Казачье поселение Ладейки




Исторические казачьи места в г. Красноярске.

МАОУ СШ № 6

Михайлов Георгий

Казачий класс

Г.Красноярск

Г.

 

Казачье поселение Ладейки. На месте современного правобережья Красноярска еще во второй половине XIX в. Были две большие казачьи станицы – Торгашино и Ладейки. О Ладейках можно прочесть и у Николая Васильевича Латкина в работе «Красноярский округ Енисейской губернии» (1890): «В 9 верстах от Красноярска, на правом берегу, расположено старинное село Ладейское, в котором 150 домов с 900 жителей обоего пола, с каменной церковью.

Территория, которую мы сегодня называем правобережным Красноярском, стала осваиваться русскими с 1630-х годов — то есть почти сразу же после основания острога. Для защиты от набегов кыргызов на правом берегу Енисея были заложены две казачьи станицы — Ладейская и Торгашинская. Чуть позже к ним присоединилась еще одна — Базаиха.

В середине XVIII века через Ладейку прошел Московский тракт, вскоре она стала центром волости, объединявшим ряд окрестных сёл. Торгашино же обрело статус одной из самых богатых и красивых станиц Енисейской губернии. Здесь, как известно, родилась мать художника Василия Сурикова. Живописные окрестности реки Базаихи в XIX веке были популярны у красноярцев как место для прогулок, а в самой деревне многие горожане имели летние дачи.

Такой тихой жизнью правый берег жил до самого начала 1930-х годов, когда страна взяла курс на индустриализацию. После продолжительных дискуссий было решено, что новые фабрики-заводы Красноярск разместит на правом берегу, где много свободного места, в обилии сырьё для строительства, благоприятные направления ветров и течения Енисея.

Первой в черту Красноярска была включена Базаиха — в 1931-м здесь началось строительство деревообрабатывающего комбината. С 1934 года отсчитывает свою историю Красноярский машиностроительный завод, с лета 1935 года — судостроительный, а в 1936-м приступили к возведению ЦБК. Следом появились канифольный, кислородный, лакокрасочный, кирпичный и другие заводы. Со всем этим богатством Красноярск должен был стать одним из ведущих индустриальных центров Сибири.

Казачье поселение Ладейки

На месте современного правобережья Красноярска еще во второй половине XIX в. Были две большие казачьи станицы – Торгашино и Ладейки.

О Ладейках можно прочесть и у Николая Васильевича Латкина в работе «Красноярский округ Енисейской губернии» (1890 ): «В 9 верстах от Красноярска, на правом берегу, расположено старинное село Ладейское, в котором 150 домов с 900 жителей обоего пола, с каменной церковью. Говорят, будто в церкви имеется рукописная старинная книга всех достопримечательных событий в жизни села и окрестных местностей, записанных в период времени около 150 лет».

 

Н. В. Латкин упоминает о Ладейках и в другой своей работе, очерке «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 1892), обозначая его место в административном делении Енисейской губернии: «В административном отношении округ (Красноярский – k) разделен на 4 земско-полицейских участка и на семь волостей. … Во 2-м участке 1 волость Вознесенская, бывшая Ладейская, в ней 16 сельских обществ с большими казачьими станицами: Вознесенское или бывшее Ботойское, Кускунское, Тертешское, Шалинское, Березовское, Злобинское, Усть-Ботойское, Киндяковское, Терентьевское, Лодейское, Монастырское, Свищевское, Маганское, Лопатинское, Торгашинское и Базайское, последние два бывшие казачьи станицы»

В этой работе Н. В. Латкина не одно упоминание о Ладейках. Есть и другие. Во втором автор сообщает о величине поселения, его населенности и степени зажиточности. А также подтверждает, что в селе была каменная церковь. «Село Частоостровское, на левом берегу р. Енисея, одно из старых поселений округа, как и село Лодейское, на правом берегу р. Енисея. В первом имеется каменная церковь, приходское училище, с 20 учениками, волостное правление Частоостровской волости, до 160 жилых домов и до 1200 душ жителей об. пола; во втором, находящемся в 10 верстах от города, находятся до 160 домов и до 1000 чел. жителей обоего пола и каменная церковь. Оба села весьма зажиточны » (С. 361). (Для сравнения, в Красноярске, по данным 1889 года, проживало 16802 человек (Там же. С. 356.).

Последнее упоминание о Ладейках в очерке Николая Васильевича Латкина «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее» встречается в связи с нападениями киргизов: «Для Енисейского края 18 столетие началось киргизским бунтом в Ачинском округе. … киргизы напали на Красноярские волости, Лодейскую и Березовскую, находящиеся под самым городом, коих ограбили и разорили»

Губернатор Степанов в работе «Енисейская губерния» (Санкт-Петербург, 1835. Часть I. С. 169), а также И. Пестов в труде «Записки об Енисейской губернии» Восточной Сибири, 1831 года (Москва, 1833.. 46), приводя сведения об административном делении Енисейской губернии, называют Ладейскую волость.

В. Кожевников в книге «История земли Березовской» (Красноярск, 2006) приводит год присвоения Ладейкам статуса волостного центра - 1768-й. До этого центрами волости последовательно были села Ясаулово и Березовское.

Годом основания села Ладейки считают 1630-й. Оно всего на два года моложе Красноярска.

В литературе приводятся две главных причины основания села, две главные его задачи – спасать Красноярский острог от набегов кыргызов и обеспечивать его хлебом.

Из главки «Ладейки» в книге В. Кожевникова «История земли Березовской»: «Доставка хлеба из Тобольска в Красноярский острог производилась по рекам Иртыш – Обь – Кеть – Енисей. … Все это требовало большого количества людей и времени, поэтому уже осенью 1628 года казаки в районе острога посеяли озимую рожь, одним из мест, удобных для проведения сельскохозяйственных работ, оказались Ладейки.
Корнем слова Ладейки могло послужить созвучие Ла-да, а может быть ладья.
Лад-ное место выбрали казаки для деревни на берегу Енисея рядом с большим логом, богатым разнотравьем, где сено мужики заготавливали не только для своих нужд, но и для города. И пашенных угодий много. А рыбу в протоках Енисея хоть решетом черпай.
Постепенно деревня разрасталась и богатела от продажи сельхозпродукции в городе и стала даже волостным центром» (С. 56-57).

Но вернемся к Ладейкам XVII века.

Село выполняло и еще одну невеселую функцию – долгие годы здесь формировались этапы закованных в кандалы арестантов.

«Некоторые источники показывают, что 3 августа 1630 г. воевода А. Акиноров наказал туземцев, которые убили его людей, отправившихся за данью. Соплеменники их собрали несколько сотен воинов и приблизились к стенам острога: сожгли хлеб, полсотни казаков убили, немало взяли в плен, угнали также и скот.

Но этот трагический августовский день можно считать днем рождения Ладейской станицы. С тех пор началось основательное ее строительство: со дворами, огородами. Над главными резными воротами поставили святые образа. И Господне благословение снизошло на станицу. Селение расцветало: большие дома строились из лиственных да сосновых брусьев, безгвоздьевым методом. С двух сторон жилища были сени, а в них чуланы, каморки. Во дворе имелись хозяйственные постройки: бани, погреба, особые клети – клуни, для хозяйственных и рукодельных работ, в которых собирались казаки долгими зимними вечерами. И рассказывали малым детям об истории Ладеек, в которой были большие драмы и великие геройства…

Не раз станица спасала Красноярск, особенно от набегов кыргызов. А к хитростям каким прибегали! Как-то приготовили ладейские казаки ложные ладьи, зажгли на них факелы, спустили их вниз по течению. Кочевники, увидев такое «войско», разбежались. После такого случая единоличным мастерам ладейных дел разрешили селиться вместе – хутором».

Жители Ладеек

Виктор Александрович Аференко в книге «Вековые корни» (1997) приводит некоторые сведения о казаках, жителях Ладеек: «жили здесь казаки Потылицины – самая большая диаспора красноярских служилых людей, вероятно строили в деревне ладьи». (Кстати, создатели музея «Школьная дорога» считают, что до сих пор на Каменном квартале живут потомки ладейских казаков. А среди погибших учителей-мужчин школы № 47 и ее учащихся, воевавших на фронтах Великой отечественной войны – Михаил Потылицин.) В. Кожевников уточняет, что братья Потылицыны, первые жители Ладеек, были родом из донских казаков.

В. Кожевников в цитированной выше работе упоминает, что «в Ладейках родился Савва Стародубцев, который за спасение экспедиции Беринга в 1742 году получил звание боярский сын, то есть дворянин, оно не передавалось по наследству. Здесь он и умер после возвращения из экспедиции на Камчатку и Аляску»
Судостроитель-самоучка, казак Савва Стародубцев сумел возглавить команду корабелов и восстановить полуразрушенный корабль экспедиции «Св. Петр», и 46 членов экспедиции смогли на нем выйти с островов архипелага, который впоследствии назвали Командорским и достигнуть берегов Камчатки. Восстановленное судно ходило в море еще 12 лет, а Савва Стародубцев освоил профессию кораблестроителя и построил еще несколько корабле й. Уж не от предков ли, строивших ладьи, Савве Стародубцеву досталось в наследство стремление к корабельному делу?..

: «В ставшей уже библиографической редкостью книге А. Рыжкова «Подвиги русских людей на Сахалине и Курилах» сказано: «Стародубское, поселок в Долинском районе. В 1947 году восстановлено название, существовавшее до 1905 года. Назван, вероятно, в честь красноярского казака, участника второй Камчатской экспедиции Саввы Стародубцева...».

 


Очевидно, виднеющийся вдали островок и есть остров Поповский.

Познакомившись со статьей Вероники Ануфриевой, я был искренне удивлен, узнав, что в районе нынешнего Каменного квартала до 1936 г. был каменный храм. Вероника Ануфриева пишет: «Древние Ладейки располагались напротив Поповского острова. Так он был назван, видимо, от того, что уже шла постройка церкви Святого Ильи Пророка, и жил там священник. Сохранились предания о том, что икона Ильи Пророка, которая была на воротах первого поселения, не раз спасала от беды…
О дивном храме вспоминают люди, рассказывают литературные источники. В 1718 году здесь был зарегистрирован Пророко-Ильинский приход, куда входили деревни Кузнецова и Лукина. В храме имелись два престола: св. Ильи Пророка и св. Николая Чудотворца. При церкви была уникальная библиотека с летописями и документами от XVIII столетия. Кружечный доход составлял до 400 рублей в год – на процветание храма».

Автор приводит воспоминания Нины Федоровны Поповой – дочери последнего священника Ладейского храма:

«Мой папа Павлов Федор Иванович являлся последним священником Ладейского храма – с 1927-го по 1935-й год. А храм-то был действительно красавец – розовый и, как мне кажется, гордый какой-то. Стоял на пригорке. С одной стороны Енисей, а с другой (через улицу) пески горячие такие, что летом босиком ступать нельзя».

Да, крутой берег Енисея в районе Каменного квартала действительно песчаный. Да и улица, идущая параллельно линии Енисея, не зря называется Песочной.

Нина Петровна вспоминает далее: «На песках, примерно в метрах 400, находилось кладбище. Когда на островах зацветала черемуха, запах доносился до села…
За околицей села – благодать! Сразу за поскотиной – «бугры», а за ними – бор. На Енисее рыбы много было всякой: таймень, налим, хариус, окунь и мелочь – елец. Ерш, пескарь…
Все было хорошо в селе и в округе. Но только время было не очень. Если вспомнить, как снимали колокола, и сейчас дрожь пробирает. Папу арестовали 13 февраля 1938 года и расстреляли…».

Мартиролог Сайта Красноярского общества «МЕМОРИАЛ» дает такие сведения о последнем священнике Ладейского храма:
«Павлов Федор Иванович. Род. в 1889 в г. Санкт-Петербурге. Образование среднее. Священник Троицкого храма в Красноярске. Работал. Позднее служил в с. Ладейное, С требами ездил в Межово. После закрытия храма работал Красноярске инспектором ревизором в Крайфо. Арестован 13.02.1938. Обвинение в ТД. Осужден 07.03.1938 тройкой УНКВД КК на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 06.06.1989 прокуратурой КК (П-16049)».
Здесь нет сведений о расстреле. Очевидно, этот факт не был соответствующим образом задокументирован. Нет и названия храма в с. Ладейки…

Как же он выглядел, храм св. Ильи Пророка?.. Не хочется верить, что не осталось не одной фотографии с его изображением. Красноярцы, подскажите, может быть, они существуют, просто мне не встречались? А может быть, у кого-то в частных фотоальбомах есть его изображения?..

Вероника Ануфриева предлагает визуально-символическими средствами обозначить это памятное место и… – возродить храм: «Хотелось бы, чтобы в память о станице, заступнице города Красноярска, набережную назвали официально Ладейской, чтобы летом там стояла баржа в виде ладьи, а на ней казачий курень приютился бы, вблизи хорошо бы поставить памятный камень и православный крест – дань покаяния и памяти казакам, сумевшим достойно отражать набеги кочевых орд.
А жителям Ленинского района, думаю, надо начать с благословения Красноярско-Енисейской епархии сбор средств на строительство и возрождение былой церкви св. Ильи Пророка! Верю, что только тогда сойдет благодать на эти места».

Насколько правильны и очевидны такие надежды, настолько и удивительно, что в микрорайоне на сегодняшний день нет ни одного знака (памятника, памятно доски), который бы явно определял историческое значение этого места.

Правда, опять же силами музея «Школьная дорога», запланированы мероприятия по созданию памятного знака. Музей намерен провести конкурс эскизов памятного знака для установки его на историческо-подлинном месте (ныне микроучастке школы) Храма св. Ильи Пророка, разрушенного в 1936 году.

Впрочем, позавчера, к искреннему удивлению, на территории бывшего детского сада (Кольцевой пер., 2а, это уже недалеко от берега Енисея) я встретила некий знак, указывающий на исторические Ладейки – небольшие гипсовые вазоны для цветов. Они были выполнены еще в советское время – время лепнины, дворовых скульптур. Вазоны представляют собой не что иное, как две ладьи в речных волнах! Таких в городе я не встречала прежде нигде. С конскими головами в носовой части и с львиными – в задней. Они стоят в траве у самого края недавно выровненной площадки перед зданием (видимо, для закладки брусчаткой или другим современным покрытием), которое теперь принадлежит, судя по надписи над дверью заднего фасада, Красноярской теплосети.






 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: