Уникальность по 13 направлениям




Жак Хайнен[31] проанализировал изображения сотен Чёрных Мадонн и составил описание так называемой истинной Чёрной Мадонны, которая имеет 13 характерных черт. Статуи, которые датируются поздним периодом, копируют только некоторые из оригинальных черт. 13 черт — следующие:

- История оригинальных святилищ Чёрной Мадонны всегда имела связь с Бенедиктинцами, цистерианским или тамплиерским орденами. Эти три ордена имели по меньшей мере одну хорошо документированную связь. Св. Бернар реформировал орден Бенедектина, создав цистерианский орден, и был автором "Правил храма".

- Все они датируются одним и тем же периодом (X–XIII века). "Ни одна оригинальная Чёрная Мадонна не датируется позже XIII века".

- С небольшой долей ошибки все они одного размера, около 70 см высотой и с основанием 30х30 см. Что ещё более удивительно, размеры тела Матери колеблются между 63 и 68 см, что, согласно Бонвину, есть точная приближённость к святой египетской "Coudee" высотой 63,5666 см.[32] Нет другого примера в романской искусстве, где размер был бы настолько стандартизирован; это нехарактерно для распятий, статуй "нормальных" Дев или других святых.

- Хотя все Чёрные Мадонны — очень маленькие объекты, "они, кажется, были сделаны по одним специфическим стандартам". Они всегда представлены "Девственницей в величии", где сидящая Мать и Ребёнок смотрят в одну точку в далёкой перспективе. Лик Девственницы с восточным налётом выражает священную строгость, который контрастирует с типичными романскими Девственницами, представляющих женщин этой области. Лицо Девственницы вырезано более тщательно, чем лицо Ребёнка, и этим подчеркивается большая важность фигуры Матери, нежели Ребёнка. В случаях, когда оригинальное многоцветие всё еще заметно, облачения всегда в трёх изначальных цветах: белом, красном и зелёном. Иногда целиком или частью статуя покрыта драгоценными металлами: серебром и золотом.

- Скульптура всегда неизменно размещается в месте дохристианского культа кельтской или другой языческой Матери Богини. Даже когда целый собор строился для Неё, она всегда хранилась в склепе[33] под собором.

- Святилища часто располагались возле святых источников или колодцев, или же возле камней -оисторических культов.

- Скульптура часто была вырезана из фруктового дерева или драгоценного кедра, что также было не типичным для того периода. Оба эти дерева имели важный символизм (хотя довольно спрятанный, поскольку дерево не было видно под многоцветной покраской). Символизм фруктового дерева очевиден; кедр был более пророческим деревом в Египте, связанным с легендой Исида-Осирис, фруктовое же дерево связано со смертью — возрождением и творческими силами.[34]

- Статуя всегда располагалась на пути паломников, дорога вела либо к самому святилищу, либо к основному пилигримскому пути Средних веков в Сантьяго де Компостела. Сантьяго – самая западная страна континентальной Европы, которая рассматривалась как святая область даже до христианства. Это — "FinisTerrae", конец мира. FinisTerrae также отделяет Сантьяго от моря, где встречаются символически четыре космических элемента: земля, вода, воздух и огонь заходящего солнца.

- Легенда, связанная со статуей, обычно имеет ясный восточный элемент: крестоносец, принесший статую с востока, пилигримы на святую землю, спасённые, разбуженные Ею, и т.д. В некоторых случаях даже имя Её ясно. Во время Французской революции Чёрная Мадонна города Чартес была сожжена под лозунгом "смерть египтянке". Та же кличка "египтянка" приписана Чёрной Мадонне Меймака, статуе, датированной XII веком.[35]

- Легенды всегда ссылаются на чудеса, которые Она совершает. Например, спасённые жизни трёх крестоносцев или трёх заключённых в Египте или трёх моряков. Она часто имеет репутацию умеющей воскрешать детей, рождённых мертвыми, по крайне мере на время, необходимое для их крещения. Она также может помочь бесплодным женщинам стать матерями, а беременным — иметь здоровых детей.

- Она сидит в прямом кресле, называемом кафедрой (от греческого kathedra, также являющегося основой слова cathedral – собор). Это кресло — точная копия прямого кресла, которое идентифицируется в Египте с Исидой, и оно дало этим Девственницам титул "Место мудрости, один из главных титулов Исиды".[36]

- Официальный титул, прилагаемый к этой статуе — Альма Матер "Благородная Мать", титул, которым американцы называют университеты, в которым они учились.

- И последнее. Лицо Девственницы всегда и Её руки почти всегда — чёрные, таким образом, оправдывается Её имя – "Чёрная Мадонна".

Почему она чёрная?

Наиболее удивительная черта Чёрной Мадонны — разумеется, её чёрный цвет.

Эта чёрнота систематически уменьшалась римской церковью. До сегодняшнего дня церковь пыталась объяснить черноту как случайную, как результат дыма от свечей. Но если лицо и руки Девственницы и Ребёнка были изначально чёрными, почему их многоцветная одежда не была также обесцвечена, и почему аналогичный процесс не случился с другими статуями того же периода?[37] В ряду исторически доказанных случаев священники, подвластные Риму, перекрасили лицо и руки святыни в белый цвет.[38] Пауль Бонвин перечисляет среди таких прямых перекрасок случаи Мадонн Чапс (Аллиер), Лимокс (Ауде), Лаурие (Кантал), Авиот (Меус), Чайлоу (Пуй-де-Доме), Тоурнус (Сане-ет Лоре).[39] Немецкий автор Урсула Кроль описывает картину перед реставрацией Чёрной Мадонны из Тонгерена (Бельгия), которая была перекрашена в белый цвет лишь в 1990 году. Когда она спросила, почему статуя изменена, то получила ответ, что просто она "более прекрасна в этом виде".[40] С нашей архетипической перспективы сам факт, что такие сильные противоречия возникли вокруг цвета статуи Мадонны, является знаком эмоционального (и потому архетипического) требования.

Почему чернота должна что-то значить?

Здесь наши исследования значения Чёрной Мадонны разбиваются на три пути, и все три противоречат установившейся точке зрения римской церкви.

1. Древние чёрные богини были теми, кто представлял силу и могущество Женщины, но не как супруги или мило-послушного женского влияния. Среди хорошо известных — индуистская Кали (буквально — "чёрная" на санскрите), Чёрная Анат из пантеона в восточной части Средиземноморья или Чёрная Аннис с Британских островов. Общее между ними то, что они представляют женское начало в виде Воина, способного использовать силу разрушения. Некоторые детали каждой иллюстрируют эту точку зрения.[41]

Кали — наиболее мощная форма Деви, первобытной женской силы в пантеоне хинди. На западный взгляд, она может быть ужасной, потому что трансформирует жизнь в танец смерти. Её язык выступает из её чёрного лица, её руки держат мощное оружие, а её ожерелье и серьги сделаны из нескольких голов. Многие мифы рассказывают, насколько энергия Кали может быть неконтролируема, как только отпущена на свободу.

Анат, называемая также Анит и Аната, наиболее властная богиня Угаритской традиции. "Мать наций" — она была повсюду призываема, как мощный Воин Среднего Востока. Даже древние евреи призывали её на битву.

Чёрная Аннис, британская форма Уэльской Cailleach, которая жила в пещере в Аргилле. Она появлялась среди ветвей старого подстриженного дуба, последнего остатка огромного леса, который рос из расщелин возле её пещеры. Она была тёмной стороной Нежной Анни из сказок, которая приносила хорошую погоду и урожай, что могло быть уничтожено Аннис.

Можно представить себе с патриархальной точки зрения, что это не было комфортным — жить с силой любой из этих богинь.

Архетипический характер самой черноты иллюстрирован его значением во многих различных культурах.

Чернота как архетип

"Темнота внутри темноты.
Выход для понимания всего".

Лао Цзы[42]

Просматривая некоторые прецеденты вне западной культуры, можно оценить архетипическую значимость чёрного цвета.

Для китайцев Инь — чёрное. Также в индуизме, чёрное — цвет первобытного дела Prakriti и Chaos (означает "становится неопределенным"). Наиболее священным местом для австралийских аборигенов является Айрес Рок, где Богиня Луны отдыхает в пещере, которую они видят как тёмную Мать изобилия и снов. В Мексике ацтекской Великой Матери Богине Тонантзин поклонялись в Тепеюасе, месте, отмеченном большим отполированным чёрным камнем, том самом месте, где позже скромному индейцу Хуану Диего привидится темнокожая Девственница из Гваделупы, просящая построить здесь христианский храм.

Бразильская богиня морей и мать земли Йеманья — чёрная. Такая же Сара — Великая Мать цыган.

Старейшим идолом Хедьяза (сегодня — Мекка, Саудовская Аравия) был чёрный метеор, называемый Kaaba (буквально "достигшая брачного возраста, готовая родить"). Он был успешно ассоциирован с Венерой у римлян, Анахитой у византийцев и даже с Марией у арабских христиан. Мохаммед избавился от всех идолов, но не тронул сам камень. Вместо этого он интегрировал Kaaba в исламские ритуалы и сохранил священную пятницу.

В храме Дианы в Эфесе, одном из семи чудес древнего мира, почитали полностью чёрную статую Богини. Именно в этом городе, предполагается, жила Мария после смерти Христа, и Её Вознесение произошло в месте, названном karatchalti (буквально "чёрный камень").

Лилит, первая Ева, которую отверг Адам, потому что, согласно традиции, она "хотела быть сверху во время сношения", упоминается в Библии только раз в апокалиптическом заклинании (Исаак 34:14). Но Зохар и Талмуд тщательно разбирают ее чёрный цвет и предупреждают против позволения ей влиять на поведение на супружеском ложе.

Эрих Нойманн заключил: "Великая Мать остается верной своей особой, вечной и загадочной темноте, в которой она — центр загадки существования"[43].

2. Второй аспект, раздражающий патриархальную систему, — разнузданная сексуальность Великой Чёрной Богини. Сексуальность и тёмное чрево Матери Земли уже были связаны в пещере палеолита, как мы видели в случае с Великой Матерью из Лаузеле (глава 2 этой же книги Лиетара).

Несколько знаменитых мифов говорят, каким неконтролируемым может быть танец Кали. Однажды она танцевала с Шивой, богом танца. Танец становился все более диким, пока не показалось, что мир рассыпается на куски потому, что их танец продолжался вне мировой реальности.

История Анат ещё более ясна. Анат, непобедимый воин, была мощна в сексуальном отношении. Она, говорили, никогда не теряла девственности, несмотря на свою бесстыдную беспорядочность. Например, она выступила с инициативой соединиться с богом Баалом 77 раз в одну встречу.

Поскольку женская сексуальность ассоциируется с плодородием земли, это не могло быть приятным для церкви, официально склонной к обету безбрачия.

3. Третий аспект объясняет, как ряд христианских монашеских общин мог быть вовлечён в культ поклонения Чёрной Мадонне, несмотря на всё сказанное выше. В Средние века инициация и тайное знание были важными измерениями культуры и играли важную роль, которую трудно себе представить сегодня. Например, каждая устоявшаяся гильдия (пекари, маляры, строители кораблей, даже шляпочники) имели формальные инициативные материалы и "секреты профессии", за публичное разглашение которых полагалась смерть. То же самое верно в передаче интеллектуального знания. Представление Пифагора в Тумпанум в Чартресе доказывает, что тайная традиция Пифагора была частью школы в Чартресе в XII веке. Великие усилия были приложены, чтобы сделать язык передачи знаний закрытым для не допущенных к инициации. Например, наиболее важные тексты, написанные Трубадуром о куртуазной любви содержат кодированную тайную информацию, не одобряемую папским Римом.[44] Этот факт объясняет ужасный крестовый поход против катаров, развязанный церковью в XIII веке. Также недавно обнаружено, что известные гобелены "Dame a' la Licorne", находящиеся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, переполнены эзотерическим растительным символизмом.[45]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: