Художественное оформление отрядных и общелагерных уголков
Художественно-оформительская работа в детском лагере, как правило, ложится на плечи вожатого, так как он традиционно является организатором образовательного пространства отряда: это и оформление отрядного уголка, стендов, визитки, выставки творческих работ детей и т.д. В связи с этим овладение основами декоративно-оформительского искусства является важным звеном в подготовке вожатого, готового и способного к созданию условий для актуализации художественного потенциала детей. При этом важно отметить, что вожатые должны обладать широким кругозором, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в области искусства.
Кроме того, вожатому необходимо уметь развивать и совершенствовать запросы детей через различные виды продуктивной деятельности, от грамотной организации которой зависит уровень художественно-эстетического развития детей и подростков.
Как показывает практика, лагерь для детей и подростков становится временным домом, который необходимо оформить в этой логике, сделав его уютным, красочным, комфортным, а для этого нужна слаженная работа всего отряда. В художественном оформлении нуждаются следующие пространства:
Оформление корпуса
Оформление корпуса предполагает два направления: оформление, подготовленное взрослыми; оформление, выполняемое самими детьми.
В рамках первого направления появляются: табличка с номером отряда и возрастом детей; приветственные плакаты на дверь корпуса или холла; оформление вожатской.
Второе направление связано с оформлением: прихожей;
дверей комнат детей, холла.
2. Общее оформление лагеря (Обычно этим занимаются сотрудники до заезда, либо вообще не занимаются, потому что это всё уже есть)
|
Территория лагеря становится дружелюбной, когда простые указатели выполнены в забавной форме, но при этом эстетическая концепция имеет место быть. Эти таблички можно делать как до заезда, так и во время смены вместе с детьми. На сегодняшний день большой проблемой является задидактированность во всех сферах жизнедеятельности детей. Взрослым, почему-то, все время хочется сделать за детей то, что они вполне могут сделать сами. Но при этом важно помнить о воспитании эстетического вкуса у детей. Поэтому, давая возможность детям и подросткам проявить активность и инициативность, не означает самоустранение со стороны вожатого и организаторов лагеря. Необходимо создать атмосферу команды, в которой от деятельности каждого зависит успех общего дела.
3. Дружинный уголок. У себя в архиве я его не нашел, а жаль:(
Дружинный уголок создается чаще всего подменными вожатыми, который размещается на видном месте, часто посещаемом детьми. Самым удобным в этом отношении является столовая. Дружинный уголок отражает следующие рубрики:
название сезона(Смены);
план сетку;
сведения об отрядах (название и эмблемы);
имена педагогического состава;
имена начальника лагеря, кого-то из персонала и медиков;
сведения об успехах в соревнованиях;
график чистоты уборки территории;
а так же другие рубрики, зависящие от фантазии и желания вожатых.
В дружинном уголке также могут располагаться рубрики, которые создаются самой сменой.
|
Отрядный уголок
Одним из центральных тем в лагере становится оформление отрядных уголков, как центральных знаковых пространств, отличающих один отряд от другого. Это не случайно, так как в отрядном уголке отображается вся жизнь отряда, его проблемы и достижения, важная информация и приятные сюрпризы. Концепция уголка—это образ жизни отряда, его принципы, направления. И если к его оформлению подойти бессистемно, неразумно, то можно столкнуться с тем, что уголок будет выполнять одну лишь функцию—декоративную. А образовательная функция остается не актуализированной, что сказывается не только на качестве оформительской продукции, но и общем эстетическом уровне детей.
Что представляет собой отрядный уголок?
Пока дети и подростки находятся на летнем отдыхе, много меняется в их жизни, самые разные события происходят в лагере, участниками которых становятся сами дети. Поэтому хочется зафиксировать не только все мероприятия, но и свои чувства, эмоции. Еще важным для детей является демонстрация достижений, некоего роста, а в некоторых случаях и преодоления. Возникает проблема — размещения всей этой информации в месте, которое всеми обозревается. И таким местом традиционно выступает отрядный уголок, который иногда называют и ежедневником, и информационником. Его цель — отражение жизнедеятельности отряда в лагере.
Отрядный утолок также выступает в качестве средства для формирования творческой активности детей, расширения знаний, воспитания эстетического вкуса, мотивации к самореализации и творческой социализации.
Отрядный уголок —это то место, с которым постоянно работает отряд, отражая все успехи и победы отряда, свои фантазии, изобретения, мастерство. Отрядный уголок не статичная газета, а живое, творческое пространство.