Дидактическое задание: «Что это: сказка, рассказ, стихотворение?»




Задача: выявление знаний детей о жанрах литературных произведений.

Материалы: отрывки из литературных произведений по программе.

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из литературных произведений и сказать, что это: сказка, рассказ, стихотворение.

Например:

1. Отрывок из русской народной сказки «Волк и лиса».

«Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:

- Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!

А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:

- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

- Что ты говоришь? - забеспокоился Волк.

- То же, что и ты, куманёк: «Ловись рыбка, большая и маленькая!»

2. Рассказ А.Куприна «Слон»:

«Маленькая девочка Надя шести лет заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.

Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).

Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток».

Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова».

3. Стихотворение Н.Рубцова «Про зайца»:

Заяц в лес бежал по лугу.

Я из лесу шел домой, —

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Интерпретация:

Дидактическое задание: «Назови свои любимые сказки и рассказы»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка вспомнить и назвать, его любимые сказки и рассказы.

 

Дидактическое задание: «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

 

Дидактическое задание «Назови автора»

Задача: выявление знаний детей об авторах книг.

Материал: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П.Ершов «Конек-горбунок», С. Есенин «Стихи»

Инструкция к проведению:

Предложить ребенку ответить на вопросы:

- Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»? - (А.С.Пушкин).

- Кто написал сказку «Конек-горбунок»? - (П.Ершов).

- Кто написал стихотворение «Белая береза»? - (С.Есенин).

 

Дидактическое задание «Узнай художника – иллюстратора»

Задача: выявление знаний детей о художниках – иллюстраторах детских книг.

Материалы: книги с иллюстрациями художников Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, И. Билибина.

Инструкция к проведению:

Предложить ребенку рассмотреть иллюстрации в книгах и ответить на вопросы:

- Кто из художников иллюстрировал сказки? - (Е. Рачев, Ю. Васнецов).

- Кто из художников писал рассказы о животных и сам рисовал к ним иллюстрации? - (Е. Чарушин).

- Кто из художников нарисовал иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная»? - (И. Билибин).

 

Дидактическое задание: Пересказ короткого рассказа «Четыре бабочки».

Инструкция к проведению:

Воспитатель читает детям рассказ и просит пересказать его:

«Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и коричневая бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а коричневая села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек».

 

 

Примерный список литературы для чтения детям

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла …», «Чигарики- чок-чигарок …», «Зима пришла …», «Идет матушка-весна …», «Когда солнышко взойдет. Роса на землю упадет …».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда …», «Коляда, коляда, ты подай пирога …», «Как на масленой неделе …», «Тин-тин-ка …», «Масленица! Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?», «Ты пирог съел?», «Где кисель – тут и сел …», «Глупый Иван …», «Сбил-сколотил – вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок), «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева), «Волк и лиса» (обработка И. Соколова-Микитова), «Добрыня и змей» (пересказ Н. Колпаковой), «Снегурочка» (по народным сюжетам), «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок), «Семь Симеонов – семь работников» (пересказ Е. Поленовой), «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обработка К. Ушинского).

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик» (пер. с англ. С. Маршака); «Мы пошли по ельнику» (пер. со швед. И. Токмаковой); «Что я видел», «Трое гуляк» (пер. с франц. Н. Гернет, С. Гиппиус); «Ой, зачем ты, жаворонок …» (укр., обр. Г. Литвака); «Улитка» (молд., обр. И. Токмаковой).

Сказки. «Кот в сапогах» из сказок Ш. Перро (перевод с франц. Т. Габбе); «Айога» (перевод с нанайск, обр. Д. Нагишкина); «Каждый свое получил» (перевод с эстонск., обр. М. Булатова); «Голубая птица» (перевод с туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского); «Беляночка и Розочка» (перевод с нем. Л. Кон); «Самый красивый наряд на свете» (перевод с япон. В. Марковой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: