ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ




План:

1.

Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе КРО осуществляется на основе следующих принципов:

ƒ Усиления практической направленности изучаемого материала;

ƒ Выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

ƒ Опоры на жизненный опыт учащегося;

ƒ Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

ƒ Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;

ƒ Введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.

Составной частью КР УВП является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др.

КРО осуществляется на всех уроках. Технология включает информационный и управленческий компоненты. Информационный компонент технологии обучения предполагает определение объема и состава информации, отбор и ее компоновку, свертывание и развертывание, выделение основных информационных единиц и введение их в учебный процесс, установление зависимости между основным понятием, которое должно быть усвоено, и вспомогательными знаниями (научными фактами, экспериментальными данными, практическими сведениями и т.д.); адаптацию учебного содержания к возрасту и возможностям детей, а также к целям.

Способы трансляции учебной информации, содержание педагогических действий, контакты учителя с учащимися при решении учебной проблемы, реализация обратной связи, прогнозирование своих действий и реакций на них учеников, педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе – все это необходимые характеристики управленческого компонента технологии обучения.

Важнейшим научным основанием организации и осуществления КРО является особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность только тогда продуктивна для ребенка, когда он выступает ее субъектом. Основу учебной деятельности составляют субъект-субъектные отношения. Предметом учебной деятельности является сам ученик, его изменения, а не учебная информация.

Источником деятельности является мотив, который выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Благодаря мотиву деятельность становится ориентированной на значительно большее. Она затрагивает сознание и чувства человека, становится источником смыслообразования.

Мотив в свою очередь реализуется через постановку и достижение определенной цели. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Возникновение целей, их выявление, определение, осознание называется целеполаганием. КРО не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности.

Принятие учеником учебной цели и актуализация ее для себя возможны, если цель эмоционально заряжена. Эмоциональная заряженность учебных целей – одно из определенных условий успеха КРД.

7. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕНСИРУЮЩЕМ КЛАССЕ.

Организация учебного процесса предполагает каждым учащимся выбор индивидуальной образовательной траектории. При прохождении индивидуального маршрута ученик затрачивает нужное ему время, педагог выбирает наиболее подходящие для его стиля мышления и деятельности, средства обучения. Он также может выбрать для ученика методическое указание или инструкцию, по которым ученик работает согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.

Специфика организации учебного процесса школы надомного обучения такова, что дети часто болеют, проходят плановые курсы лечения, медицинскую реабилитацию на курортах и в санаториях. Поэтому часто приходится «догонять» пропущенный учебный материал. С целью оптимизации учебного процесса, выполнения программы по предмету, формирования умения планировать учащимися свою самостоятельную познавательную деятельность, формулировать ее цели, были предложены к использованию индивидуальные обучающие программы. Индивидуальные обучающие программы рекомендуется использовать при организации учебной деятельности учащихся 7-11 классов. Для решения тех же учебных задач, что и индивидуальные обучающие программы, в учебном процессе используется новая форма учебных занятий – уроки-консультации. Они являются одним из эффективных методов индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Если индивидуальные обучающие программы применяются на этапе изучения нового учебного материала, то уроки-консультации являются одним из способов организации учебной деятельности на этапах закрепления, повторения и обобщения ранее изученного. Эти уроки требуют тщательной подготовки, подробного планирования деятельности учащегося по усвоению, закреплению и повторению материала. Назначение уроков-консультаций - формирование у ученика навыков самостоятельного повторения и обобщения. Уроки-консультации рекомендуется применять при обучении учащихся 9-11 классов.

Различные виды самостоятельных работ, индивидуальные обучающие программы, уроки-консультации – эффективные формы обучения именно в школе надомного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их использование способствует развитию не только учебных навыков, но и развитию личностных качеств учащихся, особенно самостоятельности. Все предложенные в рамках технологии формы и методы обучения способствуют решению задачи их социально-педагогической адаптации. Они учитывают индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности психические развития и заболевания.

Формирование коммуникативных навыков происходит непосредственно во взаимодействии учителя и ученика. Предпосылкой успешности обучения выступают хорошие человеческие взаимоотношения между педагогом и учащимся. Во многих случаях негативно окрашенное педагогическое взаимодействие затрудняет процесс социально-педагогической адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, конструктивные взаимодействия на уроках создают реальные предпосылки повышения интереса учащегося к самому себе, способствует снятию комплекса неполноценности, способствует проявлению различных видов активности: познавательной, социальной и т.д.

Для решения задачи развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями важным является организация их научно-исследовательской деятельности. Потенциал научноисследовательской деятельности в развитии личности учащихся неоценим

Использование компьютерных технологий обучения в условиях школы является жизненной необходимостью. Ведь в школе обучаются дети и с диагнозом ДЦП. Дети с данным диагнозом – это особая категория учащихся, так как у них нарушена структура чувственного познания, различные виды перцептивных, гностических действий. Ощущение собственной неполноценности из-за многогранных поражений, в частности нарушений движений и речи, обуславливающих изолированность ребенка с ДЦП, оказывает психотравмирующее воздействие на становление и формирование его личности.

Для эффективного использования компьютерных технологий в учебном процессе необходимым условием является владение педагогом знаниями в этой области, но и этого не достаточно. Очень важным является и общая педагогическая подготовка учителя, его научно-методический уровень. Ведь только в сочетании с педагогическими приемами и методами, использование информационных технологий в учебном процессе будет эффективным.

Серьезные проблемы возникают при изучении математики, дети инвалиды по многим объективным причинам имеют недостаточную математическую подготовку, поэтому отличительной чертой таких учащихся является слабое развитие у них мыслительной деятельности, быстрая утомляемость, низкий уровень продуктивной деятельности, плохая память. Содержание учебного материала оказывается для них труднодоступным. Что делать, чтобы повысить уровень продуктивной деятельности на уроках? Как сделать ученика активным участником учебного процесса? Одним из методов решения этой проблемы является использование коррекционно-развивающих упражнений по развитию памяти, внимания и мышления на уроках математики, на внеклассных занятиях по математике. Коррекционно-развивающие упражнения можно проводить на любом этапе урока. Комплекс коррекционно-развивающих упражнений поможет учителю, не теряя время, подобрать необходимые задания в соответствии с изучаемой темой и возрастом ребенка.

Таким образом, самостоятельная познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения способствует более успешному их умственному и личностному развитию, адекватности их самооценки, активизации самосознания личности. Такая технология обучения способствует более успешному развитию и саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ЗПР, которая является залогом успешной социально-педагогической адаптации и интеграции в общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: