Национальный проект «Образование»




В 2007 году в Российской Федерации введен в действие приоритетный национальный проект «Образование», основной целью которого является предоставление всем учащимся независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. Данный проект, безусловно, один из самых наглядных примеров зарождающегося в России стратегического планирования. Реализация его представляет собой обеспечение целой системы мер, действий и решений на разных уровнях, а финансирование – инструмент решения поставленных задач (но не само решение). Национальный проект «Образование» направлен на стимулирование необходимых изменений в сфере образования и создание условий, требуемых для реализации этих изменений. Насколько действенно, результативно и грамотно будут происходить данные изменения, зависит не от государственной поддержки, а от того, как такой предоставленной поддержкой воспользуются участники образовательных проектов.

Однако, национальный проект «Образование» не решит всех проблем. Следует отметить, что в данный момент, переход системы образования на новый качественный уровень сдерживается наличием в данной сфере таких проблем, как:

- недостаточное государственное финансирование образования;

- не всегда эффективное использование выделяемых бюджетных средств вследствие несовершенства сложившегося организационно-экономического механизма финансирования деятельности системы образования.

Необходимы изменения в государственной политике в области образования, одним из основных вопросов которой является его организационно-экономический механизм финансирования. В условиях действующей системы бюджетного финансирования решить существующие проблемы эффективного использования средств достаточно сложно.

У образовательных учреждений имеется также много проблем и из-за налогообложения. С введением новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.) образовательные учреждения утратили налоговые льготы и обязаны платить налоги.

В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальное решение проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога.

Модернизация образования в области эффективных экономических отношений предполагает: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений), что позволит учебным заведениям адекватно выполнять свою образовательную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал.

В процессе модернизации нужно повысить эффективность управления в сфере образования на любом уровне, в частности совершенствуя систему управления учебным заведением, внедряя модели, которые изменяют организационно-правовые формы деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательного учреждения; усилить их ответственность за конечные результаты деятельности; повысить результативность и прозрачность финансирования сферы образования.

Однако стоит помнить, что новые организационно-экономические структуры управления без научно обоснованного подкрепления могут нанести ущерб. И потому такое управление должно быть построено на вполне определенных условиях, при которых управление производством образовательных услуг будет эффективным.

Несмотря на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет свои отличительные черты. Образование не может следовать только логике рыночной экономики, так как первостепенное значение образования заключается в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования требуют обязательного вмешательства государства. Регулирование образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом государства.

7 мая 2018 года на портале Кремля (kremlin.ru) опубликован текст Указа Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования. Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Совет при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам в ближайшее время рассмотрит один из самых масштабных нацпроектов "Образование", рассчитанный на шесть лет. В него войдут девять федеральных проектов, на их основе регионы должны привести в соответствие свои отраслевые программы образования.

Первое и важнейшее направление -федеральный проект "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА" включает: - обновление материально-технической базы; - строительство новых школ; - полную ликвидацию третьей смены; - внедрение новых методов обучения (например, серьезно обновится предмет "Технология": уроки по нему будут проходить в том числе в детских технопарках); - обновление образовательных программ. (6,5 миллиона мест будет создано, чтобы к 2025 году обеспечить 100-процентное обучение в одну смену)

Второй федеральный проект - "УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЁНКА". Это, в первую очередь, - дополнительное образование, -профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки " Кванториум " появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда "Талант и успех" - сочинского "Сириуса". Также будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов. "С сентября этого года мы запускаем большой профориентационный проект "Билет в будущее", рассчитанный на школьников 6-11 классов, - рассказала Ольга Васильева. - Поддержка ранней профориентации должна идти регионам через субсидии. Это большие деньги, такие же, как и " Кванториумы " - около миллиарда рублей в год".

Третий проект - "ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ". Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям: на это некоммерческим организациям будут выделяться субсидии. Пока, по словам Ольги Васильевой, в России работает около ста таких мини-центров.

Четвертый - "ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА". Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории. Кроме того, в России впервые будет создан Центр цифровой трансформации образования, в котором будет идти аналитическая, организационная и экспертная работа в этой области.

Пятый - Федеральный проект "УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО". По словам Васильевой, это во многом ключевой проект: -не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник. Но существующую систему повышения квалификации учителей никто "ломать" не собирается: ее приведут к "общему знаменателю", чтобы она работала на нацпроекты.

"СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ" - ответственна Росмолодежь. Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов. Девятый - "Повышение конкурентоспособности российского высшего образования". В нем уже известные проекты: "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Экспорт российского образования".

Согласно Указу, Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

б) решение следующих задач: — внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление со-держания и —- совершенствование методов обучения предметной области «Технология»; — формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; — внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

 

 

Заключение

Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование, гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.

В целом можно сделать следующие выводы:

- в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

- принципы государственной политики в области образования являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

- необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

- реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

 

 

Список использованной литературы

1. Волгин Н.А. Социальная политика. - М., 2003.

2. Государственная политика и управления современной России в сфере гуманитарной науки и образования. Материалы научного семинара. Вып. 1(48). - М.: Научный эксперт. 2012. - 124с.

3. Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).

4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - СПб., 2003.

5. Национальный проект «Образование»

6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.

7. Федеральная программа развития образования // официальные документы в образовании. - 2018. - №8. - С. 21-28.

8. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» -Официальный сайт Федерального агентства по образованию (Рособразование).- Режим доступа: https://www.ed.gov.ru/

9. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. /В.И. Жуков//учебное пособие/В.И. Жуков - Москва, 2008.

10. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Консультант Плюс, 1997-2009.- Режим доступа:https://www.consultant.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: