ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.




Принципы – основные положения, на которых разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии. Рассмотрим классификацию принципов, предложенную В.П. Зинченко.

a. Принцип творческого характера развития.

Процесс овладения ребенком культурой, целостной деятельностью содержит в себе единство воспроизводящей и креативной (творческой) тенденций. Ребенок не только усваивает знания, опыт, но именно порождает его. В обучении должен быть решен вопрос о соответствии репродуктивных, консервативных и творческих заданий, способов деятельности. Коррекционные задачи должны ставиться позитивно, т.е. речь должна идти о развитии.

b. Совместная деятельность и общение.

Совместная деятельность и общение – движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Интеллектуальное и личностное развитие ребенка невозможно вне сотрудничества, общения со взрослыми в совместной с ними деятельности. Педагогика сотрудничества становится необходимой в условиях развивающего обучения.

c. Принцип ведущей деятельности.

Законы смены ведущей деятельности в процессе развития ребенка глубоко исследовал Д.Б. Эльконин, который экспериментально показал, что психологические образования каждого периода в жизни ребенка определяются осуществляемой им ведущей деятельностью. Ведущая деятельность не означает, что она является единственной. Все виды деятельности после своего появления могут «сосуществовать, интерферировать и конкурировать» друг с другом. И это становится важной психологической проблемой в связи с формированием и развитием личности, которая должна быть способной выбирать ту или иную деятельность, осуществлять ее и строить новую деятельность.

Задача КР педагогики – вызвать у ребенка вкус и волю к деятельности, дать средства для ее овладения, сформировать умения планировать деятельность, ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты.

d. Определение зоны ближайшего развития.

Важнейший принцип организации КРО. ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие ЗБР свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием. ЗБР позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение играет важное значение для диагностики психического развития ребенка.

e. Учет сензитивных периодов развития.

Этот принцип Л.С. Выготский называет «чрезвычайно важным законом». Существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предмету, усвоения предметных и умственных действий, способов общения, развития определенных психических процессов и свойств, качеств личности. наличие сензитивных периодов делает актуальной проблему поиска содержания и методов обучения, соответствующих этим периодам.

f. Принцип амплификации (расширения) детского развития.

Данный принцип рассматривается как необходимое условиеразностороннего воспитания ребенка. Амплификация – это условие свободного развития, поиска и нахождения школьником «себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения». (Л.С. Выготский)

Дефицит общения в младенчестве приводит к значительным и трудно компенсируемым задержкам в развитии речи. То же происходит при позднем обучении грамоте или недостаточном эстетическом воспитании. Вообще дефицит предметно-практических действий ничем не может быть восполнен и компенсирован. Речь качественно меняет действие, поднимает его на высшую ступень.

g. Принцип единства аффекта и интеллекта.

Данный принцип был обоснован в трудах Л.С. Выготского, а затем и А.В. Запорожца.

Образование должно быть эмоционально привлекательным и «ориентированным на целостную человеческую душу, на познание, чувства и волю человека». Переживание психологи называют «единицей развития» ребенка.

Для КРО недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, близкую и понятную детям, результативную и успешную. Об этом свидетельствует образовательная практика, обучение и воспитание детей в коррекционных классах.

Лекция10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: