Соборы: инвестиции на века?




Не надо забывать, что кроме очевидной символической и религиозной роли, которую я, конечно, не хочу преуменьшать, соборы играли и важную экономическую роль. Привлечение денежных потоков всегда важно и выгодно, как это подтверждается сегодня примером Диснейленда. В те времена это делали путём привлечения паломников, которые играли ту же экономическую роль, что и туристы в наше время. Строительство самого красивого собора в округе было самым лучшим способом привлечь паломников. А иначе, зачем было обществу строить соборы, рассчитанные на такое количество людей, которое в два-три раза превышало всё население города?

Но особенно интересно то, что Соборы строили на века, с тем, чтобы они обеспечивали приток денег в данном обществе в очень отдалённой перспективе. Так создавалось благосостояние для вас и ваших потомков в тринадцати поколениях! Это доказывается тем, что это всё ещё работает и сегодня. Например, в Шартрезе большая часть городских предприятий живёт за счёт туристов, приезжающих посмотреть на собор спустя восемьсот лет после завершения его строительства.

Любопытно, как долго будет выполнять свою экономическую функцию Диснейленд…

Как перестала играть музыка

Важно отметить, что все эти позитивные эволюционные тенденции достигли своей кульминации около 1300 года, после чего последовал внезапный спад и регрессия, продолжавшиеся несколько веков. Европейская музыка эпохи Первого Ренессанса в Центральный период Средневековья очень быстро исчезла.

Откат 1300 года

Точно так же, как в случае с шумерами (глава 2 той же книги Б. Лиетара), становление централизованного имперского королевства совпадает с жесткими репрессиями против женщин в обществе. Логика такой взаимосвязи, возможно, определяется тем, что мужчинам легче подчиняться авторитарному королю тогда, когда они сами могут быть "королями в собственном доме". Поэтому, когда церковь укрепила институт "королевской власти божественного происхождения", она напрямую связала светскую и военную власть с "естественным" доминированием в ней мужского архетипа. Пользуясь архетипической терминологией, можно сказать, что тем самым была установлена институциональная связь между Королем, Воином и Магом — тремя архетипами Ян.

Любопытным ранним предвестником этого явления стала судьба, постигшая Куртуазную литературу и культ Чёрных Мадонн. Один немецкий учёный отмечает: "Одновременно с географическим распространением куртуазной культуры после 1100 года по всей Европе, начавшись с Франции, распространился и культ Чёрной Мадонны... Примечательно, что Куртуазная литература и ваяние первых скульптур Чёрной Мадонны достигли своего расцвета, а затем исчезли одновременно... В 1277 году церковь официально осудила Куртуазную литературу. Поэты, воспевавшие Изысканную Любовь, были отлучены от церкви как "прислужники Сатаны". Вместе с осуждением эротической куртуазной литературы происходила замена первых изваяний Чёрных Мадонн, выполненных в строгом романском стиле в образе готских женщин и идеальных матерей, сладко улыбающимися белыми Мадоннами. Многих Чёрных Мадонн стали перекрашивать в телесные тона, и (мантильи зелёного цвета) переделывали в голубые вуали, или же их статуи просто выбрасывали и зарывали в землю, их часовни закрывали или оставляли без применения... Романская Чёрная Мадонна, величественно восседавшая на Своем троне, была культовой фигурой, зеркально отражавшей роль женщины в обществе, а, значит, и такую по своей природе Любовь, какую это общество принимало".[164]

Одновременно постепенно урезались социальные и юридические права женщин: "Руководящая роль женщин-аббатис в двойных монастырях была уменьшена. Обряд причащения стал делом исключительно мужчин-священников... Роль женщин, которые ранее были относительно свободны и могли становиться поэтами, врачами и руководить гильдиями, постепенно сводилась к функции предмета обмена в браке, женщин стали презирать, как демонических искусительниц и ценили лишь за их способность производить наследников".[165] Поначалу такие изменения натолкнулись на сильное сопротивление даже со стороны духовенства. "Когда были урезаны права женщин на образование, и когда, в конце концов, даже монахинь стали ограничивать в их праве на обучение, сформировалось движение "Beguines", которое отказалось давать религиозный обет, что позволило им продолжать обучение женщин и девушек. Но в 1312 году собственность этой организации была конфискована, её права урезаны, и против неё выступила Инквизиция".[166]

Появление ещё одного признака переходак патриарахальной модели можно разглядеть почти точно в 1300 году. Одновременно с появлением моды вводятся новые законы, регулирующие её. "Некоторые законы были предназначены специально для женщин. Это были "законы о регулировании расходов", действовавшие в Европе примерно с 1300 года. Законы были направлены против потенциальных трат на проведение пышных церемоний (свадьбы и похороны) и на дорогостоящие наряды. Теоретически это относилось и к мужчинам, и к женщинам, но по существу было направлено против последних".[167]

Обнаруживается ещё одно новое направление в мышлении — новая интерпретация обществом роли груди, особого символа женского архетипа.

В Центральный период Средних веков грудь женщины не считалась чем-то "особенным". Её не прятали, хотя и выставляли напоказ не больше, чем мужскую грудь. В XIV веке (начиная с Италии) в моду вошло изображение груди многочисленных " Madonna del Latte" и Девы Марии, кормящей младенца, как символа святости. Но это оказалось всего лишь переходным этапом. В течение XV века, вопреки героическим усилиям духовенства, в конечном счёте проигравшего эту битву, утвердился новый взгляд на женскую грудь, которая теперь утратила роль символа святости и превратилась в важный эротический "объект". Эта роль сохранилась практически до сегодняшнего дня. Дразнящую женскую грудь стали изображать в "коммерческих" целях: чтобы продать (преимущественно мужчинам) чуть ли не всё: от революций (Марианна) до сберегательных облигаций периода Гражданской войны в Америке, от пива и голубых джинсов до автомобилей.

Мэрилин Ялом подводит итоги этого процесса перепрограммирования следующим образом: "Все более в искусстве и литературе грудь принадлежала не младенцу или церкви, а земным мужчинам, которые видели в ней только стимулятор возникновения желания".[168]

Откат к патриархату начался примерно в конце XIII века и продолжался на протяжении почти шести веков, а со временем это движение назад стало даже более интенсивным, как видно из примера с урезанными правами женщин на труд и на свободу. До середины XX века большинство женщин на Западе не имели даже права открыть собственный банковский счёт "без согласия супруга", ситуация, которую Элеонора Аквитанская нашла бы смехотворной и немыслимой.

Ниже будут показаны коллективные эмоциональные последствия этого отката назад, к подавлению женщины, а пока обсудим материальные аспекты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: