Развитие сельских районов в рамках ЕСХП




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Курсовая работа на тему:

Роль единой сельскохозяйственной политики ЕС в развитии сельских районов (на примере Германии)

 

Выполнила: Святкина Карина

Группа Р–301

Руководитель: доцент кафедры

региональной экономики и природопользования,

к.э.н. Ермакова Н. А.

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Основные понятия об Единой сельскохозяйственной политике. 4

1.1 Краткая история ЕСХП.. 4

1.2 Основные цели ЕСХП.. 5

1.3 Развитие сельских районов в рамках ЕСХП.. 6

Глава 2. Сельскохозяйственная политика ЕС в отношении Германии. 10

2.1 Направления политики сельского развития на опыте Германии. 10

2.2 Принципы аграрной политики в Германии. 12

2.3 Основные задачи, стоящие перед аграрным сектором Германии. 13

2.4 Программы и вклады ЕС на развитие территории Германии (2007-2013 г) 16

Глава 3.Перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий Европейского союза на период с 2014 по 2020 годы.. 18

Заключение. 21

Список литературы: 22

 

 

 

Введение

Аграрная политика Европейского Союза, а ранее Общего рынка, не может не вызывать внимания. Преодолев за короткий срок послевоенную разруху, западноевропейское сельское хозяйство превратилось в крупнейшего производителя продовольствия с огромным экспортным потенциалом. Все это стало возможным за счет весьма эффективно разработанной и действенной аграрной политики.

В сложившейся ситуации политики ЕС считают, что важно подходить к аграрной политике не как к политике протекционизма внутренних рынков и распределения средств, а как к политике, направленной на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства

Данная тема, действительно, очень актуальна в наши дни, ведь с учетом растущего перепроизводства единая аграрная политика во все большей степени перемещает центр тяжести не на стимулирование производства как такого, а на развитие сельской местности, решение экологических проблем, повышение качества сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, целью данной курсовой работы является проанализировать основные направления аграрной политики ЕС в отношении сельских районов.

Объект исследования – аграрная политика Европейского Союза

Предмет исследования - развитие сельских районов Германии

 

 

Глава 1. Основные понятия об Единой сельскохозяйственной политике Европейского союза

Краткая история ЕСХП

Создание ЕСХП было предложено Еврокомиссией. Предложение последовало вслед за подписанием Римского договора в 1957 году, который создал Общий рынок. Шесть стран-членов по отдельности строго защищали свои сельскохозяйственные сектора, в особенности в области того что они производили, поддерживая цены на товары в зависимости от того как было организовано фермерство. Такие интервенции представляли собой препятствия для свободной торговли товарами, так как правила отличались от страны к стране, позднее свобода торговли стала несовместимой с интервенционными политиками. Некоторые страны-члены, особенно Франция, и все профессиональные фермерские организации хотели сохранения сильных государственных интервенций в сельском хозяйстве. Однако они могли быть сохранены только в случае гармонизации политики передачи её на наднациональный уровень Европейских Сообществ. К 1962 году, были установлены три главных принципа проведения ЕСХП: целостность рынка, предпочтение продуктов сообщества и финансовая солидарность. С тех пор, ЕСХП является центральным элементом европейской институциональной системы. ЕСХП часто трактуется как результат политического компромисса между Францией и Германией: немецкая промышленность получит доступ на рынки Франции, и в свою очередь, Германия будет помогать платить французским фермерам. Германия остается до сих пор самым большим вкладчиком в бюджет ЕС, тем не менее, Франция тоже является донором бюджета, а такие сельскохозяйственные страны как Испания, Греция и Португалия являются крупнейшими реципиентами. Традиционные правила применяются и к вновь вступившим странам, что ограничивает субсидии, которые они получают.

 

Основные цели ЕСХП

Безусловно, главной целью ЕСХП является обеспечение фермеров приемлемым уровнем жизни, потребителей качественной продукцией по справедливым ценам и сохранение сельхоз наследия. Тем не менее, их можно сформулировать подробнее следующим образом (согласно Договору об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г):

- внедрение научно-технического прогресса + оптимальное использование факторов производства = увеличение производительности труда в с/х.

- повышение доходов лиц, занятых в аграрном секторе → достойный уровень жизни сельского населения.

- обеспечить приток продовольствия в ЕС

- гарантировать умеренные потребительские цены на продовольствие

В сложившейся ситуации политики ЕС считают, что важно подходить к аграрной политике не как к политике протекционизма внутренних рынков и распределения средств, а как к политике, направленной на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, с целью интеграции в более широкие политические сферы, такие как охрана природы, сохранение климата, энергетика, развитие технологий, защита животных, защита прав потребителей, решение мировой продовольственной проблемы и развитие сельских территорий.

Аграрная политика Европейского Союза по существу является не суммой спорадических решений, хотя они зачастую и осуществляются в результате острых споров и разногласий, но базируется на ряде основополагающих принципов и теоретических положений, что в общем и обусловило как успешность, целостность, так и долговременность этой аграрной политики.

Однако осуществление такой единой аграрной политики является очень дорогостоящей. Она занимает центральное место в бюджете ЕС, и многочисленные реформы и попытки реформ были связаны прежде всего со стремлением удешевить эту политику.

Развитие сельских районов в рамках ЕСХП

Сельское хозяйство стран Европейского Союза (ЕС) представляет собой высоко­развитую отрасль экономики, использующую самые современные технологии произ­водства для обеспечения потребностей населения региона.

Доля сельхозпродукции и продовольствия в импорте ЕС составляет 5,7%, в экс­порте - 6,2%.

В 2011 г. Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд евро, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе получается, что господдержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов — еще примерно на 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 г. составила 405 евро на 1 га угодий, подсчитал академик Россельхозакадемии Болюс Пошхус.

Расходы Евросоюза на сельское хозяйство снижаются — например, уже в 2013 г. их доля в бюджете должна снизилась до 33,1%, вместе с тем меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 г. фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, стали получать дополнительные субсидии.

Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП — Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания(примерно по 13% каждая), Италия (около 11%) и Великобритания (около 7%). В среднем одно хозяйство получает около 12 200 евро субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше). Франция в 2011 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности 12,2 млрд евро, из них 5,7 млрд евро — средства из бюджета Евросоюза.

По всем основным и по большинству других видов продовольствия и сельскохо­зяйственной продукции ЕС давно достиг полной самообеспеченности при определен­ной специализации отдельных стран или их групп на производстве тех или иных ви­дов. Так, основными поставщиками молока являются Франция, Германия, Велико­британия (две трети производства в ЕС), крупного рогатого скота - Франция, Герма­ния. Великобритания (более 50%), свиней - Германия, Испания, Франция (более 50%), свежих фруктов - Италия и Испания (две трети), свежих овощей - Италия. Испания, Франция, Нидерланды (70%), вина - Франция (50%) и Италия (25%), пшеницы -Франция и Германия (более 50%), птицы - Франция, Италия, Испания (более 50%), ячменя - Германия. Франция. Испания (две трети) и кукурузы - Франция, Италия, Испания и Германия (около 90%). При этом в стоимости всей сельхозпродукции на долю зерновых и других полевых культур приходится 24%, молока - 21%, мяса - 20%. свежих овощей и фруктов - 15%, винограда и вина - 8%.

Успехи аграрного сектора, повышение его эффективности привели к тому, что сельскохозяйственное население в ЕС непрерывно уменьшается и составляет сейчас 4,3% от числа занятых во всех отраслях. Наибольшее сокращение в последнее десяти­летие наблюдалось в Бельгии, Люксембурге, Франции (8-10%). В Нидерландах, Греции, Австрии и Финляндии оно составляло около 4% ежегодно. В Великобритании его величина оставалось близкой к стабильной, достигнув 1,5% всех занятых. Следует отметить, что всего в трех государствах проживают две трети общей численности фермеров ЕС. Из них в Италии - треть, в Испании и Греции - еще одна треть.

С этой тенденцией естественным образом связана другая - снижение во всех стра­нах числа сельскохозяйственных предприятий. Происходит это неравномерно. Суще­ствующие сегодня хозяйства имеют значительные различия по странам, размер сель­хозугодий в целом колеблется от менее 5 до 40 га.

Фермы очень малого и малого размера - от. 4 до 8 га (принадлежат, в основном, пожилым фермерам, более 60% которых старше 55 лет) - типичны для Греции, Ита­лии, Португалии и некоторых областей Испании (до 75%), в большинстве остальных стран - 25-30%, в трех странах - меньше 10%. Малые предприятия размером 15-17 га находятся во Фландрии (Бельгия) и в Нидерландах (на севере страны) и специализи­руются на выращивании фруктов, овощей и цветов, интенсивном содержании живот­ных; в южной Германии (Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц), где разви­ваются диверсифицированное сельское хозяйство и дополнительные отрасли.

Фермы среднего или большого размера - от 17 до 67 га - характерны для сельско­го хозяйства Ирландии, Бенилюкса, Германии, Дании, Франции и Великобритании.

Крупные сельскохозяйственные предприятия расположены, в основном, в восточ­ных землях ФРГ, в Великобритании, Дании и Франции. В восточной Германии пред­приятия хотя и приватизировались, по-прежнему остаются по европейским меркам большими - более 200 га. В Великобритании средний размер хозяйства составляет более 70 га, и это значение стабильно с 1989 года, так же как и количество предпри­ятий. Более половины их владельцев старше 55 лет (кроме Шотландии). Число же ферм, имеющих свыше 100 га сельхозугодий, максимально в Великобритании и Франции (более 10%).

Во Франции крупные предприятия расположены главным образом на севере, вос­токе и в центре - в регионах, специализирующихся на полевых культурах или экстен­сивном животноводстве. Молодые фермеры имеют хозяйства, в среднем, более круп­ные, чем у пожилых. Это результат проводившегося в восьмидесятые и в начале девя­ностых годов государственного курса на обеспечение занятости, предусматривавшего обязательный уход на пенсию в 60 лет и возможность получения ранней пенсии с 55 лет, выделение "филиалов" предприятий для молодых фермеров.

Размер животноводческих хозяйств значительно варьируется в разных странах. Например, величина стада молочных коров в одном хозяйстве колеблется примерно от 7 голов в Греции и Португалии до 44-45 - в Дании и Нидерландах и 70 - в Вели­кобритании. Среднее поголовье свиней - от 15 в Португалии и 25 в Греции до 600-650 голов - в Великобритании, Ирландии и Нидерландах.

Глава 2. Сельскохозяйственная политика ЕС в отношении Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: