Вопрос - Система дошкольного образования Российской Федерации




В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней». Соответственно система образования трактуется как социальный институт, обеспечивающий право человека на образование.

В структуру образовательной системы России входит: дошкольное образование, общее среднее образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, дополнительное образование.

Сравнительно недавно вместо традиционного названия «дошкольное воспитание» появилось новое – «дошкольное образование», определяемое Законом РФ «Об образовании» в качестве исходной и неотъемлемой ступени отечественной образовательной системы в целом. Изменение официального названия неслучайно, данное переименование показывает новый статус и приоритетность осуществления образовательной деятельности на этапе дошкольного детства как основы для полноценного и гармоничного развития ребенка дошкольного детства. Образование (от русского корня «образ») предполагает обретение ребенком тех образов, которые характеризуют человеческую личность, то есть знаний, поиска смысла жизни, деятельности, устремлений, отношений с другими людьми.

В имеющихся документах федерального значения, прежде всего в Законе РФ «Об образовании», «Декларации прав ребенка», «Конвенции о правах ребенка», «Концепции дошкольного воспитания», «Концепции содержания непрерывного образования» изложены перспективы государственной поддержки дошкольного образования. Названные документы являются правовыми основаниями его дальнейшего развития и функционирования, существенно обогащают дошкольное образование в контексте единого российского образовательного пространства. Так, в основном государственном документе, «Законе об образовании» в статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства»

Выделение дошкольного образования как составной части образовательного процесса, «осмысление закономерностей процесса развития предполагает выработку четких позиций общества, прежде всего его интеграционный подход к детству, как тому реальному субъекту будущего, который сможет принять на себя решение сложной задачи гуманизации».

Дошкольная образовательная деятельность, регламентируемая Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими нормативно-правовыми документами, создает внешние и внутренние условия для целостного развития личности ребенка дошкольного возраста из закрытой системы образования превращается в открытую, построенную на взаимосвязи с другими социальными институтами. Цели, как известно, – это основная категория педагогики, выражающая социальный заказ общества, связывает воедино содержание, методы, формы, обеспечивает успех педагогических действий. Долгое время в отечественной дошкольной педагогике преобладал односторонний целевой подход к личностному и социальному росту воспитанников как процессу, управляемому извне, что противоречило пониманию личностного развития как самодвижения.

Нормативные документы определили приоритетные направления развития дошкольного образования:

- сохранение, развитие и распространения национальной культуры, обуславливающей развитие в личности таких ценностей, как ценности познания, ценности переживания, ценности преобразования, высшие ценности: Красота, Добро, Достоинство, Уверенность, Самостоятельность, Творчество и др.;

- развития творчества как высшей цели образования и проявление свободы личности, на этой основе создания условий формирования ее способности к самореализации, самообразованию, самопознанию;

- индивидуализация образования и развитие вариативных моделей образования;

- информатизация образования и системы управления качеством образования.

На современном этапе развития общества, на фоне становления новых отношений между детьми и взрослыми, нового осмыслением таких понятий, как «детство», «культура детства», «мир детства», «жизненное пространство ребенка» и др., изменяется смысл дошкольной образовательной деятельности: она имеет четко направленную ориентацию – развивающую. Развивать – значит сделать человека сильнее, дать ему окрепнуть, укрепить имеющиеся потенциальные возможности, помочь созреть духовно, умственно, культурно; довести до высокой степени силы, мощности, совершенства; пережить процесс перехода от одного состояния в другое, более качественное; распрямить части чего-то свернутого, нераскрывшегося. Развивающее дошкольное образование ориентировано на то, чтобы создавать каждому ребенку условия при вхождении в социум, в которых он максимально реализовал бы себя, свой интеллект, потенциалы, способности, поэтому главная цель образования на этапе дошкольного детства состоит в создании условий и подготовке детей к непрерывному развитию - социальному и личностному.

Современная образовательная политика направлена на развитие личности ребенка. Важное значение для подготовки к жизни растущей личности приобретает дошкольное образование, которое рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связанной с целенаправленным, специально-организованным процессом становления личности дошкольника путем «введения» ее в культуру и социум.

Изучение личности ребенка дошкольного возраста как развивающего социокультурного феномена требует осмысления существующих в этой связи социально-педагогических проблем дошкольного образования, а также определения направлений современных научно-практических исследований с учетом корректировки процессов воспитания и обучения на современном этапе развития дошкольного детства. Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с жизненным самоопределением ребенка, эмоционально-ценностным отношением к себе и другим людям, процессом познания своего физического и духовного потенциала, своей личностной сущности. Именно такая трактовка цели ориентирует дошкольное образование на личностное развитие ребенка, познание им себя, и социальное развитие, связанное с полноценным вхождением дошкольника в жизнь общества и освоение им социальной компетентности в соответствии с его возрастом.

Осмысление проблемы дошкольного детства как соцокультурного феномена, социального и личностного развития ребенка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. Признание самоценности дошкольного детства повлекло за собой разработку здоровьесберегающих программ и технологий. На современном этапе в массовую практику внедряются разнообразные программы для детей раннего и дошкольного возраста. При этом главным признается формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.

В настоящее время в дошкольном образовании широко представлены следующие образовательные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; программа «Радуга», созданная авторским коллективом под руководством Т.Н.Дороновой; программа «Детство», составленная коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.И.Михайлова, Л.М.Гурович);программа «Развитие», разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко и др., программа «Я – человек» (С.А.Козлова), программа «Я-Ты-Мы», изданная под общей редакцией Р.Б.Стеркиной, программа «Истоки», подготовленная коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, С.Л.Новоселова, К.В.Тарасова, Л.Ф.Обухова, Т.И.Алиева) и др.

Поиск результативных способов присвоения детьми личностного опыта приводит не только к переосмыслению содержания образования, но и к качественно иному уровню использования педагогических технологий. В течение длительного времени система дошкольного образования ориентировалась на формирование у ребенка знаний об окружающей действительности, выполнение требований социума. Специфика дошкольной образовательной деятельности подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Ненасильственное образование – источник дополнительных потенциалов в развитии ребенка, его особенностями являются: обеспечение субъективной свободы в выборе форм и методов деятельности, устранение устаревшего и перегруженного содержания сегодняшнего образования, преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности. С каждым годом изменяются интересы, притязания, привычки ребенка, его мироощущение, – следовательно, образовательные технологии должны отличаться гибкостью и разнообразием. Одно условие остается неизменным: они должны ориентироваться на стратегию «от ребенка». Названные положения предполагают адаптивность дошкольного образования к уровню и особенностям развития воспитанников, создание условий для развития каждого. Следует подчеркнуть, дошкольная образовательная деятельность не «формирует» ребенка, как гончар «формирует» глиняный сосуд, она развивает способности ребенка, ориентирует его на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает все то, что связано с личностным и социальным становлением.

В современной дошкольной педагогике ведется интенсивный поиск путей превращения содержательной части образования в «живое» для воспитанника знание, которое отличается «тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое движение». В целом результат дошкольных образовательных технологий видится нам в присвоении ребенком «живого знания» при более широком использовании возможностей педагогического взаимодействия. Это обусловлено тем, что в старшем дошкольном возрасте повышается субъективная значимость указанного взаимодействия в связи с качественными изменения способов и форм общения с воспитателем.

Таким образом, ориентация дошкольного образования на личность требует включения ребенка в процесс приобретения знаний о собственном развитии, выбора адекватных способов отношения к окружающему миру. Необходимо заметить, что формирование детской личности в дошкольном образовании связано с организацией таких условий, которые обеспечивают становление ребенка как личности и гармоничное вхождение его в социум. Учитывая сказанное, стоит заметить, что образование в дошкольном возрасте имеет четко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее образование должно обеспечить каждому ребенку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, в нужной мере созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: