Тема 1.2
ЛЕКЦИЯ № 7-10
Тема: «Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения»
Л.7. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
Л.8. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.
Л.9. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения.
Л.10. Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения.
Лекция 7.
ВИДЫОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
План:
1. Понятие и характер дизонтогенеза.
2. Виды дизонтогенеза.
3. Причины отклонений.
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, Б.П. Пузанов и В.А. Лапшин, О.Н. Усанова).
Наибольший интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза – различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:
|
• Особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем).
• Времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития.
• Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушения слуха, зрения и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития.
• Межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые грают большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.
Пересиленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский выделил следующие вида дизонтогенеза:
• Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. (раннее время нее поражения, выражена незрелость мозговых систем. типичный пример – олигофрения).
• Задержанное развитие – замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебральноорганический).
• Поврежденное развитие – в основе наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС. Характерная модель поврежденного развития – органическая деменция.
|
• Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
• Искаженное развитие - сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерный пример - детский аутизм.
• Дисгармоничное развитие – врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоциональноволевой сфере. Характерная модель дисгармонического развития – психопатия и патологическое формирование личности.
Выделяются две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды).
Эндогенные причины: различные наследственные заболевания; заболевания, связанные с изменением численности и структуре хромосом.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
• в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни. интоксикация матери; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);
• в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия плода – удушье плода);
• в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы; интоксикации; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т.п.
|
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее воздействие на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.
Особенностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются особые образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.
Образовательные потребности могут реализоваться в специальных образовательных учреждениях (СОУ, центр реабилитации), общеобразовательных учреждениях (специальный класс в составе ОУ общего типа, школы надомного обучения).
Лекция 8