Роберт Энрайт, Елизавета Гассин, Чинг-ру Ву




ПРОЩЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Статья основана на публикации в журнале Joirnal of Moral Education 12, 1992, p. 99-114, печатается с разрешения редактора этого журнала.

Мы начнем наш анализ с рассмотрения как древнееврейской, так и христианской концепций прощения. Межличностное прощение, трактуемое Ветхим Заве том, восстанавливает прежние отношения между обидчиком и о биженным и/или обществом. Эти отношения содержат в себе взаимную любовь (Левит 19:18), которая, в свою очередь, заключает в себе все психологические системы: аффект, когниция, поведение (Второзакони е 6:5). Иудейские традиции считают прощение моральной обязанностью, в соответствии с доктриной подражания Богу, представляющей Бога как всепростителя (Shapiro, 1978; Newtan, 1987).

Божественное прощение, в христианском смысле, включает Бога, приводящего к совершенству два начала. Первое - условное избавление от греха после раскаяния и принятия жертвы Христа. Второе же - безусловное тяготение человека к любви. Это двойственная природа милосердия Бога просматривается также в некоторых других греческих словах, имеющих отношение к прощению. В христианском понимании, как и в иудейском, межличностное прощение должно имитировать божественное (Матвей 18:21-22; Vine, 1985). Такое прощени е включает агапе (безусловную любовь) с последующим прибавлением позитивных элементов в сферы аффекта, когниции, поведения (см. Марк 12:30-31; Послание к коринфянам 13). И, наконец, в христианстве, как в иудейских учениях, как обидчик, так и обиженный обретают мир (Послание к Галатам 5:22).

Мы также исследовали другие древние религии, такие как конфуцианство и ислам. Хотя межличностное прощение и описывается и в этих религиях, они не содержат так много толкований и рассуждений, как христианство и иудаизм.

Как лучше определить прощение? Межличностное прощение означает прощение одного человека другим, но не отношения между богом и человеком или группами людей. Вот наше понимание прощения: человек, которому причинили глубокую боль, зачастую борется против обидчика (даже если э то происходит лишь в мыслях и чувствах); но обиженный должен прекратить борьбу против обидчика и совершить бескорыстный дар любви как проявление гуманизма. Другое определение, данное Нортом (North, 1987), является скорее принципиальным, чем точным, строгим: прощение есть преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику; не отрицание собственной правоты в этих суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием и любовью, в то время как он, казалось, должен быть лишен права на них. Определение станет более полным, если мы признаем, что прощение задействует аффективную, когнитивную и поведенческую сферы. Когда человек прощает, активизируются определенные элементы этих сфер. Такие негативные эмоции как гнев, ненависть, обида, печаль и/ или презрение должны быть оставлены (Richards 1988). В когнитивном плане человек прекращает осуждение обидчика и оставляет мысль о мести, когда прощение происходит. Поведенческий аспект проявляется в скором отказ е от мести.

В сфере аффекта негативные эмоции сменяются более нейтральными, и, наконец, позитивными, такими как сострадание, жалость (Downie, 1965; Cunningam, 1985; North, 1987). Появляются позитивные мысли по отношению к обидчику: желание ему добра (Smedes, 1984), отношен ие к нему, как к равному, уважение (Cunningham, 1985). В поведенческой сфере - это готовность вступить в "общество взаимной любви", хотя полное возрождение в таких отношениях будет зависеть от искренности внутренней пере мены в обидчике (Augsburger, 1981).

Более глубокий подход к определению прощения может быть представлен в следующих пунктах:

1. Прощение может следовать только за глубокой, личной, несправедливой, объективной обидой или болью, причиненной другим человеком.

2. Извинение от обидчика не нужно. Дар прощения не предполагает ответной реакции от обидчика.

3. Обидчик не обязательно должен быть настроен на зло, иметь злой умысел. Возможно ненамеренное нанесение обиды. Тем не менее, обидчик - ответственный за свое поведение.

4. Не всегда случается так, что одна сторона является обиженной, а другая обязательно наносящей обиду. Иногда бывает, что оба человека виноваты друг перед другом. В таком случае оба должны простить друг друг а.

5. Прощение - свободный выбор, и оно не может быть совершено по принуждению.

6. Прощение преобразует как прощающего, так и прощаемого, так как любовь простирается и на последнего. Другими словами, прощение в некоторых случаях может не только восстанавливать утраченные взаимоотношения, но и преобразовывать, улучшать их.

Полезно уточнить определение прощения, показав, что не входит в это понятие. Прощение - не забывание (Smedes, 1984). Глубокая обида крайне редко стирается из сознания. Прощение - не примирение или возобновление каких-либо совместных отношений (Trainer, 1981). Прощение является глубокой личной реакцией. Примирение же - это совместное пребывание двух людей, смирение. Я могу простить оскорбляющего меня супруга, не ища возмездия, но не примириться до тех пор, пока он/она не изменит своего оскорбляющего поведения. Прощение включает готовность к примирению или ожидание в надежде на преобразования в обидчике (Cunningham, 1985). Но примирение, конечно же, может являться результатом прощения.

Прощение - не отпущение грехов другого словами: "Ну ладно, я вижу, что он не может измениться, так я его прощу!" Прощение проявляется в контексте несправедливости, признаваемой как глубокая и серьезная.

Прощение - не извинение. Прощение - это внутреннее личностное освобожден ие. Извинение же обычно считается публичным, поведенческим освобождением, как, например, заключенный освобождается из тюрьмы (Hunter, 1978). Однако любой может простить, даже если обидчик находится в заключении.

Прощение не может заключаться в выказываемом равнодушии. Глубокая обид а важна сама по себе, как таковая. Прощение не есть подавление злых чувств на протяжении времени (Horsbruh, 1974). Прощение активно и требует энергии. Это борьба за освобождение другого, в то время как обиженный сам находится в состоянии гнева.

Главная задача обиженного - сознавать, что он обиделся и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Люди иногда испытывают психологический дискомфорт из-за ощущения стыда, вкладывая большое количество эмоциональной энергии для восстановления в памяти ситуации, причинившей боль, постоянно проигрывая эту ситуацию. Возможно, что человек осознает, что из-за обиды аспекты его жизни изменились к худшему (например, теперь ему вообще трудно людям доверять). Психологический стресс может быть результатом сравнения себя - обиженного с более удачливым обидчиком. Это может привести прощающего к заключению о глубокой несправедливости жизни.

После того, как обиженный осознает, какая у него реакция на обиду и какие последствия он из-за этого испытывает, он решает изменить ситуацию. Он осознает, что предыдущие его стратегии не приносили пользы. Человек изменяет свое отношение к событию, принесшему боль, и к самому обидчику. У тех, кто не имеет практики прощения, могут наступить колебания: к чему это может привести? Решение простить обычно является интеллектуальным решением, но совершенным, возможно, под влиянием перемены духовных принципов, духовного поиска. Здесь, конечно, могут встретиться широкие индивидуальные различия, так как один может решать простить даже ценой реальной жертвы, тогда как другой - нет.

Терапевтические процессы, описанные в литературе (Enright, 1991), воплощены в следующих шагах. Реформация - есть процесс рассмотрения обидчика в каком-то определенном контексте, учитывая его предысторию, возможность того, что он находится под каким-либо давлением. Это делается не для извинения или оправдания обидчика, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так к ак прощающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появляется сострадание, которое делает более возможными и принятие боли, и само прощение. Потом прощающий человек готов принять боль обиды, хотя такая боль - несправедлива. Как указывает Бергин (Bergin, 1988), отважное принятие боли прерывает передачу боли следующим поколениям и предохраняет от возрождения этой боли в будущем.

Обиженный старается понять экзистенциальное значение и обиды, и процесса прощения: он развивает новую цель в жизни. Например, испытав измену супруга и тяжелый развод, человек может решать помогать другим в таких же ситуациях. Прощающий осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Вероятно, существует множество индивидуальных различий в том, как люди прощают других. Некоторые не должны пройти через все описанные здесь процессы, тогда как другие могут возвращаться к разным шагам по несколько раз, переживая определенные исходы снова и снова.

Наша собственная работа и исследования других авторов убеждают нас, что прощение есть важный компонент консультирования. Консультанты, ориентирующие своих клиентов на прощение, могут принять во внимание следующие шесть рекомендаций.

Во-первых, будет, возможно, лучше, если клиент одномоментно прощает только одного человека за одну обиду. Если клиент старается одновременно прощать всех своих обидчиков за все обиды, то прощение может стать слишком сложным. Во-вторых, прощение будет эффективней, если клиент персонифицирует прощение, прощая конкретного человека, нежели это будет попытка простить нечто абстрактное: общество или культуру. В-третьих, человек должен сосредотачиваться на прощении за боль, которую ему самому приходится переживать, а не за боль другого. В-четвертых, клиенту следует быть осторожным, чтобы не сводить процесс прощения только лишь к отречению от своего гнева. Противостояние гневу должно рассматриваться как часть процесса прощения. В-пятых, консультант и клиент должны различать прощение и примирение, когда клиент выбирает себе наилучший путь к решению проблемы. В-шестых, так как процесс прощения идеосинкратичен для каждого из нас, консультант должен быть готов к работе многие месяцы, и не забывать о возможности иного совершить истинное прощение за несколько коротких недель.

Прощение - сильный процесс, исцеляющий боль межличностных обид. В этой статье описано начальное понимание этого процесса. Мы, американские психологи, ждем отклик от своих русских коллег, психологов, философов и богословов. Желающим может быть выслан список литературы, посвященной проблем е прощения.

Пишите (по-русски или по-английски) по адресу:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: