С ВЫСОТЫСНИЗШЕЛ ЕСИ, БЛАГОУТРОБНЕ»
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку восьмого гласа
Лариса Маршева, Владимир Жихарев
Богослужение воскресного дня занимает особое место в жизни Церкви, а значит, имеет важное значение для нас, православных христиан. Нельзя не согласиться с тем, что современный верующий человек, обремененный житейскими заботами, чаще всего участвует в храмовой молитве именно в выходной день — в воскресенье.
Если человек понимает тексты, которые слышит на воскресном богослужении, это дает ему весьма многое, а именно — осознание главной идеи христианского вероучения: победы Христа над смертью.
Поэтому воскресная служба имеет в богослужебном круге совершенно самобытное положение. Воскресный день — это малая Пасха, праздновать которую православные верующие имеют возможность раз в неделю.
Церковный Устав позаботился о том, чтобы мы не забывали свет Христова Воскресения, который сохраняется в течение всего года в текстах, ставшими незаслуженно обыденными.
Воскресенье — праздничный день, который невозможно литургически представить без главных его песнопений: тропаря и кондака. Это объясняется так: тропарь в сжатом виде изображает суть празднуемого события.
Кондак же является подобием тропаря и выступает вторым по значимости песнопением, также выражая суть празднуемого события, но, как правило, — с другой стороны[1]. Если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак — внутренней, имеющей нравственное значение для человеческой души.
А значит, важно понимать тексты тропарей и кондаков воскресного дня. Ниже представлен разбор тропаря и кондака восьмого гласа на церковнославянском языке. Стоит отметить, что восьмой глас по традиции исполнения в Русской Церкви отличается своей торжественностью. На этот распев положены тропари праздника Святой Троицы, кондак и ипакои Пасхи, гимн «Достойно есть» и другие важнейшие песнопения.
Тексты тропаря и кондака звучат следующим образом:
Тропарь:
«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе»[2].
Кондак:
«Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем воскресении, и мирстии концы торжествуют еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве»[3].
Русский перевод этих песнопений таков.
Тропарь:
«С небес сошел Ты, Милосердный, и воспринял тридневное погребение, чтобы освободить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе»[4].
Кондак:
«Восстав из гроба, Ты воздвиг умерших и воскресил Адама; Ева ликует о Твоем воскресении и пределы мира торжествуют от Твоего восстания из мертвых, многомилостивый»[5].
Христос — истинный Бог
Тропарь начинается с исповедания Иисуса Христа истинным Богом, потому что небеса — место, где почивает Бог. Здесь идет отсылка к словам Самого Спасителя в беседе с Никодимом:
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).
Далее подчеркивается милосердие Божие ко всему человечеству: Бог назван «благоутробным». Церковнославянское слово «благоутробие» означает «сердечность, внутреннюю благость, милосердие»[6]. Почему же Бог — милосердный? Это раскрывают следующие слова воскресного тропаря — Бог милосерден, потому что воспринял «тридневное погребение».
Христос — истинный Человек
«Погребение приял еси тридневное» — в этом словосочетании заключается все уничижение Христа, о котором говорил апостол Павел в послании к филиппийцам:
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7–8).
Кто может быть погребен? Только тот, кто умер, а Бог бессмертен. Чтобы умереть, Бог воспринял человеческую плоть, жил среди людей и нес тяготы тварного мира. В этом и заключается великое умаление, истощение Своего достоинства.
Состоит оно и в том, что, по слову святителя Феофана Затворника,
в человеческом образе
«безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — изменяется с течением времени; всесодержащий и всеоживляющий — питается и нуждается в заботе других; всеведущий — не ведает; всемогущий — ограничивается; источающий жизнь — умирает»[7].
И все это переживает Он, будучи совершенным Богом.
И жертва Христова направлена на единое — на спасение человека от «страстей». Страстей — страданий, но и страстей в аскетическом смысле. Ведь для человека, ищущего спасения, страсть — болезнь, от которой нужно исцелиться, ведь она мучит душу[8].
Неслучайно в этом словосочетании употреблено церковнославянское желательное наклонение с частицей «да», выражающее жажду спасения.
За это великое милосердие мы прославляем Бога, называя Его нашей «жизнью и воскресением».
Кондак восьмого гласа представляет собой зеркальное отражение тропаря и восстановляет для нас хронологическую последовательность, проливая свет на сотериологичность событий Воскресения Христова, когда Христос умер плотью, спустился во ад и вывел души праведников. Об этом писал апостол Павел в послании к ефесянам:
«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А ‟восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 8–9).
Можно было бы подумать, что речь идет о снисхождении к нам на землю, и это действительно так по сравнению с небом. Однако святые отцы идут дальше, говоря об аде и проповеди спасения среди умерших.
Господь воскресил Адама, и Ева стала «ликовать» — «петь хором, водить хоровод, плясать»[9]. Эта фраза означает, что и Ева также была причастницей Воскресения Христа.
Здесь налицо святоотеческая параллель: по традиции Христос называется Новым Адамом, Богородица — новой Евой, а Древо Крестное — избавлением от греха, ведь некогда древо познания добра и зла стало причиной грехопадения. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление.
Новая Ева, чистая отроковица Дева Мария, ради всего падшего человечества стала Богородительницей. В этом смысле Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы.
Святитель Григорий Палама отмечает, что Бог избрал Сифа. Этим была избрана Та, Которой надлежало стать Матерью Божией. Так имело свое начало в самих детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях спасение мира[10].
Когда же пришло время исполниться этому пророчеству, были избраны Иоаким и Анна, в доме и стране Давида. Бог на этот раз обещал и даровал дитя, которому предстояло стать Матерью Бога.
То есть фраза о ликовании Евы вкратце освещает всю историю Ветхого Завета, кульминацией которой было Рождество и Введение во храм Пресвятой Девы Марии.
Именно об исполнении пророчества «торжествуют все пределы мира», поскольку исполнение его стало спасением от вечной смерти. Заканчивается кондак так, как начинался тропарь, — прославлением великого милосердия Божия.
***
Богослужебные тексты воскресного дня раскрывают собой многие аспекты богословия: и христологии, и сотериологии, и даже антропологии. К сожалению, в настоящее время эти тексты для многих стали привычными, и православные верующие, которые посещают богослужение, воспринимают их как нечто рядовое. Но нельзя забывать, что тексты воскресного богослужения говорят о самом важном событии в человеческой истории: Воскресении Христовом, а значит, изучение и осмысление их чрезвычайно важно для православного христианина.
Лариса Маршева, Владимир Жихарев
Декабря 2021 г.
[1] Скабалланович М.Н. Толковый типикон. М., 2008. С. 630, 689.
[2] Октоих. М.: Издательство Московской патриархии, 1996. С. 463.
[3] Там же. С. 482–483.
[4] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 73.
[5] Там же. С. 78.
[6] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы. М., 2021. С. 63.
[7] Там же.
[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 2008. С. 141.
[9] Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы. М., 2021. С. 163.
[10] Григорий Палама, святитель. Беседа на Введение во храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы // Величие Пресвятой Девы Богородицы. М., 2005. С. 254.
Источник: https://pravoslavie.ru/143316.html