закон о смешанных предприятиях в этих зонах, который установил максимальное участие иностранных инвесторов в уставном капитале этих предприятий в размере 49%. Такие предприятия получают льготы в производстве внешнеэкономической деятельности и в налогообложении. Особенно стимулировалось развитие предприятий по производству высокотехнологичных продуктов[42]. Важной чертой экономической политики Китая является то, что при поощрении локализации производства и экспорта одновременно ограничивается внутреннее потребление продукции, произведенной иностранными инвесторами, большинство из которой должно быть вывезено из Китая.

3. Банковский сектор. Китайский опыт доказывает, что банковский сектор ни в коем случае не может быть отделен от тесного взаимодействия с реальным сектором экономики и правительственной экономической политики. Народный банк Китая проводит денежно-кредитную политику и является одним из правительственных механизмов регулирования экономики. При этом денежно-кредитная политика связана с бюджетной, структурной, инновационной, инвестиционной и другим направлениям государственной политики. Так, Народный банк Китая подчинен Государственному совету Китая, и все наиболее важные решения в сфере денежно-кредитной политики утверждаются именно Государственным советом КНР. Народный банк формирует денежную политику и представляет на рассмотрение Государственного совета предложения по регулированию объема денежной массы, валютного курса и процентных ставок[43]. Относительно темпов эмиссии, то это 40-50% в год, направляемой на развитие новых производств, а, следовательно, и на усиление конкуренции, что приводит к снижению цен[44]. Поэтому в Китае достаточно низкий и устойчивый уровень инфляции[45]. В отличие от подхода сторонников либерализма, которые считают, что если цены на что-то растут, то на что-то непременно снижаются, ведь объем денежной массы остается неизменным, реалии китайской экономики демонстрируют совсем противоположное – именно рост денежной массы стимулирует увеличение объемов производства и снижает цены.

4. Важным направлением государственного регулирования банковского сектора Китая является стимулирование реализации инновационных проектов и развития отдельных отраслей народного хозяйства путем создания банков развития (банков некоммерческого кредитования). Это Банк сельскохозяйственного развития, Экспортно-Импортный банк и Банк развития, к основным функциям последнего относится поддержка базовых отраслей промышленности, строительство инфраструктуры, развитие отдельных территорий. Эти банки выполняют особые функции, не интересны частному сектору, в частности, из-за их финансовой непривлекательности, но их реализация является необходимым условием развития экономики в целом.

5. Планирование (программирование) экономического развития. С 1953 по настоящее время в Китае было полностью реализовано 12 пятилетних планов социально-экономического развития. Об эффективности планирования как метода государственного регулирования экономики свидетельствует рост ВВП Китая: с 2000 по 2005 гг. – 86%[46], с 2006 по 2010 гг. – 120%, с 2010 до 2014 – 56%[47]. В этом контексте следует определить ключевые черты, присущие планированию в Китае:

1) Пятилетние программы социально-экономического развития имеют силу закона; 2) В разработке долгосрочных и среднесрочных программ важную роль играет наука. 3) Осуществление не только экономического (количественного) планирования, но и планирования социального развития, охраны окружающей среды и др.; 4) Сочетание пятилетнего (среднесрочного) и долгосрочного (15 лет) планирования; 5) Переход от директивного к индикативному, макроэкономическому, планированию; 6) Повышение важности отраслевого и регионального планирования; 7) Привлечение все большего количества участников к составлению планов социально-экономического развития[48].

Несмотря на важное место Китая в мировой экономической системе и процессы глобализации, замедление темпов роста китайской экономики и начало кризисных процессов на ее фондовом и валютном рынках могут иметь негативные последствия для всех экономик мира – как экономик развитых стран, так и экономик стран, развивающихся, а мир может войти в эпоху новых колоссальных кризисных потрясений. Конечно, утверждение, что экономика Китая будет находиться в затяжном депрессивном состоянии, является необоснованным, поскольку она имеет значительный запас прочности, а государство готово использовать жесткие меры, чтобы не допустить в дальнейшем неуправляемых процессов.

Из этого вытекает, что экономика Китая представляет собой своеобразную гибридную модель, в которой наряду с огромным частным сектором доминируют государственные банки и национальные корпорации. И все же, достигнув размера экономики, сопоставимой с крупнейшими в мире, Китай может вступить в конкуренцию в развитии и реализовывать проекты для собственных интересов. Одним из таких проектов китайского правительства выступает инициатива «Новый Шелковый Путь». Никогда в истории ни одно правительство не контролировал столько богатств, сколько сегодня контролирует Госсовет КНР. Закономерно, что рост экономической мощи вызвал желание использовать эту силу для продвижения геополитических целей. По мнению английского исследователя Р. Блеквила, сегодня Китай является самым успешной государством в использовании средств для осуществления геоэкономического давления на глобальном и региональном уровне: вместо военного и политического противостояния Пекин использует новую экономическую игру и уже добился такого глобального влияния, которое намного превышает существующую экономическую мощь Китая[49].

Успехи, достигнутые Китаем в экономическом развитии, по мнению китайского экономиста Ли Доаку, и являются вкладом КНР в стимулирование процветания мировой экономики. Исследователь утверждает, что сейчас для КНР актуальны три вопроса, которые он может достичь посредством реализации проекта «Нового Шелкового пути»: 1) уменьшение избытка торгового баланса; 2) обеспечение международной финансовой стабильности; 3) реформирование международной экономики таким образом, чтобы от этого выиграли как Китай, так и глобальная экономика[50].

В случае успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь» Китай не только расширит свои экономические связи, но и значительно усилит свое влияние в Евразии. Инициатива Шелкового пути в перспективе будет охватывать 65 стран по всему миру (Табл. 1).

 

Таблица 1. Страны, участвующие в строительстве Экономического пояса Шелкового пути

 

Регион Количество Страны
Восточная Азия   Китай, Монголия
Юго-Восточная Азия   Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Восточный Тимор
Центральная Азия   Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Средний Восток и Северная Африка   Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иордан, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, ОАЭ, Йемен
Южная Азия   Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка
Европа   Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина

Составлено по: The Belt and Road Initiative // [Electronic resource] URL: https://www.lehmanbrown.com/wp-content/uploads/2017/08/The-Belt-and-Road-Initiative.pdf (accessed: 16.10.2018)

 

Согласно подсчетам, вместе эти страны сформируют зону экономического взаимодействия, которая будет охватывать 62,3% населения всего мира, 30% мирового ВВП и 24% потребления домашних хозяйств[51]. Более того инициативы КНР не ограничиваются районами прохождения древнейших путей и «носят кооперативный характер, что открыт для любых стран наряду с региональными организациями»[52]. В теории, это способствует тому, что географические границы «Пояса и пути» становятся практически не лимитированы. Невзирая на то, что каждый из маршрутов проекта обладает своей отличной от других спецификой, все они объединяются между собой общим центром старта (Китай) и одной программной задачей, хотя и сформулированной в достаточно обобщенном виде – строительство всесторонней, многослойной, комплексной сети взаимодействия.

Зоны экономического роста в рамках китайской инициативы планируют формироваться за счет инвестирования китайского капитала в крупные инфраструктурные проекты в выше обозначенных регионах, которые традиционно испытывают недостаток финансирования в связи с капиталоемкостью, политическими и экономическими рисками. Инфраструктурные проекты должны осуществляться китайскими компаниями на основе китайского оборудования и технологий. Финансирование будет осуществляться китайскими финансовыми учреждениями на льготных условиях. Создаваемый за счет этого дополнительный спрос на китайскую продукцию позволит загрузить избыточные производственные мощности внутри Китая и создать дополнительные стимулы увеличения производства и экспорта высокотехнологичных товаров[53].

