Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине




Экзаменационные вопросы.

1.

2. Назовите признаки, отличаюшие генеративные клетки вольвокс от соматических клеток.

3. Охарактеризуйте строение жгутиков.

4. Назовите животных со жгутиковой формой организации, для которых характерно половое размножение.

5. Объясните, в чем биологический смысл конъюгации.

6. Назовите типы экструсом инфузорий.

7. Назовите функции макронуклеуса и микронуклеуса у инфузорий.

8. Назовите компоненты клетки простейших. Назовите типы симметрии простейших.

9. Укажите, по каким деталям строения амебы можно отличить пресноводные виды от обитателей соленых водоемов.

10. Назовите функции, выпоняемые микротрубочками.

11. Назовите органеллы питания амеб.

12. Назовите роль корненожек в биогеоценозах.

13. Назовите процессы в цитоплазме, сопровождающие ее перемещение в теле амеб.

14. Назовите отличия споровиков от жгутиконосцев.

15. Объясните, что такое эндодиогения, у каких животных она встречается.

16. Назовите, какие типы клеток входят в состав мезохила губок.

17. Перечислите способы бесполого размножения губок.

18. Назовите, чем отличается целобластула от амфибластулы.

19. Укажите, какую функцию выполняют лофоциты в организме губок.

20. Перечислите признаки строения губок, которые свидетельствуют об их примитивности.

21. Опишите строение стеклянных губок.

22. Назовите пресноводные и морские губки.

23. Назовите морфоэкологические формы, характерные для книдарий.

24. Назовите признаки, по которым выделены подтипы в типе книдарий.

25. Объясните, как питаются гидры.

26. Опишите строение книдоцита, типы книд и их функции.

27. Объясните механизм работы стрекательных клеток.

28. Опишите строение эпидермиса и гастродермиса гидры. Перидерма и ее функции.

29. Назовите признаки, отличающие обелию от гидры.

30. Назовите признаки строения обелии, свитетельствущие о полиморфизме колонии. Назовите типы гаструляции, характерные для стрекающих животных.

31. Отличительные признаки строения актинии и гидры.

32. Объясните, что такое ропалий.

33. Назовите, какие медузы в цикле своего развития не имеют паренхимул.

34. Перечислите признаки строения, которые свидетельствуют о большей прогрессивности книдарий по сравнению с губками.

35. Назовите отличительные признаки строения шестилучевых и восьмилучевых коралловых полипов.

36. Опишите строение гастральной системы полипов и медуз.

37. Назовите типы ветвления колоний стрекающих.

38. Назовите отличительные признаки строения полиморфных колоний обелии и сифонофор.

39. Опишите строение нервной системы медуз и полипов.

40. Назовите признаки, объединяющие всех плоских червей в один тип.

41. Назовите признаки в строении ресничных червей, свидельствующие о том, что это свободноживущие животные.

42. Назовите органы чувств, характерные для турбеллярий.

43. Охарактеризуйте строение протонефридия.

44. Перечислите черты сходства трематод и турбеллярий.

45. Назовите черты в физиологии трематод, которые указывают на узкую специализацию к паразитизму.

46. Опишите строение покровов ленточных червей.

47. Назовите, какие личинки у трематод и цестод не питаются, а живут за счет использования питательных веществ, запасенных на предшествующих стадиях.

48. Объясните значение термина «стробиляция».

49. Укажите, чем отличается строение процеркоида от плероцеркоида лентеца широкого.

50. Назовите, какие виды цестод развиваются без промежуточного хозяина.

51. Классификация первичнополостных червей.

52. Объясните, чем нематоды отличаются от плоских червей.

53. Назовите, какие виды нематод паразитируют в тканях растений.

54. Объясните, чем нематоды, обитающие в тканях растений, отличаются от нематод, паразитирующих внутри человека и домашних животных.

55. Объясните значение фагоцитарных клеток.

56. Объясните, что такое бульбус.

57. Объясните, чем отличается жизненный цикл человеческой аскариды от жизненного цикла детской острицы.

58. Объясните, как образовалась полость тела круглых червей.

59. Назовите, какие органы чувств известны у нематод.

60. Назовите, какие прогрессивные черты строения появились у полихет в процессе эволюции.

61. Укажите, чем отличается метамерия полихет от метамерии цестод.

62. Назовите функции нотоподия полихет.

63. Объясните, с чем связано разнообразие органов выделения у полихет.

64. Объясните, чем отличается полость тела полихет от полости тела круглых червей.

65. Объясните значение термина «диссепимент». Двойственность сегментации полихет. Назовите функции усиков параподий. Объясните термин «цефализация».

66. Назовите функции целома полихет.

67. Укажите отличие в строении нервной системы полихет и круглых червей.

68. Укажите отличия во внешнем строении полихет и олигохет. Укажите отличия во внешнем строении олигохет и пиявок.

69. Объясните, в чем причина сезонных вертикальных миграций дождевых червей.

70. Опишите строение полости тела медицинской пиявки и дождевого червя.

71. Укажите отличия в строении метанефридиев дождевого червя и пиявки.

72. Объясните функцию хлорагогенной и ботриоидной ткани.

73. Объясните, какие функции выполняют зоб, мускулистый желудок олигохет.

74. Как особенности внешнего строения пиявки отражаются на строении нервной системы.

75. Укажите отличие в строении половой системы пиявок и половой системы олигохет.

76. Назовите признаки, положенные в основу выделения подкласса Archihirudinae.

77. Назовите отличительные признаки в строении водных и наземных олигохет.

78. Назовите прогрессивные черты организации, которые преобретают моллюски в процессе эволюции.

79. Назовите адаптивные признаки к водной среде в строении моллюсков.

80. Назовите функции, которые выполняют осфрадии.

81. Покровы тела моллюсков.

82. Органы дыхания моллюсков – обитателей водоемов.

83. Назовите, какую функцию выполняет белковая железа.

84. Назовите, какую роль выполняют пальчатые железы.

85. Объясните, что такое целомодукты.

86. Назовите типы нервной системы брюхоногих моллюсков.

87. Ганглии нервной системы брюхоногих моллюсков, органы, иннервируемые ими.

88. Особенности строения нервной системы виноградной улитки.

89. Назовите известных вам моллюсков: переднежаберных, заднежаберных, легочных. Их значение в жизни природы и человека.

90. Назовите пластинчатожаберных моллюсков, населяющих водоемы московской области

91. Назовите черты сходства моллюсков и кольчатых червей.

92. Объясните, как передвигаются головоногие моллюски.

93. Назовите функцию биссусовой железы.

94. Укажите отличие в питании беззубки и виноградной улитки.

95. Опишите строение жабр первичножаберных и жаберных моллюсков.

96. Объясните, почему головоногих моллюсков многие ученые считают самыми высокоорганизованными среди беспозвоночных животных.

97. Назовите приспособления головоногих моллюсков к обитанию на больших морских глубинах в условиях низкой освещенности.

98. Назовите адаптивные черты организации моллюсков – фильтраторов к способу питания.

99. Назовите адаптивные черты организации моллюсков – хищников к питанию.

100.

101. Укажите, какие придатки на головном отделе речного рака по происхождению не являются конечностями. Назовите конечности и придатки речного рака, которые входят в состав «хвостового плавника».

102. Назовите функции, которые выполняет карапакс.

103. Объясните, имеется ли связь в топографии сердца и органа дыхания речного рака.

104. Укажите, какое происхождение имеет антеннальная железа речного рака.

105. Укажите, отличие в строении нервных узлов грудного и брюшного отдела речного рака.

106. Покровы ракообразных и их происхождение.

107. Назовите личинок ракообразных.

108. В недалеком прошлом всех ракообразных делили на два подкласса: низшие и высшие. Почему объединение в один подкласс низших раков оказалось искусственным, а высших нет.

109. Назовите отличительные признаки во внешнем строении щитня и дафнии.

110. На основании каких признаков внешнего строения можно отличить циклопа от дафнии.

111. Укажите, какие признаки в строении морской уточки свидетельствуют о прикрепленном образе жизни.

112. Укажите, какие особенности строения позволяют отнести представителей усоногих к ракообразным.

113. Назовите ракообразных, населяющих водоемы средней полосы России.

114. Назовите классы (или отряды) ракообразных, представители которых обитают исключительно в морях.

115. Укажите черты сходства и отличия внешнего строения губоногих и двупарноногих многоножек.

116. Укажите отличие личинки и взрослой стадии многоножек.

117. Опишите, какие изменения произошли в строении конечности при преобразовании ее в ногочелюсть.

118. Назовите изменения в морфологии тела и конечностей у членистоногих в процессе эволюции.

119. Назовите функции преобразованных конечностей у многоножек.

120. Сегментарный состав тела симфил, паруропод, диплопод и хилопод.

121. Укажите адаптивные признаки в строении губоногих многоножек к хищному образу жизни.

122. Укажите адаптивные признаки во внешнем строении многоножек к наземному образу жизни.

123. Перечислите признаки во внешнем строении многоножек, отличающие их от ракообразных.

124. Назовите отличительные признаки во внешнем строении насекомых и многоножек.

125. Назовите черты сходства во внешнем строении насекомых и многоножек.

126. Назовите черты различия в строении ротового аппарата таракана и губоногой многоножки.

127. Укажите, имеются ли сходные признаки в строении ротовых аппаратов насекомых и многоножек.

128. Объясните, может ли меняться тип ротового аппарата у насекомых при превращении личинки во взрослую стадию.

129. Укажите отличия в строении ротового аппарата таракана и бабочки.

130. Укажите отличительные признаки в строении ротового аппарата клопа и комара.

131. Укажите, какие части ротового аппарата у комара превратились в колющие стилеты.

132. Объясните, почему ротовой аппарат пчелы (шмеля) относят к лакающему типу.

133. Назовите адаптивные признаки во внешнем строении насекомых к наземному образу жизни.

134. Назовите, какие функции выполняют слюнные железы, жировое тело и нейрогормоны насекомых.

135. Назовите, какие способы размножения встречаются у насекомых.

136. Укажите отличия в пищеварительной системе таракана и кивсяка.

137. Укажите отличия в строении половой системы насекомых и многоножек.

138. Укажите отличия выделительной системы насекомых и выделительной системы ракообразных.

139. Укажите, чем отличается кровеносная система насекомых и ракообразных.

140. Отличаются ли функционально личинки насекомых и науплии ракообразных.

141. Опишите пищевые цепи и пищевые режимы насекомых.

142. Объясните, в чем биологический смысл появления стадии куколки в постэмбриональном развитии насекомых.

143. Объясните, какую роль играют водные личинки насекомых в пищевых цепях водных экосистем.

144. Перечислите теории происхождения крыльев у насекомых. Какая из теорий, по вашему мнению, является наиболее достоверной.

145. Перечислите элементы внешнего строения, которые использованы

146. для выделения отрядов внутри класса насекомых.

147. Укажите, соответствуют ли личинки насекомых личинкам многоножек.

148. Назовите морфологические особенности в строении насекомых, которые являются определяющими при выделении отрядов.

149. Перечислите отряды насекомых, в жизненном цикле которых имеются хищные личинки – наяды, нимфы.

150. Назовите, какой из трех изученных классов (скорпионы, пауки, клещи) является наиболее примитивным (древним) в эволюционном плане и почему.

151. Назовите функции гребневидных придатков скорпионов.

152. Опишите строение коксальных желез. В каком виде выводятся продукты обмена.

153. Укажите, в каком отделе пищеварительной системы пауков переваривается и всасывается пища.

154. Назовите, какие приспособления возникли у хелицеровых в процессе эволюции для сухопутного образа жизни.

155. Укажите, в чем сходство клешней педипальп скорпионов и речного рака.

156. Укажите отличие внешнего строения фаланг от скорпионов.

157. Назовите сегментарный состав тела скорпиона, псевдоскорпиона, сенокосца, жгутоногих.

158.

159.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: