№ п/п
| Тема недели
| Тема занятия
| Задачи
|
Сентябрь
|
1.
| «Детский сад наш так хорош»
| «Как у наших у ворот».
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
| Уточнить и расширить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок, пословиц.
Учить понимать обобщенное значение пословиц.
Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Прививать интерес к малым фольклорным формам.
|
2.
| «Скоро в школу»
| В. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение рассказа.
| Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа.
Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.
Продолжать учить детей осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
Прививать интерес к чтению художественной литературы.
|
3.
| «Золотая осень»
| «О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени.
| Расширить знания детей об изменениях в осенней природе. Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.
Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.
Формировать интерес к эстетической стороне действительности.
|
4.
| «Дары осени»
| Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
| Учить детей воспринимать образное содержание произведения.
Познакомить детей с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями русской народной сказки.
Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
|
Октябрь
|
5.
| «Хлеб всему голова»
| К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение сказки.
| Познакомить детей с новым литературным жанром: сказка-быль.
Способствовать правильному восприятию детьми рассказа: учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.
Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
|
6.
| «Моя семья»
| Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
| Закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений.
Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.
Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
|
7.
| «Мой город. Моя страна»
| «Славься, страна, мы гордимся тобой».
Воронько П. «Лучше нет родного края» (перевод с укр. С. Маршака), заучивание наизусть.
| Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле.
Создать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем.
Познакомить детей с текстом гимна Российской Федерации.
Выучить наизусть стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».
|
8.
| «Моя планета»
| Песенки народов мира: «Перчатки», «Кораблик», перевод с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», перевод со швед. И. Токмаковой; «Трое гуляк», перевод с фран. Н. Гернет и С. Гиппиус.
Знакомство с фольклором народов мира.
| Познакомить детей с фольклором народов других стран.
Дать представление о том, что у нашей страны есть много стран-друзей на земном шаре, что все люди Земли должны жить в мире, согласии и беречь наш общий дом - планету Земля.
Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
|
9.
| «Домашние животные»
| Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка».
| Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей.
Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
|
Ноябрь
|
10.
| «День народного единства»
| Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
| Познакомить детей с новым литературным жанром - былиной, помочь понять его особенности.
Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении.
|
11.
| «Домашние птицы»
| А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало …». Заучивание наизусть.
| Рассказать детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию.
Познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина.
Увлечь детей его стихами, вызвать желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.
Учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.
Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы.
|
12.
| «Животные нашего леса»
| «Лесные истории». Чтение рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и стихотворения Н. Рубцова «Про зайца».
| Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом.
Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним.
Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения.
|
13.
| «Птицы нашего края. Зимующие птицы»
| Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка». Чтение сказки.
| Формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы.
Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.
Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
|
Декабрь
|
14.
| «Что из чего и для чего (инструменты и материалы»
| К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Чтение рассказа.
| Учить детей понимать образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Включать детей в активную беседу по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.
Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
|
15.
| «Зима»
| «Идет волшебница зима…». Зима в произведениях русских поэтов.
В. Суриков «Зима». Заучивание наизусть.
| Расширить знания детей об изменениях в зимней природе. Вызвать восхищение красотой зимней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов.
Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты.
Формировать интерес к эстетической стороне действительности.
|
16.
17.
| «Новый год спешит в наш дом.
Народная культура и традиции»
| Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».
| Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.
Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.
Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы.
|
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
| Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.
Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Формировать интерес к чтению художественной литературы.
|
Январь
|
18.
| «Святки. Народная культура и традиции».
| «Зимние забавы».
(«Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …»).
| Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав.
Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями.
Способствовать развитию связной речи у детей.
Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями.
|
19.
| «Животный мир полярных районов Земли»
| «Про пингвинов» рассказы Г. Снегирева.
| Познакомить детей с циклом познавательных рассказов.
Вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений.
Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.
Через художественное слово воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
|
20.
| «Животный мир жарких стран»
| Чтение рассказа М. Москвиной «Кроха».
| Учить детей внимательно слушать рассказ, рассуждать, вникать в смысл прочитанного, выказывать свое мнение.
Включить детей в ситуацию эмоционального переживания содержания произведения.
Активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.
|
Февраль
|
21.
| «Мой друг светофор»
«Транспорт»
| М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение рассказа.
| Приобщать детей чтению художественной литературы, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.