Кроме того, следует отметить, что НШП станет неким испытаниям для основных принципов, выделенных Китаем в Концепции от 28 марта 2015 года: взаимная выгода и равенство, мирное сосуществование, политика ненападения, уважение территориальной целостности и суверенитета и невмешательство во внутренние дела. То есть, при возникновении угрозы китайским инвестициям, Пекин будет вынужден прибегнуть к помощи китайских миротворцев, количество которых в ООН выросло в 20 раз за последние 18 лет. Наглядным примером является случай в Судане в 2014 году, когда китайские нефтяные инвестиции оказались под ударом ввиду конфликта в регионе и КНР направило около 800 миротворцев на охрану объектов и обеспечение безопасности[54]. Однако, после этого случая, была создана компания DeWe, которая образовала два лагеря, в которых служат китайские контрактники (без оружия) и проходят обучение лидеры корпорация, которые находятся за рубежом.

Также, рамках инициативы «Один пояс-один путь» между государствами-участниками, а также компаниями заключается Меморандум о долгосрочном сотрудничестве (или о стратегическом сотрудничестве). К примеру, такой меморандум был заключен в 2017 году между «Газпромом», «Российскими автомобильными дорогами» и China Communications Construction Company, который касается применения газа в качестве моторного топлива и создания сети газовых АЗС[55].

Следует отметить и рост китайских лобби в регионах, которые участвуют в инициативе «Один пояс- один путь». Политическая культура Китая менялась на протяжении нескольких столетий. Один из главных механизмов сотрудничества Китая является переподчинение, формирование групп интересов. КНР предоставляет блага, инвестирует, а взамен получает территорию, которую может использовать.

Таким образом, особенностью экономической системы Китая является сочетание плановых рычагов управления (директивное планирование) с рыночными:

1. Политика Китая строится на основе принципа открытости и взаимной выгоды, поэтому основным рычагом для осуществления экономической деятельности являются договоренности с партнерами на льготных условиях в рамках договоров.

2. Привлечение капитала. Китай за счет инвестирования не только влияет на политику принятия решений в регионе, но и расширяет свое влияние на территории. Китайский опыт доказывает, что также банковский сектор ни в коем случае не может быть отделен от тесного взаимодействия с реальным сектором экономики и правительственной экономической политикой.

3. Из инвестирования в проекты можно выделить также и стимулирование экспорта научно-технического опыта в другие государства, что является наиболее актуальным в рамках инициативы «Новый шелковый путь». Китай инвестирует в проекты, но на условиях использования китайского оборудования и китайских человеческих ресурсов.

4. Введение или отмена пошлин на ввоз товара. В рамках проекта НШП данная мера позволяет китайскому товару свободно передвигаться по регионам.

5. Растущие интересы за рубежом, инвестиции, работники и объекты китайской инфраструктуры, а также транспортные пути требуют охраны, однако использовать военные ресурсы не соответствуют принципам дипломатии и геополитики. Поэтому, Китай может использует миротворческий потенциал в рамках ООН, а также была создана компания DeWe, ресурсы которой также используются для обеспечения безопасности.

 


[1] Мировая экономика: Учебное пособие / Под ред. Козака Ю.Г. – К.:ЦУЛ, 2013. С. 12.

[2] Шимко П.Д. Михайлушкин А.И. Международная экономика. - М.: Высшая школа, 2002. С. 10.

[3] Сальваторе Д. Международная экономика / Пер. с англ. – М.: Ин-т внеш. экон. связей и управления, 1998. С. 53.

[4] Stolper W. F. Protection and real wages. // Review of Economic Studies. -1941. - Vol. 9. - No. 1. P. 61.

[5] Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика // Внешнеэкономический бюллетень. - 2005. - № 12. С. 4.

[6] Савельев Ю.В. Теоретические основы современной межрегиональной конкуренции (оценка вклада научных теорий) // Журнал Экономической Теории. - 2010. - № 2. С. 94.

[7] Ротбард М. Великая депрессия в Америке. – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012. С. 49.

[8] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. Л.П. Кураков. - М.: Гелиос АРВ, 1999. С. 93.

[9] Хекшер Э. Влияние внешней торговли на распределение дохода // [Электронный ресурс] URL: https://analyticalschool.org/milestones-of-economic-thought/VEHI6_Heckscher.pdf (дата обращения: 11.10.2018)

[10] Пугель Т.А., Линдер П.Х. Международная экономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. С. 69.

[11] Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: ТРГУ, 2005. С. 6.

[12] Манаков А.Г. "Новая экономическая география" и оценка ее применимости в России // Вестник Псковского государственного университета. - 2012. - № 3. С. 86.

[13] Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. - СПб: Питер, 2003. С. 118.

[14] Нежельская А.А. Динамика развития и регулирования международной торговли на рубеже веков // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - № 12 С. 398.

[15] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник М.: ИНФРА – М, 2001. С. 44.

[16] Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 112.

[17] Мелиц М. Влияние торговли на внутриотраслевое перераспределение и совокупную производительность отрасли // Экономическая школа. Альманах, том 7. – 2011. С. 93.

[18] Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы конъюнктуры. - 1925. - № 1. - С. 28-79.

[19] Пантин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. - Дубна, 2014. С. 26.

[20] Акаев А.А., Гринберг Р.С. Кондратьевские волны: Аспекты и перспективы. - Волгоград: Учитель, 2012. С. 24.

[21] Пантин В.И., Айвазов А.Э. Циклы Кондратьева и сдвиги в мировом экономическом и политическом развитии // Кондратьевские волны. - 2012. - № 1. С. 139.

[22] Маневич В.Е., Николаев Л.К., Овсиенко В.В. Модифицированная модель Тобина и анализ монетарных факторов динамических процессов в российской экономике // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 3. С. 8.

[23] Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / под общ. ред. Н. Я. Петракова. - М.: ИНФРА-М, 2008. С.7-8.

[24] Алабужев Д.С. Сравнительный анализ экономических систем // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 2. С. 72.

[25] Величко В.В. "Градуализм" как особенность политики переходной экономики Китая // Экономика и прогнозирование. - 2015 - № 4. С. 136.

[26] Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - № 4. С. 93.

[27] Сидорчик А. Бремя решения. Как Китай выбирал будущее на площади Тяньаньмэнь // [Электронный ресурс] URL: https://www.aif.ru/society/history/bremya_resheniya_kak_kitay_vybiral_buduschee_na_ploschadi_tyananmen (дата обращения: 04.11.2018)

[28] Lam W. New high-level groups threaten line between party and government // China Brief. 2014. Vol. 14. № 7. [Electronic resource] URL: https://www.jamestown.org/programs/chinabrief/single/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=42208&cHash=a7e66f0ec500912c9ef74e2efd391fdb (accessed: 04.11.2018)

[29] 我国的政治体制如何影响经济发展方式?// [Электронный ресурс] URL: https://cul.qq.com/a/20141216/033149.htm

[30] Там же

[31] 我国的政治体制如何影响经济发展方式?// [Электронный ресурс] URL: https://cul.qq.com/a/20141216/033149.htm

[32] 我国的政治体制如何影响经济发展方式?// [Электронный ресурс] URL: https://cul.qq.com/a/20141216/033149.htm

[33] 中国经济挑战的政治影响// [Электронный ресурс] URL: https://www.zhongdaonet.com/NewsInfo.aspx?id=6045

[34] Там же.

[35] Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси. - Минск: БГУ, 2002. С. 59.

[36] Юсип О.Л. Особенности организации смешанного типа экономической системы Китая // Актуальные проблемы государственного управления. - 2016. - № 2. С. 3.

[37] Калашникова И.В., Юйсянь Ли Государственное регулирование экономики Китая // Вестник ТОГУ. - 2013. - № 3. С. 217.

[38] Устиян И. Об экономической реформе в Китае: экономико-аналитический и информационный аспект. – Chişinău: Изд-во МЭА, 2005. С. 46.

[39] Сунь Далинь. Экономические реформы в Китае // Научный обозреватель. - 2013. - № 11. С. 30.

[40] Васильева Е. А. Внешнеэкономическая «политика открытости» Китайской Народной Республики в оценках отечественных исследователей 70–90 х гг. ХХ в. 2012

[41] Го Шухун, Паныпин Б.Н., Зубарев А.Е., Иванченко С.Н., Калашникова И.А., Коуров В.Ф. Свободные экономические зоны и территории опережающего <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: