Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов
Для групп: 1101/1 ЛОГ, 1101/2 ЛОГ, 1009ЛОГ, 1010 ЛОГ, 1011 ЛОГ, 1012 ЛОГ, 1013 ЛОГ
Преподаватель: Гетманченко АН
Краткий курс лекций
Тема 1 «Выбор варианта компоновки зон склада»
Наиболее существенной характеристикой общей компоновки склада является расположение участков приема и выдачи грузов по отношению к зоне основного хранения. По этому признаку возможны следующие общие компоновки складов:
- односторонние (тупиковые), в которых участки прибытия и выдачи грузов расположены с одной и той же стороны хранилища (рис. 1)
Рисунок 1 - Односторонняя компоновка склада
- двухсторонние продольные (проходные), в которых грузы поступают в зону хранения с одного конца, а выдают их с другой стороны ее (рис. 2).
Рисунок 2 - Двухсторонняя продольная компоновка склада
- двухсторонние поперечные здесь грузы прибывают с торца хранилища, а выдают их на боковую сторону или в обратном направлении (рис. 3)
Рисунок 3 - Двухсторонние поперечные компоновки склада
Тема 2 «Выбор подъемно-транспортного оборудования»
В зависимости от технических характеристик подъемно-транспортного оборудования подразделяется:
1. По производительности;
2. По характеру перемещения материалов;
3. По направлению перемещения материалов;
4. По мобильности;
5. По виду движущей силы;
5. По типу передачи.
В зависимости от эксплуатационных характеристик подъемно-транспортное оборудование классифицируется:
1. По виду перерабатываемых материалов;
2. По характеру выполняемых операций.
Подъемно-транспортное оборудование подразделяется:
по производительности:
1. Основные средства механизации (краны, конвейеры, погрузчики);
2. Вспомогательные (блоки, ручные тележки, домкраты).
по характеру перемещения материалов:
1. Машины периодического (циклического) действия – они перемещают материалы отдельными порциями через определенный интервал времени. Для них характерно наличие холостого хода, т.е. после каждого захвата и перемещения материала они возвращаются обратно незагруженными. К машинам и механизмам периодического действия относятся все грузоподъемные краны, погрузчики, механические тележки, тельферы и т.д.;
2. Машины непрерывного действия – они перемещают материал непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения материала. Ввиду отсутствия холостого хода они являются экономичными и производительными. Эти машины могут быть с тяговым рабочим органом (ленточные, пластинчатые, скребковые конвейеры) и без тягового рабочего органа (винтовые, роликовые и др. конвейеры).
К машинам и механизмам непрерывного действия относят также пневматический транспорт и установки для перемещения наливных материалов.
по направлению перемещения материалов:
1. Машины и механизмы, перемещающие материалы в горизонтальной и слегка наклонной плоскости. К ним относят: различные конвейеры, механические тележки, лебедки и т.д. Как правило, их применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают загрузку рабочего органа машины и снятие с него материала. Так, механические тележки применяют в сочетании с подъемным краном и штабелеукладчиком;
2. Машины и механизмы, перемещающие материалы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости. К ним относятся: штабелеукладчики, грузовые лифты, подъемники, элеваторы и др. Эти машины особенно эффективно использовать в многоэтажных складских зданиях. Их также применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают транспортирование к ним материалов в горизонтальном направлении и загрузку их рабочих органов;
3. Машины и механизмы, перемещающие материал в смешанном направлении (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости или по любой траектории в пространстве). К ним относятся: погрузчики, краны, краны-штабелеры, тельферы и др. Эти машины и механизмы наиболее универсальны и применяются для погрузки, выгрузки и складской переработки разных по транспортабельности и условиям хранения материалов.
по мобильности различают:
1. Машины и механизмы стационарные – они не могут быть перемещены на другой участок работы без демонтажа и установки на новом месте. К ним относятся: грузоподъемные лифты, некоторые конвейеры и краны;
2. Машины и механизмы передвижные и переносные – они могут быть перемещены с одного места работы на другое без демонтажа. В числе этих машин отдельную группу составляют самоходные – это грузоподъемные краны на железнодорожном, автомобильном или гусеничном ходу; погрузчики.
по виду движущей силы различают:
1. Самотечные (гравитационного действия) – это наклонные спуски, роликовые дорожки;
2. Ручного действия – это ручные тележки;
3. С электрическим приводом – они работают от сети энергоснабжения (краны – штабелеры - КШ, мостовые краны - МК, козловые краны - КК) или аккумуляторов (электропогрузчики - ЭП, электроштабелеры - ЭШ, электротали - ЭТ);
4. С приводом от двигателя внутреннего сгорания (автопогрузчики - АП);
По типу передачи различают машины с гидравлической, механической, электрической передачей.
В зависимости от эксплуатационных характеристик ПТО классифицируется:
по виду перерабатываемых материалов:
1. Машины и механизмы для переработки штучных и тарно-упаковочных материалов. Они, как правило, имеют комплекс сменного оборудования, которое используется для захвата материалов в различной таре – ящиках, кулях, бочках, пачках, связках или штучных россыпью (навалом). Пакетирование штучных и затаренных материалов, использование поддонов и контейнеров упрощает применение машин и ускоряет процесс переработки материалов. Для погрузки, выгрузки, перемещения и складирования штучных и тарно-упаковочных материалов применяют краны всех типов, погрузчики, конвейеры и другие машины;
2. Машины и механизмы для переработки длинномерных и тяжеловесных материалов (лесоматериалов, швеллеров, труб) характеризуются большой грузоподъемностью и высокой производительностью. К ним относятся краны, специальные погрузчики;
3. Машины и механизмы для переработки сыпучих материалов (цемента, извести, угля и т.п.) в большинстве случаев - это специально сконструированные высокопроизводительные ленточные конвейеры, вибрационные установки и др. Иногда при погрузке, выгрузке и штабелировании этих материалов используют некоторые типы универсальных машин: железнодорожные и мостовые краны, которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами-грейферами. Кроме этого, для механизации и автоматизации перемещения сыпучих материалов, в особенности пылевидных и порошкообразных, применяются пневматические устройства (пневматический транспорт).