Развивать способность к сопереживанию и сочувствию литературным героям, умению дать оценку происходящим событиям.
|
22.
| «Мебель»
| Б. Житков «Как я ловил человечков». Чтение рассказа.
| Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию.
Развивать воображение детей.
Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать последствия этих поступков.
Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями из собственного опыта.
|
23.
| «Все профессии нужны – все профессии важны»
| С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Чтение рассказов.
| Познакомить детей эпизодами из истории родной страны, с талантом русского полководца А.В. Суворова.
Поддерживать интерес к героической тематике.
Прививать интерес к чтению художественной литературы.
|
24.
| «Наши защитники»
| С. Алексеев «Первый ночной таран». Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.
| Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа.
Учить детей размышлять о поступках героя литературного произведения и видеть в них проявления его характера.
Развивать навыки пересказа литературного текста.
Прививать интерес к литературному чтению.
|
Март
|
25.
| «Женский день 8 Марта»
| «При солнышке – тепло, при матушке - добро».
Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» (обработка К. Шаврова).
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
| Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.
Учить детей размышлять о поступках героев и видеть в них проявления их характеров.
Расширить знания детей о пословицах и поговорках, говорящих о любви матери.
Прививать интерес к литературному чтению.
|
26.
| Мониторинг
| Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».
| Познакомить детей с авторской сказкой.
Помочь найти сходное и отличное сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной сказки «Теремок».
Продолжать учить детей осмысливать идею литературного произведения, оценивать поступки героев.
Прививать интерес к литературному чтению.
|
27.
| «Полюбуйся, весна наступает»
| Ф. Тютчев "Зима недаром злится…". Заучивание наизусть.
| Учить чувствовать ритм стихотворения, видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.
Развивать интонационную выразительность речи детей.
|
28.
| «Вода. Круговорот воды в природе»
| В. Даль «Старик-годовик». Чтение сказки.
| Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки.
Учить выделять главную мысль сказки, её мораль.
Использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.
|
Апрель
|
29.
| «Перелётные птицы»
| Заучивание наизусть стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».
| Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы.
Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.
Прививать интерес к художественному слову.
|
30.
| «Путешествие в мир книги»
| Художники-иллюстраторы детских книг.
| Расширить знания детей о художниках-иллюстраторах детских книг.
Познакомить с творчеством Е.М. Рачева, Ю.А. Васнецова.
Показать детям необходимость иллюстраций в книгах для детей.
Прививать интерес к чтению книг.
|
31.
| «Путешествие в космос»
| «У доброй славы большие крылья». Чтение рассказов о Ю.А. Гагарине:
В. Бороздин «Первый в космосе», М. Водопьянов «Космонавт - 1».
| Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.
Развивать у детей познавательный интерес.
Воспитывать чувство гордости за знаменитых людей нашей Родины.
|
32.
| «Деревья и кустарники»
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение сказки.
| Познакомить с творчеством великого поэта. Вызвать чувство радости от восприятия творчества А.С. Пушкина.
Заинтересовать сказочными произведениями поэта.
Помочь почувствовать своеобразие языка сказок А.С. Пушкина.
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Воспитывать потребность рассматривать иллюстрации в книге.
|
33.
| «Цветы и травы»
| Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
| Познакомить детей с новым литературным жанром – басней.
Показать жанровые особенности басни, подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.
Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
Прививать интерес к литературному чтению.
|
Май
|
34.
| «День Победы»
| Е. Благинина «Шинель». Заучивание наизусть.
| Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение.
Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.
Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.
Вызвать интерес к истории родной страны.
Прививать интерес к художественному слову.
|
35.
| «Насекомые»
| Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Чтение рассказа.
| Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, отличие ее от рассказа.
Учить применять в речи образные выражения, сравнения.
Формировать у детей нравственные и патриотические чувства, приобщать к традиционным российским ценностям.
Вызвать интерес к истории родной страны.
|
36.
| «Рыбы»
| Чтение басни С. Михалкова «Ошибка».
| Продолжить знакомство детей с литературным жанром – басня.
Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне.
Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
Прививать интерес к художественному слову.
|
37.
| «До свиданья, детский сад!»
| «Как хорошо уметь читать».
В. Берестов «Читалочка». Заучивание наизусть.
| Обобщить представления детей о многообразии книг по жанрам, видам, тематике.
Познакомить с азбукой как особым видом учебных книг.
Выучить наизусть стихотворение В. Берестова «Читалочка».
Прививать интерес к художественному слову.
|