ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

 

Раздел 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма и экстремизма

Тема 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по специальному курсу

«Проблемы противодействия терроризму и экстремизму»

По теме №: 3

« Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности »

 

Время – 4 часа

 

 

Методические рекомендации подготовлены

преподавателем кафедры уголовного права Сафиным Н.М.

 

 

Казань 2009

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

 

При подготовке к семинарским занятиям по теме « Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности » курсанты должны использовать: Конституцию РФ 1993 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., учебники «Уголовное право. Особенная часть», рекомендованный планами семинарских занятий перечень литературы по данной теме.

Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной подготовки.

Курсанты должны уметь анализировать уголовно-правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным обстоятельствам.

Семинарское занятие служит одновременно для проверки знаний курсантов, а также отработки навыков самостоятельного изучения темы по уголовному праву, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать материал. В процессе выступления на семинарском занятии курсанты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а так же делать практически значимые выводы из теоретических положений.

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется заблаговременно и заключается в подготовке вопросов, выносимых по теме « Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности » на семинарское занятие.

При подготовке к данной теме рекомендуется более подробно изучить: понятие, виды и общую характеристику преступлений террористической и экстремистской направленности, рассмотреть объективные и субъективные признаки отдельных составов преступлений, в частности определить родовой, видовой и непосредственный объекты изучаемого преступления, содержание общественно опасного деяния и последствий, форму вины и сопутствующие ей мотивы и цели и т.п..

Планы семинарских занятий

Тема 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности

 

Часа

 

  1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений террористического характера по УК РФ. Отличие преступлений террористического характера от иных преступных посягательств на охраняемые уголовным законом интересы личности, общества и государства.

2. Террористический акт (ст. 205 УК РФ). Состав и виды этого преступления. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.

3. Захват заложника (ст. 206 УК РФ). Состав и виды этого преступления. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.

4. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ). Состав и виды этого преступления. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.

  1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ). Состав и виды этого преступления.
  2. Организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ). Состав и виды этого преступления. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.

 

 

Нормативно-правовые акты и судебная практика

О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997г. № 1 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: СПАРК, 2007.

О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации: Указ Президента РФ от 8.05.1998 № 511 // Информационно-правовая система «Консультант плюс».

О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. № 7) // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: СПАРК, 2007.

О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. №45 // Бюллетень Верховного суда РФ. – 2008. - № 1.

О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 // Информационно-правовая система «Консультант плюс». – М., 2007.

Об информации, информатизации защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 // Информационно-правовая система «Консультант плюс».

Об оружии: Закон РФ от 20 мая 1993 года // Сборник законодательства РФ. – 2007.

Об участии в информационном обмене: Федеральный закон от 4.07.1996 // Информационно-правовая система «Консультант плюс».

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года. - М.: ИНФРА. М–НОРМА, 2009. – Гл. 24. – ст.ст. 205. Гл. 25. – ст.ст. 228-245. Гл. 26. – ст.ст. 246-262. Гл. 27. – ст.ст. 263-271. Гл. 28. – ст.ст. 272-274.

 

Монографическая литература и периодические издания

1. Агапов П. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма: анализ законодательной новации/ П. Агапов // Уголовное право. - 2007. - № 1.

2. Вишняков Я. Д., Васин С. Г., Бондаренко В. Н. Основы противодействия терроризму. Изд.: Академия, 2006.

3. Дикаев С. У.Террор, терроризм и преступления террористического характера: криминологическое и уголовно-правовое исследование. Юридический центр Пресс, 2006.

4. Дикаев С.У. Уголовная ответственность за преступления террористического характера. Уч. пос.- М.: ЦОКР МВД России.2005.

5. Кашепов В. Квалификация преступлений экстремистской направленности/ В. Кашепов // Уголовное право. - 2007. - № 3.

6. Кибальник А. Оценка «антитеррористических» новелл уголовного закона // Уголовное право, 2006. - № 5.

7. Коршунова О. Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия., Юридический центр Пресс, 2006.

8. Кочои С.М. Расизм: уголовно-правовое противодействие / Кочои С.М. – М.: Проспект, 2007.

9. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. Монография.- М.: Рагс.2005.

10. Ратинова Н. А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Н. А. Ратинова, А. Р. Ратинов, М. В. Кроз. – М.: Городец, 2005.

11. Солодовников С. А. Терроризм и организованная преступность: монография / С. А. Солодовников.– М.: Городец, 2008.

12. Трунов И. Л. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи, ЭКСМО-Пресс, 2007.

13. Тюнин В. Организация экстремистского сообщества / В. Тюнин // Уголовное право. - 2006. - № 3.

 

 

Методические рекомендации

преподавателям по проведению практического занятия по теме

«Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности».

Практические занятия по теме: «Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности» имеют цель помочь курсантам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить практические навыки работы с УК РФ с последующим их применением на практике. Эти занятия тесно связаны с другими формами обучения – лекциями и семинарскими занятиями.

Практические занятия по теме «Уголовно-правовая характеристика преступлений террористического характера и экстремистской направленности» проводятся в виде решения задач. В предложенных задачах излагаются конкретные правовые ситуации, и требуется принятие по ним соответствующих решений.

Решения задач должны быть записаны в тетради; в письменных решениях должны быть необходимые ссылки на соответствующие статьи УК РФ, федеральные законы, постановления Пленума Верховного суда, теоретические положения и судебную практику, четко формулированы ответы на поставленные вопросы. Курсант считается подготовившимся к занятию, если у него имеются решения всех заданных на самостоятельную работу задач. (Если курсант не справился самостоятельно с решением задач, то преподавателю необходимо проконсультировать его, дать пояснения к условиям задачи, рекомендовать литературу, оказать методическую помощь, не давая самих ответов на поставленные вопросы).

Занятие начинается с проверки преподавателем наличия у курсантов решенных задач, необходимых для работы на практическом занятии Постановлений Пленума Верховного Суда и т. д. От курсантов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений, давали развернутые ответы на поставленные вопросы, не ограничивались утверждениями собственного мнения по задаче и подкрепляли свои решения ссылками на соответствующие законодательные акты РФ, на постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие материалы.

Затем преподаватель организует обсуждение решений задач. По его предложению один из курсантов зачитывает, либо пересказывает содержание задачи (последнее предпочтительнее), дает мотивированное её решение, остальные сравнивают предложенный вариант со своими. Рекомендуется отдать предпочтение пересказу содержания задачи и её решения, так как это поможет лучше овладеть разговорной речью, приучает обращать внимание на основные вопросы, опуская детали, не имеющие существенного значения. Присутствующих на занятии можно попросить высказать свое мнение по обсуждаемой задаче и зачитать свой вариант. При оптимальной организации занятия выступить должны все курсанты.

В конце занятия преподавателем подводятся итоги в целом по пройденной теме, рекомендуется провести опрос (как письменный, так и устный) курсантов по основным понятиям пройденной темы, уделив этому 5-7 минут, выставляются оценки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: