Тема 3.2 Социальная работа с семьей и детьми
Преподаватель: Лазарева Надежда Николаевна
Тема 3.2.1 Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с семьей и детьми.
Перечислите основные законодательные акты и нормативные документы при организации работы с семьей и детьми.
(задание оценивается в 2 балла).
Тема 3.2.2 Возрастная психология семьи.
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Понятие психологического возраста. Основные структурные компоненты возраста (задание оценивается в 1 балл).
2. Развитие психики на первом году жизни. Кризис новорожденности. Психическое развитие в раннем детстве (задание оценивается в 1 балл).
3. Познавательное и личностное развитие дошкольника и младшего школьника (задание оценивается в 1 балл).
4. Развитие личности подростка. Период взрослости (задание оценивается в 1 балл).
5. Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство».Происхождение и сущность семьи. Понятие функций семьи, специфические и неспецифические функции (задание оценивается в 1 балл).
6. Понятие жизненного цикла семьи и подходы к его рассмотрению. Этапы жизненного цикла. Причины возникновения неполных семей и их социальная защита (задание оценивается в 1 балл).
Тема 3.2.3 Технология социальной работы с семьей и детьми.
1. Дайте определение термину «Технология». Раскройте понятие и особенности социальной технологии.
(задание оценивается в 1 балл).
2.Заполните следующую таблицу:
Характеристика различных типов (категорий)
семей социального риска
Определение | Социальные, социально-психологические особенности, проблемы | Социально- психологические цели |
Многодетные семьи | ||
Неполные семьи | ||
Молодые семьи | ||
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
Межнациональные семьи | ||
Разнородные (социально-гетерогенные) семьи | ||
Дистантные семьи | ||
Другие типы (категории) семей социального риска |
(задание оценивается в 1 балл).
|
3. Заполните следующую таблицу:
Характеристика различных типов (категорий)
неблагополучных семей
Определение, разновидности | Социальные, социально-психологические особенности, проблемы | Психотравмирующие последствия для супругов и детей |
Семьи с психосоциальными нарушениями | ||
Конфликтные семьи | ||
Семьи разводящихся и разведенных родителей | ||
Повторные браки | ||
Другие типы (категории) неблагополучных семей |
(задание оценивается в 1 балл).
4. Дайте в табличной форме характеристику различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), замещающая семья и др.
Форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сущность | Социальные, социально-психологические особенности, проблемы |
(задание оценивается в 1 балл).
5. Заполните следующую таблицу:
Диагностика особенностей, проблем семейных, супружеских,
детско-родительских взаимоотношений
Разделы диагностики | Методики: название, автор(ы)* | Предмет диагностики |
1. Диагностика структуры семьи | ||
2. Изучение семейной истории | ||
3. Диагностика супружеских взаимоотношений | ||
4. Диагностика детско-родительских отношений | ||
5. Диагностика эмоционального состояния членов семьи |
_______________________
|
* Не менее пяти методик.
(задание оценивается в 1 балл).
6. Дайте краткую характеристику основным технологиям в решении проблем семей и детей.
(задание оценивается в 1 балл).
Тема 3.2.4 Социальный патронат различных типов семей и детей.
1. Дайте в табличной форме характеристику учреждений, организаций, оказывающих помощь различным типам семей и детей.
Название учреждения, организации | Цели деятельности учреждения, организации | Направления деятельности учреждения, организации |
(задание оценивается в 1 балл).
2. Раскройте сущность социального патроната семьи, сформулируйте его основные цели.
(задание оценивается в 1 балл).
3. Перечислите типы семей, нуждающихся в патронате. Разработайте алгоритм осуществления патроната для этих типов семей.
(задание оценивается в 1 балл).
4. Необходимо рассмотреть один из типов семьи (семья с ребенком-инвалидом, молодая, девиантная, многодетная, опекунская семья, семья неполная и несовершеннолетней мамы семья пожилых людей) по следующему плану:
– социальный портрет семьи;
– краткая характеристика семьи;
– проблемы семьи;
– социальная защита членов семьи:
а) пенсионное обеспечение;
б) пособия и компенсационные выплаты;
в) натуральная помощь семье;
г) льготы и кредитование.
|
Охарактеризуйте действия социального работника по организации и предоставлению помощи этим семьям:
– нормативно-правовые акты, на основании которых реализуются социальные гарантии и льготы;
– какие еще нормативно-правовые документы следовало бы принять, на Ваш взгляд, для более эффективного решения проблем рассматриваемого типа семьи?
(задание оценивается в 1 балл).
Максимальное количество баллов – 18.